Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Только массовая вакцинация спасет рынок. "Арендатор.ру". 1 марта 2021

Для петербургской индустрии HoReCa период пандемии выдался крайне болезненным. Говорить о катастрофе в масштабах всей отрасли не приходится, но количество исчезнувших заведений общепита приближается уже к полутысяче. Еще столько же могут присоединиться к ним в ближайшие полгода. Эксперты, опрощенные Arendator.ru, указывают на базовую закономерность: чем выше зависимость объекта от иностранной аудитории, тем выше риски его закрытия.
No tourists no party
Общеизвестно, что Санкт-Петербург – туристический город. Целые отрасли его экономики завязаны на спрос со стороны зарубежных гостей. Поэтому всеобщий карантин и ограничения на поездки с самого начала сезона стали плохим предзнаменованием. Специалисты Colliers International подсчитали, что в 2019 г. северную столицу посетили 9 млн туристов. В 2020-м поток сократился вчетверо, причем он почти полностью обеспечивался внутренней аудиторией. И это обстоятельство оказалось приговором для многих участников рынка. Адрес в историческом центре и большая популярность среди туристов долгие годы были стратегическими преимуществами для многих петербургских отелей и ресторанов. За счет этих факторов они генерировали дополнительный объем выручки и сохраняли стабильность в предшествующие кризисные периоды. Но с наступлением пандемии все изменилось. То, что всегда работало в плюс, стало работать в минус. "В наибольшей степени в период пандемии пострадали заведения общественного питания в центральных локациях. Кафе и рестораны здесь по большей части были ориентированы на традиционно высокий туристический поток, довольно большую долю составляли также работники расположенных поблизости бизнес-центров. В 2020-м количество таких посетителей существенно сократилось", – констатирует Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg. Впрочем, далеко не всегда закрытие точки обусловлено дефицитом туристической активности. Некоторые заведения попали в уязвимое положение благодаря особенностям своей специализации. "Болезненно отреагировали на ковид, форматы бюджетных столовых, стритфуд и узко сегментированные проекты – например, заведения вегетарианской кухни", – делится наблюдением Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости и ритейла "БестЪ. Коммерческая недвижимость" (ГК "БестЪ").
Разорение ряда кафе и ресторанов привело к заметному переформатированию пула арендаторов на основных торговых магистралях. По данным Colliers International доля общепита снизилась за год с 38% до 32%. Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, полагает, что за период кризиса ресторанная индустрия города недосчиталась порядка 20% участников. "Уход с рынка коснулся проектов, не набравших обороты к началу локдауна, и единичных проектов со специфической концепцией. Уровень вакансии вырос на 20%. Средний же показатель уровня вакансии по помещениям стрит-ритейла в Санкт-Петербурге соответствует 12% при исходных 4-5% в 2019 г.", – комментирует эксперт.
3 к 1
В компании "БестЪ. Коммерческая недвижимость" дают более сдержанную оценку. По их информации на петербургском рынке функционируют чуть более 5,2 тыс. заведений общественного питания (без учета заведений на базе некапитальных строений). В 2019-м их было 5,5 тыс., то есть на 5,6% больше. Без закрытий не обходится ни один сезон, но в 2016-2018 гг. их было в полтора-два раза меньше, чем премьер. В 2019 установилось равенство (408 закрытий на 383 открытия). А в 2020-м был зафиксирован дисбаланс, кризисная природа которого очевидна: рынок покинули сразу 480 заведений (абсолютный рекорд), а начали работу всего 165, то есть на лицо отрицательная пропорция – 3 к 1. Станислав Ступников при описании этой тенденции использует характерную петербургскую идиому: "На 99% эти открытия на "костях" закрытых, т.е. на базе объектов недвижимости, которые под общепит и использовались". Юлия Кузнецова, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International, перечисляет самые заметные утраты завершившегося сезона: рестораны Jamies Italian (первый квартал) и кафе "Гарсон" (четвертый квартал) и на Большой Конюшенной, ресторан "Евразия" (второй квартал) и "Пиросмани" (третий квартал) на Большом проспекте Петроградской стороны (второй квартал), раменная J Ramen на Рубинштейна (четвертый квартал). Заметно поредел состав арендаторов на Невском проспекте – ушли два ресторана сети "Две палочки", два ресторана сети "Нихао", рестораны Il Patio и "Шикари".
Отдельный вопрос: какую роль в закрытии сотен объектов общепита сыграла позиция собственников помещений? Анна Лапченко указывает, что в начале пандемии арендаторы претендовали на скидки в 20-30%. Однако по мере распространения инфекции и ужесточения карантина выяснилось, что даже такие уступки в ряде случаев не могут спасти бизнес. Большим ударом для индустрии стал запрет на работу в новогодние праздники, которые всегда были едва ли не самым продуктивным отрезком года. Поэтому в декабре многие кафе и рестораны вынуждены были просить владельцев помещений об уже сверхкрупном дисконте на уровне 70-80%. Лапченко прогнозирует, что "снижение ставок в некоторых локациях примет не временный, а постоянный характер". Валерий Трушин подчеркивает лояльную политику большинства собственников по отношению к своим партнерам. Они старались договориться о дисконтных мерах и сохранить арендаторов. "Закрытия ресторанов не связаны с бескомпромиссностью арендодателей, причина кроется в отсутствии средств у арендатора вести свою деятельность даже в условиях скидочных уступок", – настаивает эксперт. Кроме того, аналитики IPG.Estate не выявили изменений в ставках аренды для высвободившихся помещений.
Общий объем финансовых убытков, понесенных в 2020 г. индустрией общественного питания в Санкт-Петербурге, оценивается специалистами "БестЪ. Коммерческая недвижимость" в 65 млрд рублей. По объему это сопоставимо с годовым бюджетом Владимирской области. Иными словами, рынок лишился трети от докризисного оборота.
"Есть достижения, есть"
Вместе с тем, в Colliers International находят достаточно оснований для оптимизма. "В 2020 г. ресторанный бизнес показал, что могут появляться новые и интересные концепции в самое непростое время. Это был год изменений и адаптации к новым условиям работы. Предприимчивость и надежда на улучшение ситуации, переговоры с арендодателями позволили избежать резкого роста закрытий", – говорит Юлия Кузнецова. Подтверждением тому служит другой список – список премьер. Как отмечалось выше, он гораздо короче списка закрытий, но и в нем есть немало знаковых объектов. Это пиццерии "Додо Пицца" и Mamaroma, кафе-кондитерская Chocolate Bar, кондитерская "Торт Первый" и бар Merula на Невском, кафе "Вини, пани и салями" и бар "Эндорфин" на Большой Конюшенной, кофейня Surf Coffee на Рубинштейна. В 2020 г. получил продолжение тренд на открытие новых точек в спальных районах города. Драйверами этой экспансии выступают сетевые операторы, работающие преимущественно в масс-маркете. В контексте пандемического кризиса данная политика доказала свою состоятельность: заведения, вынесенные за пределы центра, ориентированы на местный спрос, и потому их выручка не подвержена серьезным колебаниям.
Бизнес на паузе
Помимо 480 закрывшихся заведений общепита, на рынке образовался пул из 400-450 кафе, баров и ресторанов, которые временно приостановили свою деятельность. По предположению Станислава Ступникова, вновь приступить к обслуживанию клиентов сможет примерно половина из них – если события будут развиваться в рамках позитивного сценария. Среди проектов, "поставленных на паузу", существенную долю занимают корнеры на фудкортах в торговых центрах. Анна Лапченко допускает, что многие из них переориентируются на площадки в стрит-ритейле, поскольку в этом сегменте ограничения на работу были менее жесткими. По словам Юлии Кузнецовой, некоторые компании использовали приостановку деятельности, чтобы провести ремонт или оптимизировать издержки. Иногда они меняли адрес. Так, в третьем квартале кафе "Дядюшка Хо" перебазировалось из дома №41 на Большом проспекте Петроградской стороны в дом №50 на той же улице.
В Knight Frank St Petersburg не верят в скорую реставрацию индустрии общественного питания. "В начале 2021 г. в сегменте стрит-ритейла в центральных локациях можно будет ожидать большее количество вакантных помещений, чем, например, в середине 2020 г.", – заключает Анна Лапченко.
Отельный нокдаун
Другая составляющая сферы HoReCa – отельный бизнес – подверглась еще более суровым испытаниям. Валерий Трушин обращает внимание, что гостиницы прекращали работу не по санитарным, а по экономическим причинам: "Они не были обязаны прибегать к закрытию, но отсутствие туристического потока вынудило операторов частично или полностью законсервировать гостиничный фонд". Проблемы с заполняемостью у отельеров начались еще в феврале, – уточняет Евгения Тучкова, замдиректора департамента консалтинга Colliers International. В апреле они приняли характер бедствия – тогда было занято лишь 5-8% номеров. Относительно благополучные периоды лета и начала осени несколько выровняли показатели, но средний уровень загрузки по итогам года не превышает 35%. По информации Colliers International это десятилетний минимум. Валерий Трушин добавляет, что в предыдущие туристические сезоны заполняемость фонда достигала стандартных 70-75%. Ухудшились и другие базовые индикаторы гостиничного бизнеса. Средняя цена проживания в номере снизилась на 29% – до 4,60 тыс. рублей за сутки. Средняя выручка упала еще сильнее – на 63% (1,66 тыс. рублей за номер в сутки).
Консервация и вакцинация
В IPG.Estate уверены, что в отсутствие клиентов убытки невозможно компенсировать, но операторы все же попытались их свести до сколько-нибудь приемлемых значений, позволяющих поддерживать жизнеспособность отелей. В частности, персонал многих отелей был переведен в категорию самозанятых. "Ведь фонд оплаты труда занимает высокую долю в системе расходов гостиницы. Консервация стала выходом для многих бизнесов этого сегмента", – поясняет Трушин. Также отели экономили на коммунальных услугах и маркетинговых затратах. В улучшении финансового баланса отчасти помогали и новые опции. "Для поддержания операционной деятельности некоторые гостиницы предлагали услуги по самоизоляции с возможностью длительного проживания или дневную аренду номера для спокойной работы в удаленном режиме", – приводит пример Евгения Тучкова.
Однако ни одна из перечисленных мер неспособна дать облегчение индустрии HoReCa. Требуется устранение или хотя бы смягчение главного поражающего фактора – пандемии. "На данный момент рестораны и гостиницы способны вести свою деятельность. Зыбкая ситуация позволяет работать в ноль, но при обострении эпидемиологической обстановки данные сегменты могут потерпеть крах. Надежды возлагаются на массовое вакцинирование", – резюмирует Валерий Трушин.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.