Только массовая вакцинация спасет рынок. "Арендатор.ру". 1 марта 2021

Для петербургской индустрии HoReCa период пандемии выдался крайне болезненным. Говорить о катастрофе в масштабах всей отрасли не приходится, но количество исчезнувших заведений общепита приближается уже к полутысяче. Еще столько же могут присоединиться к ним в ближайшие полгода. Эксперты, опрощенные Arendator.ru, указывают на базовую закономерность: чем выше зависимость объекта от иностранной аудитории, тем выше риски его закрытия.
No tourists no party
Общеизвестно, что Санкт-Петербург – туристический город. Целые отрасли его экономики завязаны на спрос со стороны зарубежных гостей. Поэтому всеобщий карантин и ограничения на поездки с самого начала сезона стали плохим предзнаменованием. Специалисты Colliers International подсчитали, что в 2019 г. северную столицу посетили 9 млн туристов. В 2020-м поток сократился вчетверо, причем он почти полностью обеспечивался внутренней аудиторией. И это обстоятельство оказалось приговором для многих участников рынка. Адрес в историческом центре и большая популярность среди туристов долгие годы были стратегическими преимуществами для многих петербургских отелей и ресторанов. За счет этих факторов они генерировали дополнительный объем выручки и сохраняли стабильность в предшествующие кризисные периоды. Но с наступлением пандемии все изменилось. То, что всегда работало в плюс, стало работать в минус. "В наибольшей степени в период пандемии пострадали заведения общественного питания в центральных локациях. Кафе и рестораны здесь по большей части были ориентированы на традиционно высокий туристический поток, довольно большую долю составляли также работники расположенных поблизости бизнес-центров. В 2020-м количество таких посетителей существенно сократилось", – констатирует Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg. Впрочем, далеко не всегда закрытие точки обусловлено дефицитом туристической активности. Некоторые заведения попали в уязвимое положение благодаря особенностям своей специализации. "Болезненно отреагировали на ковид, форматы бюджетных столовых, стритфуд и узко сегментированные проекты – например, заведения вегетарианской кухни", – делится наблюдением Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости и ритейла "БестЪ. Коммерческая недвижимость" (ГК "БестЪ").
Разорение ряда кафе и ресторанов привело к заметному переформатированию пула арендаторов на основных торговых магистралях. По данным Colliers International доля общепита снизилась за год с 38% до 32%. Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, полагает, что за период кризиса ресторанная индустрия города недосчиталась порядка 20% участников. "Уход с рынка коснулся проектов, не набравших обороты к началу локдауна, и единичных проектов со специфической концепцией. Уровень вакансии вырос на 20%. Средний же показатель уровня вакансии по помещениям стрит-ритейла в Санкт-Петербурге соответствует 12% при исходных 4-5% в 2019 г.", – комментирует эксперт.
3 к 1
В компании "БестЪ. Коммерческая недвижимость" дают более сдержанную оценку. По их информации на петербургском рынке функционируют чуть более 5,2 тыс. заведений общественного питания (без учета заведений на базе некапитальных строений). В 2019-м их было 5,5 тыс., то есть на 5,6% больше. Без закрытий не обходится ни один сезон, но в 2016-2018 гг. их было в полтора-два раза меньше, чем премьер. В 2019 установилось равенство (408 закрытий на 383 открытия). А в 2020-м был зафиксирован дисбаланс, кризисная природа которого очевидна: рынок покинули сразу 480 заведений (абсолютный рекорд), а начали работу всего 165, то есть на лицо отрицательная пропорция – 3 к 1. Станислав Ступников при описании этой тенденции использует характерную петербургскую идиому: "На 99% эти открытия на "костях" закрытых, т.е. на базе объектов недвижимости, которые под общепит и использовались". Юлия Кузнецова, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International, перечисляет самые заметные утраты завершившегося сезона: рестораны Jamies Italian (первый квартал) и кафе "Гарсон" (четвертый квартал) и на Большой Конюшенной, ресторан "Евразия" (второй квартал) и "Пиросмани" (третий квартал) на Большом проспекте Петроградской стороны (второй квартал), раменная J Ramen на Рубинштейна (четвертый квартал). Заметно поредел состав арендаторов на Невском проспекте – ушли два ресторана сети "Две палочки", два ресторана сети "Нихао", рестораны Il Patio и "Шикари".
Отдельный вопрос: какую роль в закрытии сотен объектов общепита сыграла позиция собственников помещений? Анна Лапченко указывает, что в начале пандемии арендаторы претендовали на скидки в 20-30%. Однако по мере распространения инфекции и ужесточения карантина выяснилось, что даже такие уступки в ряде случаев не могут спасти бизнес. Большим ударом для индустрии стал запрет на работу в новогодние праздники, которые всегда были едва ли не самым продуктивным отрезком года. Поэтому в декабре многие кафе и рестораны вынуждены были просить владельцев помещений об уже сверхкрупном дисконте на уровне 70-80%. Лапченко прогнозирует, что "снижение ставок в некоторых локациях примет не временный, а постоянный характер". Валерий Трушин подчеркивает лояльную политику большинства собственников по отношению к своим партнерам. Они старались договориться о дисконтных мерах и сохранить арендаторов. "Закрытия ресторанов не связаны с бескомпромиссностью арендодателей, причина кроется в отсутствии средств у арендатора вести свою деятельность даже в условиях скидочных уступок", – настаивает эксперт. Кроме того, аналитики IPG.Estate не выявили изменений в ставках аренды для высвободившихся помещений.
Общий объем финансовых убытков, понесенных в 2020 г. индустрией общественного питания в Санкт-Петербурге, оценивается специалистами "БестЪ. Коммерческая недвижимость" в 65 млрд рублей. По объему это сопоставимо с годовым бюджетом Владимирской области. Иными словами, рынок лишился трети от докризисного оборота.
"Есть достижения, есть"
Вместе с тем, в Colliers International находят достаточно оснований для оптимизма. "В 2020 г. ресторанный бизнес показал, что могут появляться новые и интересные концепции в самое непростое время. Это был год изменений и адаптации к новым условиям работы. Предприимчивость и надежда на улучшение ситуации, переговоры с арендодателями позволили избежать резкого роста закрытий", – говорит Юлия Кузнецова. Подтверждением тому служит другой список – список премьер. Как отмечалось выше, он гораздо короче списка закрытий, но и в нем есть немало знаковых объектов. Это пиццерии "Додо Пицца" и Mamaroma, кафе-кондитерская Chocolate Bar, кондитерская "Торт Первый" и бар Merula на Невском, кафе "Вини, пани и салями" и бар "Эндорфин" на Большой Конюшенной, кофейня Surf Coffee на Рубинштейна. В 2020 г. получил продолжение тренд на открытие новых точек в спальных районах города. Драйверами этой экспансии выступают сетевые операторы, работающие преимущественно в масс-маркете. В контексте пандемического кризиса данная политика доказала свою состоятельность: заведения, вынесенные за пределы центра, ориентированы на местный спрос, и потому их выручка не подвержена серьезным колебаниям.
Бизнес на паузе
Помимо 480 закрывшихся заведений общепита, на рынке образовался пул из 400-450 кафе, баров и ресторанов, которые временно приостановили свою деятельность. По предположению Станислава Ступникова, вновь приступить к обслуживанию клиентов сможет примерно половина из них – если события будут развиваться в рамках позитивного сценария. Среди проектов, "поставленных на паузу", существенную долю занимают корнеры на фудкортах в торговых центрах. Анна Лапченко допускает, что многие из них переориентируются на площадки в стрит-ритейле, поскольку в этом сегменте ограничения на работу были менее жесткими. По словам Юлии Кузнецовой, некоторые компании использовали приостановку деятельности, чтобы провести ремонт или оптимизировать издержки. Иногда они меняли адрес. Так, в третьем квартале кафе "Дядюшка Хо" перебазировалось из дома №41 на Большом проспекте Петроградской стороны в дом №50 на той же улице.
В Knight Frank St Petersburg не верят в скорую реставрацию индустрии общественного питания. "В начале 2021 г. в сегменте стрит-ритейла в центральных локациях можно будет ожидать большее количество вакантных помещений, чем, например, в середине 2020 г.", – заключает Анна Лапченко.
Отельный нокдаун
Другая составляющая сферы HoReCa – отельный бизнес – подверглась еще более суровым испытаниям. Валерий Трушин обращает внимание, что гостиницы прекращали работу не по санитарным, а по экономическим причинам: "Они не были обязаны прибегать к закрытию, но отсутствие туристического потока вынудило операторов частично или полностью законсервировать гостиничный фонд". Проблемы с заполняемостью у отельеров начались еще в феврале, – уточняет Евгения Тучкова, замдиректора департамента консалтинга Colliers International. В апреле они приняли характер бедствия – тогда было занято лишь 5-8% номеров. Относительно благополучные периоды лета и начала осени несколько выровняли показатели, но средний уровень загрузки по итогам года не превышает 35%. По информации Colliers International это десятилетний минимум. Валерий Трушин добавляет, что в предыдущие туристические сезоны заполняемость фонда достигала стандартных 70-75%. Ухудшились и другие базовые индикаторы гостиничного бизнеса. Средняя цена проживания в номере снизилась на 29% – до 4,60 тыс. рублей за сутки. Средняя выручка упала еще сильнее – на 63% (1,66 тыс. рублей за номер в сутки).
Консервация и вакцинация
В IPG.Estate уверены, что в отсутствие клиентов убытки невозможно компенсировать, но операторы все же попытались их свести до сколько-нибудь приемлемых значений, позволяющих поддерживать жизнеспособность отелей. В частности, персонал многих отелей был переведен в категорию самозанятых. "Ведь фонд оплаты труда занимает высокую долю в системе расходов гостиницы. Консервация стала выходом для многих бизнесов этого сегмента", – поясняет Трушин. Также отели экономили на коммунальных услугах и маркетинговых затратах. В улучшении финансового баланса отчасти помогали и новые опции. "Для поддержания операционной деятельности некоторые гостиницы предлагали услуги по самоизоляции с возможностью длительного проживания или дневную аренду номера для спокойной работы в удаленном режиме", – приводит пример Евгения Тучкова.
Однако ни одна из перечисленных мер неспособна дать облегчение индустрии HoReCa. Требуется устранение или хотя бы смягчение главного поражающего фактора – пандемии. "На данный момент рестораны и гостиницы способны вести свою деятельность. Зыбкая ситуация позволяет работать в ноль, но при обострении эпидемиологической обстановки данные сегменты могут потерпеть крах. Надежды возлагаются на массовое вакцинирование", – резюмирует Валерий Трушин.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Общественное питание», «Туристический рынок» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233