Иранская вакцина от коронавируса успешно прошла доклинические испытания.

Сейчас идет третья фаза клинических испытаний
Иранские биологи опубликовали результаты доклинических испытаний инактивированной вакцины COVIran Barakat. Она защитила макак-резусов от заражения коронавирусом нового типа. Результаты экспериментов ученые опубликовали на bioRxiv.
"Безопасность вакцины мы проверили на четырех видах подопытных животных, а ее эффективность – на макаках-резусах, которые получили по две дозы препарата. Эти испытания завершились успешно, поэтому COVIran Barekat можно считать одним из перспективных средств для защиты населения от заражения коронавирусом нового типа", – пишут исследователи.
Вакцину разработала группа иранских ученых под руководством профессора Института Пастера Асгара Абдоли. Препарат представляет собой цельновирионную инактивированную вакцину, его действие основано на ослабленных частицах SARS-CoV-2, которые не могут эффективно проникать в клетки и заражать их.
На разработку подобных препаратов уходит больше времени, чем на вирусные или РНК-вакцины. При этом они, предположительно, дают более надежную защиту от новых разновидностей коронавируса и не требуют особых условий хранения, как их РНК-вакцины от компаний Pfizer и Moderna.
Создав ослабленные вирусные частицы, Абдоли и его коллеги проверили безопасность вакцины на морских свинках, кроликах, мышах и обезьянах. Вакцина не вызвала у животных серьезных побочных эффектов, привлекла внимание иммунных клеток и заставила их вырабатывать много антител к SARS-CoV-2.
Убедившись в безопасности COVIran Barakat для животных, они проследили, сможет ли вакцина защитить от достаточно больших доз коронавируса макак-резусов. Вирус вводили после вакцинации приматов в их верхние дыхательные пути.
COVIran Barakat помешала SARS-CoV-2 попасть в организм обезьян, которые получили вакцину в относительно малых и больших дозах, 3 и 5 мг. В последнем случае иммунитет приматов реагировал на вирус активнее. Ученые уже учли это при проведении клинических испытаний на людях, которые частично проходят параллельно с опытами на животных.
Исследование показало, что высокая концентрация антител в организме обезьян сохранялась на протяжении как минимум двух месяцев. При этом ученые не зафиксировали свидетельств того, что повторное введение вакцины или контакт с вирусом вызывал чрезмерно сильный иммунный ответ, опасный для организма макак.
Благодаря успеху этих испытаний ученые надеются, что третья фаза клинических испытаний, которая началась в марте этого года, завершится удачно. Власти Ирана рассчитывают, что массовая вакцинация населения страны COVIran Barakat начнется в ближайшие месяцы, если вакцина успешно пройдет все стадии проверки.
Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.