Выплаты нефтяным компаниям за сдерживание цен на бензин превысили 1 трлн. рублей.
Общая сумма бюджетных компенсаций нефтяным компаниям за сдерживание внутренних цен на топливо (топливный демпфер) за январь—сентябрь 2023 года достигла почти 1,138 трлн руб., что на 38% меньше, чем было выплачено за аналогичный период 2022 года. Об этом в среду, 4 октября, сообщила пресс-служба Минфина.
В рамках топливного демпфера, который действует с 2019 года, правительство платит компаниям, если экспортная цена бензина и дизтоплива выше внутрироссийской. Если российские цены, наоборот, выше экспортных, то нефтяные компании, в свою очередь, направляют в бюджет часть прибыли. В 2022 году объем компенсаций нефтяникам составил 2,171 трлн руб. В сентябре 2023 года по сравнению с августом выплаты выросли на 60,7%, до рекордных 298,7 млрд руб.
В апреле 2023 года глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах снизить демпфер примерно на 30 млрд руб. в месяц. "Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали [из бюджета], при низких ценах на Западе нефтяники доплачивали [в бюджет]. Сейчас западных рынков нет. <...>. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков", — объяснял он. С 1 сентября механизм был скорректирован, выплаты должны были сократиться. РБК направил запрос в пресс-службу Мифина.
В преддверии снижения компенсаций оптовые цены на бензин и дизель начали резко расти, и правительству пришлось принимать "кардинальные меры" — с 21 сентября запрещен экспорт нефтепродуктов из России. В Минэнерго объяснили, что временные ограничения позволят пресечь серый экспорт топлива и насытить внутренний рынок, увеличив предложение, что поможет снизить цены. 4 октября вице-премьер Александр Новак сообщил в интервью "Россия-24" о том, что запрет позволил увеличить запасы топлива примерно на 430 тыс. т, оптовые цены снизились на 16–20%. При этом еще в конце сентября он заявил, что правительство снова планирует скорректировать демпфер, — теперь планируется увеличить объем компенсаций нефтяникам, "чтобы компенсировать [им] разницу с экспортом".
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) с 21 сентября стоимость бензина АИ-92 упала на 9,3%, до 56,151 тыс. руб. за т; АИ-95 — на 11,9%, до 58,587 тыс. руб. за т; летнего дизтоплива — на 20,7%, до 57,004 тыс. руб. за т. По данным Московской топливной ассоциации, средние розничные цены на бензин и дизель на АЗС Москвы, за 26 сентября—2 октября упали впервые с марта: литр АИ-92 и АИ-95 — на 28 и 36 коп., до 50,68 и 56,16 руб. соответственно, а на дизтопливо — на 31 коп., до 62,07 руб. за литр.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot