Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Петербургские офисы вступили в фазу больших перемен. "РосБизнесКонсалтинг". 2 сентября 2020

Общее число рабочих мест в петербургских коворкингах до конца текущего года может удвоиться и достичь 5251, прогнозирует JLL. Как отмечают участники рынка, рост предложения во многом связан с повышенным спросом со стороны крупных арендаторов. Использование "гибких" офисов позволяет им сокращать финансовые, временные и организационные издержки на реализацию новых проектов. В ближайшей перспективе это приведет к глубоким изменениям на петербургском офисном рынке, полагают эксперты.
Взрывной рост
По данным JLL, на начало сентября 2020 года в Петербурге работают 45 коворкингов общей площадью 32 тыс. кв. м. Число рабочих мест в них достигает 3,8 тыс. С начала года объем предложения в этом сегменте вырос на 37%: появилось 1 022 рабочих места в восьми новых проектах. К концу года объем предложения может удвоиться по сравнению с 2019 годом и составить 5251 рабочее место. Два самых крупных объекта до конца года планирует открыть сеть "Практик" — на Гороховой улице (796 рабочих мест) и на Малоохтинском проспекте (620 рабочих мест).
Справка:
Коворкинг ("гибкий" офис) — офисное пространство, в котором можно арендовать как офис для размещения компании, так и отдельное рабочее место. Срок аренды, в отличие от традиционного офиса, может составлять час, день, месяц или более длительный период. В большинстве коворкингов в основном арендуются рабочие места в открытом помещении или отдельных кабинетах. Рабочие места могут оснащаться компьютерами или сдаваться без них. Кроме того, рабочее место может быть закреплено за конкретным арендатором, что, как правило, стоит дороже, чем незакрепленное место. В большинстве случаев в стоимость входит пользование офисным оборудованием, канцелярские принадлежности, интернет, напитки, и клининговые услуги. Дополнительная плата взимается за использование переговорных комнат, предоставление юридического адреса и другие услуги.
Крупные клиенты
Как поясняют эксперты и участники рынка, рост предложения стал ответом на расширение состава арендаторов и, как следствие, повышение спроса на "гибкие" офисы. Во-первых, интерес к коворкингам стали проявлять не только фрилансеры и представители малого бизнеса, но и крупные компании. Во-вторых, среди арендаторов появляются игроки из новых для этого рынка сегментов. Если раньше основной целевой аудиторией коворкингов были IT-компании, то сегодня среди арендаторов появились добывающие предприятия, компании из сектора энергетики и других сфер. Например, в Петербурге рабочие места в коворкингах арендуют "Почта России", "Газпромнефть", "Северсталь" и "Росатом".
По словам руководителя федеральной сети коворкингов GrowUp Константина Королева, расширение состава арендаторов за счет крупных компаний началось примерно год назад в Москве, теперь этот тренд наблюдается и в Петербурге. Как поясняет Королев, интерес таких игроков к "гибким" офисам связан с двумя обстоятельствами.
Прежде всего, поясняет Константин Королев, коворкинг позволяет значительно упростить процедуру организации рабочих мест. "Арендуя обычный офис, компания должна закупить мебель, сделать ремонт — все это требует не только финансовых затрат, но и времени. Кроме того, придется заключать несколько договоров — на оказание клининговых услуг, поставку питьевой воды и пр. В коворкинге можно получить все услуги под ключ за короткое время, а это важно в ситуациях, когда нужно оперативно организовать рабочие места — например, под какой-то проект", — поясняет Константин Ковалев.
"Крупные компании рассматривают вариант аренды коворкингов для проектных команд. Раньше такие компании расширялись, арендуя дополнительные офисные площади, а по окончании проекта использовали их под другие нужды. В нынешних экономических условиях такой подход, возможно, не совсем оправдан. К нам поступают запросы на аренду от 50 до 150 рабочих мест в коворкингах", — говорит Виктория Горячева, заместитель директора департамента офисной недвижимости и услуг для арендаторов Colliers International.
Интерес к коворкингам со стороны крупных компаний связан и с дефицитом предложения в сегменте традиционных офисов. «Если компаниям на 20-30 человек найти готовое помещение с качественной отделкой в бизнес-центрах не проблема, то уже на команду 150-200 человек (а это площадь от 800 кв м) найти офис практически невозможно при условии, что нужно срочно посадить команду под новый проект. Это будут потертые офисы, и надо потратить пару месяцев, чтобы сделать ремонт и оснастить мебелью», — говорит Константин Ковалев.
Недалекое будущее
В ответ на повышение спроса на рынке ковркингов появляется более разнообразное предложение — как по набору услуг, так и по цене. Стоимость одного рабочего места в петербургских коворкингах варьируется от 4,5 до 30 тыс. руб. в месяц. Растущий спрос уже привел к росту цен, отмечают эксперты. «За 8 месяцев 2020 года арендные ставки на «гибкие» офисные пространства в Петербурге выросли в среднем на 12%», — отмечает руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталия Киреева.
Востребованность этого формата со стороны арендаторов привлекает в сегмент коворкингов игроков рынка традиционных офисов. Собственники бизнес-центров стали открывать на части своих площадей коворкинги. Среди наиболее заметных примеров — коворкинг UGOL PAGE в деловом центре «Желтый Угол». О планах запуска аналогичного проекта РБК Петербург рассказал управляющий БЦ «ЛУЧ» Андрей Безимов. По его прогнозам, после пандемии коворкинги станут еще более востребованными, поскольку многие компании «распробовали» плюсы удаленной работы, а «гибкий» офис стал удобным способом реализации такой модели.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

При покупке Исследования с итогами 2020 года саммари с ключевыми событиями 1 квартала 2021 года В ПОДАРОК!

Исследования, участвующие в акции:

!!! Исследования созданы по единой методике и структуре, что позволяет не только получить подробные данные в рамках одной отрасли, но и анализировать и сравнивать показатели развития отраслей между собой.

Поможет при планировании и анализе отрасли, подготовке к переговорам и выстраивании стратегии на 21-22 гг.

Получите описание и консультацию специалиста по телефону (495) 772 76 40 доб. 256 или отправьте запрос на электронную почту retail@infoline.spb.ru

Менеджер проекта: Седых Анна