Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Кому выгодны новые изменения в энергосекторе страны: "бедным" нефтяникам или "богатому" государству. "Forbes (Казахстан)". 6 апреля 2020

Что означает запрет на ввоз топлива в Казахстан из России, читателям Forbes.kz объясняет Серик Буркитбаев.
В конце марта Министерство энергетики РК приняло постановление о трехмесячном запрете на ввоз бензина, дизельного топлива и керосина из РФ. В то же время был снят запрет на экспорт топлива из Казахстана в Россию. На первый взгляд, мотивы такого решения вполне оправданы – правительство принимает меры для недопущения переизбытка топлива на внутреннем рынке в связи со снижением уровня потребления нефтепродуктов из-за мер, принятых в борьбе с коронавирусом. Но в этом постановлении есть и другая сторона, считает экс-министр транспорта и коммуникаций РК, а также бывший руководитель АО "КазМунайГаз" и Казахстанского института нефти и газа Серик Буркитбаев.
- Я сейчас нахожусь не в Казахстане, но слежу за всеми событиями, и когда услышал об этой новости, то очень сильно удивился. Это, можно сказать, историческое решение – долгие годы мы делали наоборот. Да, спрос на внутреннем рынке на топливо действительно упал, в том числе и в России, там также сейчас действуют различные ограничения, поэтому есть опасения, что российская продукция хлынет на наш рынок. Однако важно в этом решении не то, что пытаются защитить внутренний рынок, а то, что мы можем по косвенным признакам хотя бы примерно установить, по какой цене поставляется нефть на наши НПЗ – ведь это всегда было тайной за семью печатями, - объяснил экс-министр.
Нововведение говорит о том, что цена $25 за баррель является критической для казахстанской отрасли по переработке нефти. Весьма вероятно, что именно по такой цене на наши НПЗ и поставляется нефть для переработки.
- И неважно, сколько стоит нефть в данный момент на мировых рынках – 60, 80 или 100 долларов. Часть наших нефтедобывающих компаний была обязана поставлять извлекаемые ресурсы на НПЗ именно по такой цене, вне зависимости от текущего мирового ценообразования. Понятно, что в их число входили не "избранные" компании – по прошлогодним ценам им это было не очень выгодно, чего уж говорить о событиях пяти- или десятилетней давности. Теперь-то, конечно, они пока на коне. И, если следовать такой логике, становится интересно, по какой же формуле устанавливается цена на топливо внутри страны? Ведь этот вопрос также скрыт туманом неопределенности, - добавил Серик Буркитбаев.
Не совсем ясно, почему, когда во всем мире при падающей цене на нефть падает и цена на топливо, в нашей стране стоимость нефтепродуктов остается неизменной либо снижается незначительно. Возможно, фиксированная цена в $25 за баррель при поставках нефти на НПЗ и является частичным объяснением.
Также наше правительство и статистические службы любят говорить, что в Казахстане цена на бензин – одна их самых низких в мире. По мнению Серика Минаваровича, это большой обман, хотя цена на топливо, на первый взгляд, действительно кажется весьма привлекательной.
- Сейчас у нас цена на 92-й бензин сложилась на уровне 30 центов за литр по текущему курсу (около 155 тенге за литр по курсу 450 тенге за доллар*). Еще месяц назад стоимость составляла около 40-45 центов. В США цена за галлон в среднем по штатам упала до $2 – это около 50 центов за литр. В ряде штатов прайс на топливо опустился еще ниже. В Европе цена на бензин практически повсеместно превышает 1 евро. Но во всех этих странах половину цены на топливо, а чаще всего больше, составляют акцизы. Да, люди платят больше за продукт, но эти деньги идут в бюджет в виде налоговых поступлений, то есть возвращаются гражданам в виде высоких социальных пособий, качественных дорог и честных государственных органов. Потребители бензина фактически платят себе в карман – госбюджет же общий. У нас же акциз составляет совсем незначительную часть – 18 тенге за литр (1000 литров бензина равны приблизительно 750 кг из-за разницы в плотности – F), это всего 12-13% от итоговой цены литра, - подсчитал эксперт.
Стоит отметить также и отдельный транспортный налог, который чаще всего замалчивается, а ведь во многих странах мира его нет - он входит в цену бензина. Про уровень зарплат, покупательскую способность и долю ВВП на душу населения в странах, с которыми Казахстан часто любят сравнивать, в таком случае вообще лучше не стоит вспоминать.
Выходит, что основная часть дохода от продажи топлива возвращается не государству, не НПЗ, которые таким образом могли бы "отбивать" затраты, вложенные государством в их модернизацию, и даже не нефтяным компаниям.
- Насколько мне известно, наши нефтеперерабатывающие заводы не извлекают значимой прибыли из получаемой продукции. Они получают сырую нефть и отдают нефтепродукты, получая фиксированную цену за процессинг. Они не самостоятельные игроки, так же как и поставщики нефти. С учетом сложившейся ситуации могу сказать, что ничего не потеряли, а даже выиграли лишь поставщики бензина, - сказал Серик Буркитбаев.
На вопрос, какая цена на мировых рынках на нефть является для казахстанского нефтедобывающего сектора и экономики в целом минимально рентабельной, экс-министр затруднился ответить однозначно.
- У каждой компании и даже нефтяного участка своя цена рентабельности. Нужно учитывать, сколько инвестиций в развитие месторождений и производство вложено, какие существуют операционные расходы, какие есть транспортные расходы на поставку нефти и так далее. При учете всех затрат часть месторождений даже при $40 за баррель могут быть убыточными. Как можно подсчитать, например, точку безубыточности Кашагана, учитывая, сколько средств туда вложено? Здесь я не могу дать однозначного ответа. Для нашей нефтяной промышленности чем цена будет выше, тем лучше. В любом случае она будет работать, даже если цены упадут ниже $20. Другого выхода нет, - ответил собеседник.
* интервью было записано 1 апреля.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.