Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Полина Жилкина: Карантина недостаточно для смены уклада жизни: 3 мифа о влиянии пандемии. "РБК-Недвижимость". 16 сентября 2020

С момента начала пандемии эксперты в один голос говорят банальное: "Мир уже не будет прежним". В теории это означает, что люди бесповоротно уйдут из торговых центров в онлайн, из офисов — на удаленку и в коворкинги, из кафе и ресторанов — в режим доставки и так далее. Но на чем основаны такие тезисы и существуют ли комплексные исследования этих трендов? JLL и агентство "СканМаркет" провели очный опрос жителей Москвы с целью оценить влияние карантина 2020 года на покупку товаров и услуг.
Карантин так или иначе затронул подавляющее большинство жителей, и у многих создалось впечатление о возможных глубоких переменах в жизни населения. Действительно, 32% работающих москвичей заявили об ухудшении условий работы, однако две трети горожан остались на прежней работе с прежними условиями и еще 8% улучшили условия работы. Наиболее пострадавшими от коронавируса оказались сотрудники сферы обслуживания, так как деятельность заведений этого сегмента была приостановлена на несколько месяцев, а также временно неработающие. По сравнению с этими категориями условия работы специалистов (инженеров, врачей, бухгалтеров, менеджеров, ученых) ухудшились в меньшей степени. В целом мы, как всегда, стали жить хуже, но ненамного.
Миф об уничтожении ТЦ вирусом
Опрос москвичей показал, что пандемия незначительно повлияла на отношение к посещению торговых центров. Прогнозы о скорейшем масштабном переключении на онлайн-каналы, о серьезной трансформации розничных рынков не подтвердились. На прямой вопрос о посещении ТРЦ в будущем 68% опрошенных москвичей сказали, что продолжат их посещать, как и раньше, еще 10% рассчитывают ходить даже чаще. Лишь около 18% горожан думают, что станут посещать ТРЦ реже. Данная цифра может показаться значительной, но на самом деле за ней стоит, скорее, страх, а не посткарантинное изменение потребительской модели поведения.
Основной причиной возможного снижения частоты визитов является опасение заразиться коронавирусом (41% респондентов). При завершении пандемии или появлении вакцины/иммунитета эта причина потеряет свое значение. 21% опрошенных, планирующих ходить на шопинг реже, ссылаются на снижение уровня доходов. Таким образом, снижение частоты посещения моллов возможно, но незначительное. Добавлю, что по результатам опроса планы москвичей по частоте посещения фитнес-центров, кафе/ресторанов, кинотеатров не изменились по сравнению с поведением до карантина (68–70%).
Важно понимать, эти результаты не означают, что торговым центрам Москвы гарантированы стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Уровень конкуренции в столице (около 450 кв. м на тысячу жителей), схожесть пула арендаторов (ТЦ-близнецы), наличие устаревших форматов ретейла, дефицит УТП (уникальное торговое предложение), неэффективный маркетинг уже несколько лет портят самочувствие рынка. Множество объектов фиксируют снижение трафика, товарооборота, рост вакантности (в среднем по Москве — 5,2%, или +1,1% к прошлому году, и это еще не финальная цифра в 2020 году) и уже давно нуждаются в реконцепции. Это объективная ситуация, сложившаяся задолго до пандемии и с ней никак не связанная.
Миф об уничтожении ТЦ онлайн-торговлей
Главным врагом ТЦ принято считать e-commerce. Наше исследование показало, что до карантина 26% работающих москвичей не делали покупок в интернет-магазинах, а онлайн- покупатели в среднем совершали покупки с частотой 2,5 раза в месяц. После отмены карантина большинство онлайн-покупателей (68%) не планируют изменение частоты таких покупок, предполагают делать онлайн покупки реже 17%, чаще — 12% опрошенных онлайн-покупателей.
В связи с незначительной разницей групп с противоположными настроениями средняя частота онлайн-покупок в ближайшем будущем явно не изменится. Девелоперам важно понять, что не онлайн убьет торговые центры, а ТРЦ убьют сами себя, если не обеспечат клиентам те преимущества, которые недоступны для e-commerce: возможности для интересного времяпрепровождения, эмоции от покупок, набор услуг и сервисов, маркетинговые активности и прочее.
Нюанс заключается в том, что никакое исследование не даст однозначного ответа на вопрос, в каком направлении необходимо реновировать ТЦ. Получается, мы спрашиваем у сегодняшнего покупателя, что он будет хотеть завтра, а он потребности будущего знать не может и даже не рефлексирует на эту тему. Например, среди работающих москвичей (не учтены домохозяйки и неработающие пенсионеры) около 37% вообще не знают, что такое коворкинг, а опыт работы в гибком офисе имеют лишь 10%. Значит, нет смысла замерять, хочет ли потребитель видеть в составе ТЦ коворкинги, ему необходимо для начала объяснить, что это за формат и какие преимущества он дает. Девелопер должен сам спрогнозировать, будет востребована функция или нет.
Другой пример: из шести тестируемых услуг в ТРЦ наиболее популярными оказались фитнес-центр (23%) и МФЦ (22%). Менее востребованы музеи, галереи (13%) и концертные залы (12%). Еще меньше респондентов указали образовательный центр (9%) и коммерческий медцентр (7%). Возможно, структура спроса в конкретных ТРЦ будет отличаться от «общей по Москве» из-за конкурентного окружения в зоне охвата объектов. При этом все мы знаем, что купить абонемент в фитнес и реально ходить на фитнес — это разные вещи; что посещать один и тот же музей часто нет нужды; что постоянные концерты создают толпы, отпугивают покупателей шумом и прямо не влияют на продажи.
Миф о пожизненной удаленке
Аналогично тому, как потребитель возвращается из вынужденного онлайн-шопинга в ТЦ, сотрудники возвращаются в офисы. Массовый переход в удаленный режим является не более чем популярной теорией. Действительно, пандемия вынудила работодателей и сотрудников протестировать home office и сломала психологический барьер у некоторых компаний, которые считали дистанционный формат неприемлемым. Но это не переводит удаленку в разряд абсолютной нормы.
По данным нашего исследования, более половины (56%) респондентов не работали удаленно в 2020 году. До и после карантина 11–12% москвичей уже имели опыт работы из дома. Значительная часть респондентов (38%) переходила на дистанционный формат работы на время карантина. Разумеется, эта доля была бы выше, если бы в выборку опроса попали только офисные работники.
Сейчас многие компании постепенно возвращают людей в офис, но делают это крайне осторожно, соблюдая требования Роспотребнадзора по плотности рассадки. Многие сотрудники рады появлению возможности работать из дома один-два дня в неделю — это экономит время на дорогу. Однако они понимают, что присутствие в офисе необходимо для поддержания командного духа, общения с клиентами и коллегами. Именно для этого компаниям нужен офис — для коллаборации и взаимодействия друг с другом.
С психологической точки зрения привычки являются устойчивыми, автоматизированными способами поведения. Только карантина недостаточно для кардинальной смены уклада жизни, и мы будем продолжать ходить в ТЦ и офисы. Но, с другой стороны, девелоперам необходимо прикладывать усилия для удержания покупателей, а компаниям — проявлять гибкость для удержания талантов и предусматривать гибридные форматы работы.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.