Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Пижамы и коврики для йоги: что еще мы покупали во время самоизоляции. "РосБизнесКонсалтинг". 6 июля 2020

Пандемия сломала прогнозы продаж на первое полугодие 2020 года, затронув все сегменты ретейла. По мере развития событий потребности покупателей продолжают меняться — причем не всегда предсказуемо
Об эксперте: Артур Саркисян, директор по развитию сервиса сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой Calltouch.
Пожалуй, решающее влияние на рынок ретейла оказал запрет на работу непродовольственных магазинов, который привел к росту онлайн-торговли, хотя и не во всех сегментах. Кроме того, заметно изменилась сама структура спроса, причем это касается не только e-commerce, но также FMCG и фармацевтики — единственных отраслей, сохранивших возможность вести торговлю в офлайн-точках.
Гречка на дом
Эффекты пандемии для рынка FMCG:
Одним из самых существенных эффектов стало удвоение доли онлайн-продаж: хотя товары повседневного спроса можно было приобрести и в реальном магазине, многие предпочитали не выходить лишний раз из дома и обращались к помощи доставки.
Вторым последствием стал ажиотажный спрос на продукты питания, начавшийся в середине марта, когда стала очевидна неизбежность режима самоизоляции. Как отмечают в "Магните", в пиковые дни продажи на 50-70% превышали показатели сопоставимого периода 2019 года. В основном люди сметали с полок продукты с длительным сроком хранения: крупы, подсолнечное масло, тушенку, сахар. Этот период запомнился всем как время дефицита гречки и туалетной бумаги: неуверенность в будущем заставляла потребителей делать запасы.
В апреле ситуация изменилась: осознав, что необходимости закупаться впрок нет, покупатели постепенно начали возвращаться к привычному потреблению. Эти тенденции продолжились и в мае — вырос спрос на свежую продукцию: овощи, фрукты, "молочку", мясо и рыбу. В "Магните" также отметили всплеск в сегменте бытовой химии, особенно чистящих средств, поскольку во время эпидемии роль вопросов гигиены усилилась. Средний чек при этом остается высоким: во многом это связано с тем, что люди перестали питаться вне дома — в столовых, школах и ресторанах — переключившись на домашнюю еду. Так, за последние месяцы увеличились покупки кофе, растворимого какао, детских завтраков и шоколадной пасты.
В целом период самоизоляции принес рынку FMCG много новых тенденций, которые могут остаться с нами надолго. В частности, люди стали больше планировать, делать меньше импульсных покупок, а на смену продуктов для перекусов на ходу пришли большие упаковки. Скорее всего, высокими темпами продолжит расти сегмент онлайн-продаж: если раньше многие отказывались заказывать продукты на дом, опасаясь получить некачественный товар или столкнуться с задержкой в доставке, то сейчас у потребителей появилась возможность рассеять свои страхи.

Аптечные проблемы
Фармацевтический рынок, казалось бы, должен был стать одной из отраслей, которые прекрасно чувствуют себя во время самоизоляции — но в реальности ситуация оказалась несколько иной. В марте действительно произошел всплеск спроса на медицинские изделия (в первую очередь средства защиты) и лекарства. По сравнению с 2019 годом объем реализованной продукции вырос на 46,4%, достигнув 127,3 млрд руб.
По данным DSM, потребители чаще всего покупали препараты для лечения заболеваний нервной системы — они составили 16,1% от всех продаж: тревожные новости, массовые сокращения и негативный информационный фон заметно повлияли на уровень стресса среди населения.
В апреле ажиотажный спрос на лекарства завершился: покупательская активность упала на 31,1%. Интересно, что продажи не так сильно снижались в тех регионах, где была введена пропускная система, поскольку многие использовали поход в аптеку как повод прогуляться.
В мае трафик покупателей стал еще ниже — по сравнению не только с апрелем, но и с сопоставимым периодом 2019 года. В обозримом будущем эксперты прогнозируют дальнейшее падение аптечных продаж. "Аптеки уже начали предпринимать антикризисные меры, — замечает Андрей Соколов, директор по операционной деятельности и стратегическому планированию Евразийского подразделения фармацевтической компании "Босналек". — В последние годы количество аптечных точек превысило все разумные потребности населения, особенно в крупных населенных пунктах. В условиях падения доходов аптекам вряд ли удастся реализовывать лекарства в прежних ценовых категориях и объемах. К тому же, наконец, стала легальной дистанционная торговля безрецептурными лекарствами. Так что есть все основания ожидать серьезных перемен в расстановке сил на рынке".
От пижамы к деловому костюму
Всем остальным сегментам ритейла (за исключением зоомагазинов) пришлось перейти исключительно на интернет-продажи — поэтому имеет смысл дать обзор именно по рынку e-commerce. Так, по данным нашего исследования, с начала самоизоляции выросли обращения в интернет-магазинах одежды и обуви (+116% с 15 марта по 14 апреля по сравнению с предыдущим месяцем) — при том, что в целом отрасль сильно просела. Это может быть связано с тем, что люди, которые раньше пополняли свой гардероб в офлайн-магазинах, оказались вынуждены переключиться на интернет-заказы.
По словам Александры Артюшкиной, управляющего коммерческого директора Lamoda, этой весной компания отметила огромный приток новых клиентов. В марте количество покупателей в Москве увеличилось в два раза, в регионах — в полтора; в апреле показатели подскочили еще на 60%. При этом из всех категорий одежды пользователи отдавали предпочтение домашней: так, на сайте Lamoda продажи нижнего белья выросли на 47%, свитшотов — на 25%, домашних костюмов — на 69%. Клиенты Wildberries почти в 3 раза чаще заказывали кигуруми, в 2,5 раза — пижамы и пеньюары. Кроме того, домашние тренировки привели к повышению спроса на одежду для занятий спортом: на сайте Wildberries продажи в этой категории подскочили на 245%.
В мае, в связи с постепенной отменой ограничений, вернулся интерес к уличной обуви и офисному гардеробу: на сайте Ozon за неделю с 22 по 29 мая покупки деловой одежды увеличились на 217% по сравнению с аналогичным периодом в апреле. Такую же закономерность отметил Wildberries: у ритейлера на 88% выросли продажи блузок, на 50% — костюмов.
Золотой век ковриков для йоги
По нашей статистике, на первом этапе ограничений в небольшом плюсе оказались онлайн-магазины мебели и предметов интерьера. Но основной всплеск спроса пришелся на спортивные товары. Как выяснили наши аналитики, за период со второй половины марта до середины апреля рост составил +177% к 2019 году и +197% к прошлому месяцу. Эта тенденция стала заметной уже после 25 марта, когда Президент выступил с объявлением о нерабочей неделе. Кроме того, в этот день в Москве указом мэра были запрещены любые физкультурные и досуговые мероприятия. Это привело к закрытию многих небольших залов, которые до этого еще функционировали.
Но структура спроса здесь оказалась неоднородной: так, еще до объявления режима самоизоляции существенно подскочил интерес к инвентарю для фитнеса — гантелям, коврикам для йоги, бодибарам, резинкам, домашним тренажерам. Иная ситуация сложилась в категории товаров для активного отдыха: в начале самоизоляции продажи предсказуемо снизились — зато в мае, по мере ослабления ограничений, люди постепенно начали возвращаться к занятиям на свежем воздухе. Как следствие — вырос спрос на самокаты, велосипеды, скейтборды, мячи, ракетки для тенниса и бадминтона и другой похожий инвентарь.

Ноутбуки и хлебопечки
Одной из отраслей, где в онлайн-сегменте произошел спад, оказался рынок электроники и бытовой техники. По количеству обращений на сайты ритейлеров период с 15 марта по 14 апреля показал отрицательную динамику — как к прошлому году, так и к предыдущему месяцу (минус 34% и минус 16% соответственно).
Однако падению предшествовал период ажиотажного спроса с 9 по 29 марта. В первую очередь это было связано с необходимостью приобрести технику для работы и учебы из дома. Вторым фактором стала девальвация рубля: люди пытались успеть сделать давно запланированные покупки по старым ценам. Пик обращений на сайты магазинов пришелся на первую нерабочую неделю в конце марта. Затем продажи начали падать: в ситуации неопределенности и общего падения доходов потребители решили отложить крупные покупки, чтобы сэкономить средства.
Исключением стали ноутбуки и компьютеры: из-за необходимости работать и учиться из дома покупатели сохранили повышенный интерес к этой категории. Кроме того, люди активно скупали увлажнители воздуха, кофемашины и хлебопечки: ценность этих товаров в условиях самоизоляции сильно выросла. А с середины апреля спрос в большинстве сегментов — от смартфонов до крупной бытовой техники — начал постепенно возвращаться.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.