Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев: "Намеченные темпы развития Восточного полигона недостаточны". "ИА РЖД-Партнер.ру". 21 сентября 2020

Кузбасс по праву считается крупнейшим промышленным регионом России. Здесь добывают около 60% каменного угля и 80% коксующегося. Кроме того, в Кемеровской области хорошо развиты металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Экономика Кузбасса играет заметную роль в развитии экономики всей страны. Поэтому весьма тревожно прозвучали в последнее время сообщения о том, что углепром находится в состоянии кризиса: падение цен на уголь, отказ Европы от самого массового вида топлива, снижение спроса на него в некоторых азиатских странах, перевод ряда российских ТЭЦ на нефть и газ.
И все это – на фоне пандемии коронавируса. Прояснить возникшую ситуацию мы попросили губернатора Кузбасса Сергея Цивилева.
Нужна не погрузка, а перезагрузка
– Сергей Евгеньевич, экономический кризис, связанный с пандемией и неблагоприятной конъюнк­турой на мировых рынках, не мог не отразиться на состоянии угольной отрасли, которой пришлось вести борьбу сразу на нескольких фронтах. При этом ее и так постоянно штормит. В разные годы это нехватка бюджетных средств, низкий уровень безопасности на шахтах, дефицит полу­вагонов, социальные проблемы. А что же сейчас? За взлетом последовало падение. Это мировой тренд или неудачное стечение обстоятельств?
– Начиная с IV квартала 2018 года под действием затяжного падения цен на уголь угледобывающие предприятия Кузбасса находятся в сложном экономическом положении, но не сдаются.
В прошлом году из нашего региона отправлено 226,8 млн т угля, в том числе в направлении запада – 119,7 млн т, востока – 56,2 млн т, по регионам Западно-Сибирской железной дороги – 50,9 млн т.
Возможности экспорта угля на перспективные рынки стран Юго-Восточной Азии ограничены не­достаточной пропускной способностью сети ОАО "РЖД" в восточном направлении.
Угольная отрасль, как и другие отрасли промышленности, не раз оказывалась заложницей кризисов, ей многократно предрекали неутешительное будущее. Тем не менее уголь сохраняет позиции энерго­ресурса, на который предъявляется спрос.
На мировых рынках наш кузбасский уголь давно зарекомендовал себя как высококачественное топливо. Кроме того, он конкурентоспособен по цене, а надежность поставок известна партнерам свыше 60 стран мира.
После любого кризиса мировая экономика, подверженная спадам, всегда восстанавливается. Так было и в начале 2000-х, и после кризиса 2008–2009 гг. Восстановится и на этот раз. Сейчас нужно максимально защитить шахтеров, работников смежных отраслей и их семьи. Необходимо создать условия, которые позволят им благополучно пережить нынешний трудный период. Это задача власти, и для этого я добиваюсь поддержки на федеральном уровне. От решения данного вопроса зависят судьбы большинства жителей Кузбасса, буду отстаивать их интересы.
– Масштабное строительство и реконструкция Восточного полигона, специализированных морских портов, безусловно, будут способствовать мощному развитию угледобывающей промышленности и экспортных перевозок. Достаточны ли намеченные темпы реализации спецпроекта для увеличения пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба, снятия инфраструктурных ограничений в между­народном транспортном коридоре Запад – Восток?
– Как отметил наш президент Владимир Владимирович Путин на заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, которое состоялось 27 августа 2018 года в областной столице Кузбасса, за последние годы конкуренция на глобальном энергетическом рынке заметно обострилась, поэтому крайне важно эффективно использовать наши конкурентные преимущества, диверсифицировать маршруты поставок, выходить и закрепляться на новых рынках. Считаю, что намеченные темпы реализации спецпроекта по увеличению пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба недостаточны для снятия инфраструктурных ограничений в международном транспортном коридоре и для стабильного развития угольной промышленности.
Мы неоднократно обращались в правительство Российской Федерации, заявляя о необходимости ускорения реализации проектов развития БАМа и Транссиба (для отгрузки российским потребителям и на экспорт в восточном направлении) и снятия инфраструктурных ограничений. Сформирована единая позиция правительства России, Кузбасса, угольщиков о необходимости максимально ускорить развитие инфраструктуры Восточного полигона. Первый вице-премьер РФ Андрей Рэмович Белоусов в марте этого года приезжал в Кузбасс, спускался в забой, беседовал с шахтерами. Он поддержал нашу позицию и заявил, что БАМ и Транссиб будут развивать ускоренными темпами, у этого проекта будет особый приоритетный статус – такой же, как был у строительства Крымского моста или олимпийских объектов в Сочи.
По итогам договоренностей, достигнутых в ходе визита Анд­рея Рэмовича, между правительством Кузбасса и руководством ОАО "РЖД" были подписаны соглашения о перевозке кузбасского угля в порты Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга России. В 2020 году запланировано отгрузить не менее 53 млн т угля на экспорт в восточном направлении. По факту за 8 месяцев отгружено 35,1 млн т, в том числе с использованием инновационного подвижного состава. Главная особенность этих вагонов нового поколения от российского производителя АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагон­завод" им. Ф. Э. Дзержинского" – повышенная грузоподъемность за счет увеличенного кузова. В каждый помещается до 75 т, то есть на 5 т больше, чем в обычные вагоны. Тем самым укорачивается длина состава, увеличивается пропускная способность железных дорог.
Однако существенное увеличение отгрузки угля без развития железнодорожной инфраструктуры нереально. Ограниченность пропускной способности РЖД препятствует реализации программы по переориентации экспорта угля с запада на восток.
Несмотря на несколько этапов переговоров, которые мы вели с ОАО "РЖД" в течение года, в одностороннем порядке было принято решение об отмене скидки в 12,8% на экспортные перевозки угля в северо-западном направлении. Мы, безусловно, такую позицию не поддерживаем.
Аргумент о росте котировок угля в северо-западных портах лишен оснований – цена на уголь и курс доллара сейчас сопоставимы с теми, которые были в марте – апреле 2020 года. Поэтому отмена скидки в 12,8%, которую мы считаем недостаточной, отрицательно скажется на состоянии угольной отрасли страны, уже 1,5 года находящейся в кризисе.
Угольная отрасль – это шахтеры и их семьи, это энергетики, строители, транспортники, металлурги, машиностроители, химики и т. д., работа которых так или иначе связана с добычей угля. Поэтому мы продолжим последовательную работу с ОАО "РЖД" и федеральным правительством, чтобы защитить интересы людей, занятых в этих секторах экономики.
Конфликт интересов
– Вы считаете недопустимыми действия РЖД по введению ограничений на вывоз экспортного угля для стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. В то же время железнодорожники заверяют, что строго придерживаются заключенного с вами соглашения и договоренностей, предусматривающих вывоз с территории региона в 2020 году не менее 53 млн т угля на экспорт в восточном направлении. Несмотря на то, что эти перевозки нерентабельны и приносят РЖД многомиллионные убытки. Где на этот раз находится истина?
– Периодически возникающие ограничения в приеме угля на перевозку в направлении определенных портов и пограничных переходов связаны не только с периодом летних путевых ремонтов, но и с недостаточными темпами приема кузбасского угля китайской стороной. К сожалению, из-за периодически вводимых со стороны РЖД конвенционных запретов на отгрузку угля простаивают составы – и предприятия терпят убытки. КНР не согласовывает план по увеличению экспорта российского угля через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ. Перевозки топлива на данном направлении по итогам 2020 года могут снизиться на четверть. Причина – в продолжающемся жестком контроле угольной продукции со стороны китайской таможни.
– В июне вступило в силу постановление правительства о недискриминационном доступе перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Фактически выработаны правила, устанавливающие порядок приоритетного прохождения грузов через лимитирующие участки железных дорог на восточном направлении. Далеко не все участники рынка им довольны. Уголь, например, поставлен в конец очереди. К тому же Минэнерго будет выдавать квоты на его перевозку – и в выигрыше окажутся крупные холдинги, имеющие свои терминалы в портах, способные везти груз на восток и запад. Наверное, это не совсем то, что вы хотели?
– Конечно, мы бы хотели, чтобы наш уголь занимал приоритетные позиции в порядке прохождения грузов через лимитирующие участки железных дорог в восточном направлении.
– Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил Программу развития угольной промышленности России до 2035 г. Какие изменения она внесет в развитие угольного комплекса Кузбасса?
– В программе есть ряд важных положений, которые должны существенно помочь Кузбассу в развитии угольной отрасли. Так, в ней заложено развитие Восточного полигона сети железных дорог в части модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали. Также она предусматривает диверсификацию направлений поставки угольной продукции через использование мощностей угольных терминалов Арк­тического, Северо-Западного, Западного и Азово-Черноморского бассейнов для экспорта российского угля в страны Юго-Восточной Азии. Это даст нам возможность наращивать поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона – перспективные для нас рынки.
Также нам важно, что формирование перечня предлагаемых к лицензированию участков недр угольных месторождений и проявлений теперь основано на таких принципах, как совместное лицензирование сдвоенных (парных) участков недр, расположенных на территории одного субъекта РФ, предназначенных для добычи угля на новых площадях и участках с действующими объектами горного производства, планируемых к ликвидации; организация складов закрытого типа на шахтах, разрезах, обогатительных фабриках и угольных терминалах; внедрение систем пылеподавления при складировании и транспортировке угля. Это будет большим плюсом для нашей экологии.
И самое главное для нас: согласно программе, в социально напряженных районах выдача лицензий на разработку участков недр будет происходить только по согласованию с регионом. Это исключит случаи выдачи лицензий без учета специфики территории.
Всего на мероприятия по завершению реструктуризации угольной промышленности и социальную поддержку граждан в федеральном бюджете на 2019–2024 гг. предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 13,41 млрд руб.
Кроме того, программа предусматривает механизм предоставления прав на использование участков недр с обязательным включением в лицензионные соглашения обязательств недропользователей по решению социальных и экологических вопросов муниципальных образований, в которых проживают работники ликвидируемых шахт. Такой механизм прошел положительную апробацию при реализации комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий, утвержденной Минэнерго России. Таким образом, предполагается выдача лицензий с обременением на ликвидацию нанесенного ранее ущерба, а также помощь угольщикам по территориям присутствия: строительство школ, детсадов, поликлиник, детских площадок, дорог общего пользования и т. п.
Огромное значение имеет преобразование угля в продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для этого в программе предусмотрено создание в Кузбассе и других угольных регионах новых и расширение существующих кластеров по энерго­технологическому использованию угля, включающих комплексы по производству полукокса и электростанции, работающие на извлеченном из угольных пластов метане и горючем газе от производства полукокса, а также производства с использованием технологий термической переработки низкосортного угля; организация производства моторных топлив методом гидрогенизации в непосредственной близости от создаваемых коксохимических комплексов.
В целом, согласно программе, консервативный сценарий развития предусматривает добычу угля в объеме 485 млн т в 2035 году, оптимистический сценарий – 668 млн т.
В любом случае российская угольная промышленность обладает всеми возможностями стать современной отраслью производства с высококонкурентной продукцией. Потенциал развития российских компаний в рамках топливно-энергетического комплекса страны заключается в наличии огромных запасов угля, которых при существующем уровне добычи хватит на 500 лет. В результате развития угольной отрасли с созданием новых центров угледобычи на востоке страны доля регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в прогнозируемых максимально возможных объемах добычи угля по Российской Федерации увеличится с 35% в 2018 году до 47,3% в 2035-м. При этом доля Кузбасса за этот период хоть и снизится с 58,3 до 45,6%, тем не менее мы по-прежнему будем оставаться основным угледобывающим регионом страны.
"Твой Кузбасс – твоя инициатива"
– Сергей Евгеньевич, мы обозначили круг общегосударственных проблем, влияющих на развитие экономики не только Кузбасса, но и России в целом. Я думаю, для Вас не менее важны внутрирегиональные вопросы, решение которых также требует пристального внимания. Это строительство, транспорт, безопасность, экология, социальная политика, нужды жителей области. Какие задачи ставите здесь перед собой на ближайшее время и перспективу?
– Мы готовимся к важнейшей дате: 6 июля 2021 года будет отмечаться 300-летие открытия Кузнецкого угольного бассейна, определившего всю дальнейшую судьбу нашего региона. Мы уверенно движемся вперед: открываем современные предприя­тия, строим дороги, жилье, школы, больницы, стадионы, развиваются наука, культура и высокотехнологичная медицина, реализуется богатый туристический потенциал нашего края.
Наша цель – создать в Кузбассе фундамент для опережающего развития. Для этого мы воплощаем в жизнь масштабные федеральные проекты, строим объекты всероссийского и мирового уровня. Только в этом году на территории Кузбасса идут более 300 крупных строек и ремонтов социальных объектов, проек­тов благоустройства городской среды, а также капитальные ремонты более тысячи многоквартирных домов. Это действительно масштабные преобразования.
Так, в рекордные сроки, всего за 250 дней, в Кемерово возвели первые корпуса Президентского кадетского училища – одного из самых современных в стране. Более 300 воспитанников уже проучились целый год. В 2020-м введена вторая очередь училища, и в целом там будут учиться 840 кадетов. Завершается строительство Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, который будет обслуживать жителей 12 регионов. По решению правительства РФ в нашем регионе создан научно-образовательный центр "Кузбасс", один из первых пяти в России центров такого уровня. Его важнейшей задачей является разработка программы действий по повышению конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировых рынках. В настоящее время около 50 инновационных проектов различной тематики находятся в стадии высокой готовности.
Полным ходом в нашей областной столице ведется строительство современного Ледового дворца на 6 тыс. мест, сдача в эксп­луатацию намечена на 2021 год. Также идет строительство спортивного комплекса "Кузбасс-Арена". Кроме основного универсального зала на 6 тыс. мест, в нем будут залы для более чем 20 видов спорта, аэротруба для тренировок парашютистов и 50-метровый бассейн. Важнейшим спортивным событием станет открытие после капитального ремонта арены кузнецких металлургов в Новокузнецке. Это город с большими хоккейными традициями, а легендарная команда "Металлург" достойна спортивной арены самого высокого уровня. Надеюсь, обновленный Ледовый дворец поможет любимой хоккейной команде Кузбасса открыть новую яркую страницу своей истории. В Белове открылся спорткомплекс "Металлург" – он будет крупнейшим в Сибири специализированным объектом для мало­мобильных спортсменов.
Одновременно строим объекты для массового спорта, формируем сеть, которая охватит все районы Кузбасса. Это и физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейнами, и памп-треки для велосипедистов, и скейт-парки, и футбольные поля, и площадки с уличными тренажерами и оборудованием для воркаута. За 3 года подготовки к юбилею поставим в области более 450 детских игровых площадок.
Активно строим образовательные учреждения. С начала 2019-го до конца 2021 года в Кузбассе запланирован ввод 7 новых школ и 21 детского сада. Плюс у нас работает региональный проект "Моя новая школа", который предполагает не только капитальный ремонт, но и полное переоборудование учебных заведений. Уже 13 школ прошли модернизацию, сейчас кап­ремонты идут в 16 школах.
Важное направление работы – формирование комфортной городской среды. Так, рядом с Президентским кадетским училищем мы создали парковые зоны, отремонтировали фасады соседних домов, дорожное покрытие на прилегающих проспектах и бульварах. Получилось большое пространство для семейного отдыха со скамейками, дорожками для велосипедистов и пешеходов. В сентябре прошлого года в Кемерово открыли красивое уютное пространство – Парк Ангелов – место памяти о трагических событиях марта 2018 года (пожар в здании ТЦ "Зимняя вишня").
В каждом городе и районе создаем новые общественные места, где людям будет приятно находиться. В Салаире в прошлом году отреставрировали Дворец культуры, восстановили городской парк культуры и отдыха, на месте которого был заросший пустырь. В Гурьевске построили детский сад, православный храм, благоустроили сквер Металлургов. В Белове в этом году продлили и благоустроили пешеходную зону на Советской улице, сквер стадиона "Шахтер", капитально отремонтировали более 22 км улиц, Центральный дворец культуры, 50 многоквартирных домов, детский оздоровительный лагерь "Алые паруса", парк "Приморский", выставочный зал "Вернисаж". На берегу Беловского водохранилища создали зону отдыха и спорта "Бухта Ассоль". Стратегическая цель – добиться таких изменений во всех населенных пунктах Кузбасса.
В 2019 году мы запустили проект "Твой Кузбасс – твоя инициатива". В рамках подготовки к празднованию 300-летия реализуем 300 проектов, предложенных самими жителями. В 2019-м воплотили в жизнь 107, на эти цели привлечено 110 млн руб. По итогам 2020 года реализуем 133 инициативы, из областного бюджета будет направлено 125 млн руб.
Кузбасс с каждым годом становится все более привлекательным для туристов, любителей экстрима и путешествий. В настоящее время в регионе реализуется более 150 различных экскурсионных туров. Получив на это поддержку Совета Федерации, Минэкономразвития и Ростуризма, развивается снего­ходный и мотовездеходный туризм. Все более популярным курортом среди поклонников горнолыжного отдыха и спорта становится Шерегеш. Здесь возводят новые гостиницы, кафе, объекты инфраструктуры. Главная задача – сделать это место отдыха популярным круглый год.
Кемерово – в ряду первых четырех городов России, где по решению нашего президента Владимира Владимировича Путина строятся культурные центры нового поколения. Создание такого центра – культурно-образовательного и музейно-выставочного комплекса – позволит Кузбассу стать культурной столицей Сибири!
Я рассказал только о самых прорывных проектах, которые мы реализуем на пути к нашей амбициозной цели – превратить Кузбасс в процветающий регион, лидера по темпам социально-экономического роста в стране.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.