Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Дневник кризиса: петербургский бизнес делится рецептами выживания. "РосБизнесКонсалтинг". 4 апреля 2020

В период эпидемии РБК Петербург предложил городским бизнесменам вести хроники своих рабочих дней, делясь таким образом опытом сопротивления кризису. В течение уходящей недели представители разных отраслей экономики рассказывали, какие неотложные практические задачи им приходится решать. Бизнесмены говорили о сложных переговорах арендодателей с арендаторами, опасном снижении маржинальности, начале увольнений персонала и подготовке "патронов для передовой".
В субботнем выпуске "Дневника кризиса" мы публикуем дайджест самых интересных комментариев.
Андрей Федоров, сооснователь и председатель совета директоров Группы компаний Digital Design:
"Сегодняшний день скучным не назовешь. Как и многие компании нашей отрасли, мы еще три недели назад начали переводить своих сотрудников на удаленную работу. К счастью для нашей индустрии, программистов и управленцев перевести на удаленную работу проще, чем работников машиностроительного завода. Но тем не менее технологические проблемы есть. В частности, нужно организовать совместную работу инженеров, которые раньше сидели в одной комнате и просто обсуждали технические проблемы у доски. Для этого нужно развернуть соответствующее программное обеспечение, проверить существующие каналы связи и т.д…
Чего я опасаюсь? Того, что коронавирус отвлекает от других проблем. В долгосрочной перспективе нам сейчас важно держать в голове, что на повестке дня — не только коронавирус. Проблем и без него хватает. Тут и курс рубля, и глобальное замедление экономики, и внешнеполитические факторы, и огромные внутренние проблемы нашей страны. И вот сейчас это все сходится в одной точке, и мы понимаем, что входим в идеальный шторм..."
Основателя BS Art Development Group и Dark Crystal Games Александра Басалыгина (управляет "Голицын Лофт", "Флигель" и другими креативными пространствами) коронавирусная пандемия застала на Таиланде. В результате он оказался заперт на одном из островов без возможности очно общаться с коллегами и партнерами по бизнесу. "Работать отсюда — это значит сидеть в беседке и по пять-шесть часов разговаривать с Петербургом. Примерно так я провожу рабочие часы", — рассказывает Басалыгин.
Назвав в целом текущую ситуацию не слишком веселой, Александр Басалыгин тем не менее отметил, что он ожидает некоторых позитивных, с точки зрения бизнеса, побочных эффектов разразившегося кризиса. "После того, как это все пройдет (мы все будем умирать от голода, грусти и повальных неплатежей), начнется динамичное возрождение, как это бывает после войны. Появится очень много новых прекрасных пустых заводов и бизнес-центров, которые можно будет переделывать под какие-нибудь крутые штуки".
Алексей Фурсов, совладелец ресторанов "Евразия" и CheGroup:
"У меня не было никаких сомнений, что нерабочий режим будет продлен. Более того, я ожидаю, что это не последнее продление. Будет хорошо, если период простоя закончится до середины мая, но, скорее всего, он затронет еще и июнь.
Сейчас веду переговоры с собственниками помещений, занимаюсь снижением издержек и сокращением балласта. Если был какой-то временный персонал, то с ним мы сейчас вынуждены распрощаться. Дальше ждем, что будет.
Отрасль полностью парализована и ее ждет перезагрузка. По сути, нам предстоит запускать рестораны заново. И если по аренде обязательства не такие большие (половина юристов меня убеждают, что мы вообще имеем право ничего не платить, но отталкиваться будем от судебной практики в этом вопросе), то по зарплатам мы выйдем в глубоком минусе. Глубина его зависит от длительности простоя. Если в мае выйдем, то это еще здорово, отделаемся легким испугом, а если в июне-июле, то я даже не берусь предсказать последствия.
Однозначно откроются после окончания эпидемии не все — в лучшем случае 50% заведений Петербурга. Потому что и безо всякого кризиса часть ресторанов дышала на ладан, работала на тройку с минусом.
Обнадеживает меня мое окружение — то, что 90% нашей команды готовы подписать заявление на отпуск по собственному желанию, не дав тем самым компании умереть. Пожалуй, это и дает мне смотреть в будущее с оптимизмом".
Сергей Цыбуков, президент НПО по переработке пластмасс имени Комсомольской Правды:

«Сегодня на заседании по скайпу совет директоров нашего акционерного общества создал на предприятии штаб по борьбе с коронавирусом. Штаб рассмотрел несколько проблем, одну из них, очень важную, решить невозможно. С одной стороны, люди старше 65 лет не имеют права выходить из дома. С другой стороны, у нас на производственной площадке есть немало сотрудников этого возраста, обученных работе с оборудованием, требующем специальных документов… Назревает коллапс, потому что найти людей на замену мы можем, но сдать экзамен для получения допуска они не смогут: программы дополнительного профессионального образования в городе приостановлены».
Владимир Цимберг, генеральный директор и основатель медицинской компании «Биовитрум»:

«Мы в числе тех, кто подносит патроны тем, кто сейчас на передовой. Тем не менее, ситуация для бизнеса нашей компании складывается не просто. Сейчас у нас объемы закупок не снижаются, в отличие от предприятий в других отраслях экономики. Однако есть косвенные признаки того, что со временем снижение закупок произойдет, и каким оно будет, пока сложно сказать.
С одной стороны, наша компания производит высоко востребованную в данный момент продукцию — медицинское оборудование, расходные материалы для микробиологических лабораторий. И получается, что часть нашей продукции, как раз для микробиологов, сейчас очень нужна в связи с эпидемией коронавируса. В том числе, наши расходные материалы используются в лабораториях, которые диагностируют вид пневмонии, развивающейся нередко как осложнение коронравируса. Однако расходники, которые используются для диагностирования того или иного вида пневмонии — это очень небольшая часть нашей продукции.
При этом наши основные заказчики — это государственные и частные медучреждения. Можно ожидать, что количество закупок в госсекторе в ближайшей перспективе будет снижаться, поскольку сейчас все меры брошены на борьбу с коронавирусом. У частных клиник уже снизились объемы оказываемых услуг, значит, роста закупок с их стороны точно ждать не стоит. Что мы можем делать в текущей ситуации? В основном — направлять усилия на сохранение нынешних цепочек поставок, нынешних контрагентов. Надо этим и работаем.
Мы также рассматривали возможность организации производства наиболее актуальной сейчас продукции, например, медицинских масок, дезинфицирующих средств. Но в итоге отказались от этой истории. Потому что для нормальной организации нового производства может потребоваться около года, и тогда спрос на продукцию, актуальную во время эпидемии, скорее всего, уже упадет. Мы приняли решение — не отвлекаться на обслуживание сиюминутных потребностей и продолжать заниматься своей основной деятельностью».
Виктория Шамликашвили, инвестор Indigo Hotel, генеральный директор туристической компании ITS:

«Мне кажется, что этот март бесконечен. Работы каждый день очень много, и вся она напоминает бег на месте. Сегодня, например, решали проблему вывоза очередного застрявшего клиента — ему надо в Москву из Лондона, а нужные рейсы из Москвы и в Москву отменили. Сегодня же, как и вчера, и на прошлой неделе, вели работу по снижению издержек. Она заключается в основном в рутинных непростых разговорах с нашими контрагентами и поставщиками. Кто-то нас просит об уступках и отсрочках, кого-то просим мы. Сегодня задумались, в частности, о том, что истекает срок договоров ДМС, заключенных нами для сотрудников в рамках соцпакетов, а в городе приостановлено все плановое медобслуживание. Значит, и страховые полисы должны быть пролонгированы на период карантинной паузы — мы так считаем и надеемся, что страховщик примет нашу позицию. Очень тяжелы и важны для отелей, как и для большей части бизнеса, переговоры по отсрочке выплат коммунальных платежей — тарифы по ним выросли в два с лишним раза за последние несколько лет, и в текущей ситуации полные платежи в срок непосильны. Пока никаких значимых шагов навстречу со стороны монополистов мы не увидели — как не увидели и действенной помощи города в этом вопросе (которая была продекларирована).
Ведем дружественные и взаимоуважительные переговоры с персоналом. Мы никого не сокращаем — ни в туристической компании, ни в отеле. Однако загрузка существенно сократилась, и, например, на доходах линейного персонала в отеле это сказалось. Мы договорились о том, что хотя вознаграждение сотрудников снизится параллельно снижению количества отработанных часов, оно не снизится ниже определенного достойного уровня. Вместе с тем, я знаю, что часть компаний туриндустрии уже отпустили людей в неоплачиваемый отпуск на шесть месяцев или просто уволили, не слишком это афишируя. Это очень плохой и опасный для всех процесс — люди, остающиеся без денег и социальной защиты, как они себя поведут?
В этой связи обсуждали сегодня с коллегами по отрасли опубликованный пакет мер регионального правительства по поддержке бизнеса. Соображений много, но главных, пожалуй, два. Во-первых, у региона недостаточно ресурсов, чтобы полноценно поддержать бизнес. И если петербургские компании основную часть налогов платят в федеральный бюджет, то почему бы региону не запросить у Федерации средства для поддержки петербургских компаний? Во-вторых, город решил в основном помогать компаниям, руководствуясь формальными критериями отнесения к малому бизнесу — под них не подпадает основная часть «белых» представителей туриндустрии — главных отраслевых налогоплательщиков. Получается, те, кто работает «в серую» и отпускает персонал без содержания, помощь получит, а те, на ком держатся бюджет и коллективы — нет. Мы уверены, что все законопослушные компании, относящиеся по ОКВЭД к списку отраслей, пострадавших из-за ограничений, введенных в связи с эпидемией коронавируса, должны получить сейчас поддержку государства — чтобы транслировать ее на своих работников.
Мое предложение — сформировать фонд оказания помощи пострадавшим отраслям. Такой фонд, работающий по предложенным нами правилам, позволил бы белому бизнесу прожить, с сохранением лица и персонала, от 4 до 6 месяцев — за это время, по прогнозам, кризис начнет заканчиваться».
Игорь Горьков, генеральный директор Nexign (разрабатывает биллинговые системы для сотовых операторов):

«Среди всех отраслей телеком — сейчас одна из немногих, которая оказалась в выигрышной ситуации, потому что при переходе на удалённую работу возникает спрос на телеком услуги. Он растёт и, я надеюсь, что этот спрос вытянет всех поставщиков, которые работают с телекомом. Это даёт надежды, что наш бизнес выживет».
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.