Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Без земли и страховки: почему устрицы нужны Крыму. "РИА Крым". 26 октября 2021

Крымская устрица – один из брендов, который в этом году представляет полуостров в национальном конкурсе "Вкусы России". При этом через несколько лет в регионе может не остаться ни одной устричной фермы. Как утверждают представители отрасли, производство сильно осложнено отсутствием страхования, земельных участков для так называемой зимовки, дорогими кредитами и еще целым рядом обстоятельств.
Почему регион, который некогда был главным поставщиком этого деликатеса в Европу, рискует вовсе лишиться статуса производителя устриц, - в материале РИА Новости Крым.
Крым за последние пять лет много раз становился "экспериментальной площадкой" для развития того или иного бизнеса, но историй успеха не так много. Такое специфическое дело, как выращивание устриц, на полуострове прижилось отлично. Как живут и чем дышат устрицы в Крыму, узнавали корреспонденты РИА Новости Крым.
До 1913 года на полуострове ежегодно производили около 12 млн устриц, сейчас всего 600-800 тысяч штук в год. В 1920-х годы производство закончилось. Устриц уничтожила рапана, которую случайно завезли из Приморья: личинки моллюска прикрепились к днищам кораблей и так "пробрались" в Крым. Возрождать отрасль начали меньше 20 лет назад.
Акватория Черного моря обладает почти идеальными условиями: чистой водой, невысокой соленостью и обилием фитопланктона, которым питается моллюск, но, несмотря на это, выращивать их – непростой труд. Дело в том, что устрицы - "длинные" и тяжелые деньги. Первую прибыль начинающему фермеру удается получить только лет через семь-десять, не раньше. Первый "урожай", в зависимости от выбранной технологии, можно собрать лишь через три-пять лет. До этого времени за морской плантацией необходимо ухаживать - чистить, перебирать, контролировать форму раковин. Есть и другая специфика - культура остро реагирует на шторма и другие негативные погодные явления.
Как связаны Франция и Донузлав
"Морское фермерство - высокорисковое направление и требует значительных вложений на каждом этапе. Минимальные стартовые инвестиции на обустройство плантации, аренду акватории и земельного участка, закупку оборудования, приобретение судна и спата (молоди устрицы, - ред.) превышают миллион долларов", - делится владелец устричной фермы Сергей Кулик.
Неизбежны и потери. До взрослого размера порой вырастает меньше половины. Спат закупают за границей, чаще всего - в питомниках во Франции. Во время доставки в Крым гибнет до 20% особей, в течение первых трех лет жизни еще около 40%, поясняет он.
В Крыму спат приобрести нельзя –не производят. Нет питомников. О строительстве первого задумывается фермер из Донузлава Юрий Глущенко. Он занимается разведением морекультур почти десять лет, сейчас на его ферме растут около 1,5 млн устриц. Создание питомника позволит создать предприятие полного цикла, а в будущем - снабжать молодью местные хозяйства.
"Воспроизводство молоди - это отдельное производство. Оно также требует значительных затрат, как финансовых, так и временных", - говорит Глущенко.
Год-полтора пройдет прежде, чем икринка дорастет до размеров, когда ее можно будет поместить в корзину на плантации в море, поясняет он. До этого времени подрастающий спат содержат сначала в специальных ванных с проточной морской водой, потом - в море в специальных сетках. Его оберегают от специфических болезней и перепадов температур, так как скачок в 10 градусов способен убить молодую устрицу.
Только не на Южном берегу
"В Крыму только 120 дней рабочие, в остальное время - шторма. Чтобы обеспечить непрерывное производство, кроме морской плантации, необходимо сделать так называемое мини-море на суше с проточной морской водой или строить универсальный замкнутый водоем для передержки устриц и мидий на берегу", - продолжает Кулик.
Но одного этого недостаточно. Для работы в море нужен катер и участок земли с краном, где он будут стоять во время штормов.
Без береговой базы выращивать устрицу в нужных объемах очень сложно, точнее невозможно. Но именно с "берегом" связаны самые большие сложности морских фермеров. Получить участок на побережье Крыма тяжело, на Южном берегу, где каждый сантиметр на вес золота, практически невозможно, подчеркивает собеседник. За последние семь лет Кулику так и не удалось переоформить 5 гектар земли и создать необходимые условия для работы.
В Минсельхозе Крыма об этой проблеме знают, заверил РИА Новости Крым начальник управления имиджевой политики Арсен Арзиев. Он подтвердил, что переоформление земельных участков "стало для министерства краеугольной задачей".
"Мы видим эти проблемные вопросы. По поручению главы РК Сергея Аксенова была создана межведомственная рабочая группа, которая отрабатывает похожие ситуации", - сказал Арзиев. Он пообещал, что и эта ситуация будет рассмотрена на одном из заседаний группы: "Попытаемся решить ее оперативно".
А могли бы стать мировым экспортером
Еще одна проблема - строительство необходимых для нормальной работы искусственных водоемов для передержки устриц на берегу во время штормов и холодной погоды. В них циркулирует морская вода, поэтому они должны располагаться в прибрежной зоне. Но существующая нормативная база не позволяет возводить капитальные строения на берегу, сетуют собеседники. Кроме того, требования Минэкологии РФ запрещают строить причалы, к которым будут подходить лодки с продукцией, и площадки, на которые на время непогоды можно убрать судно.
"Приходится искать альтернативу, что и неудобно, и затратно одновременно", - говорят производители.
"Короткий срок аренды акватории – еще одна болевая точка. Он равен 12 годам. Первую прибыль фермер получит лет через 7-10, а за два года "отбить" вложенные инвестиции невозможно. Потеря воды автоматически приведет к гибели всей плантации, а это не добавляет уверенности", - продолжает Глущенко.
Увеличение этого срока позволило бы производителям не беспокоиться, что едва встающий на ноги бизнес придется куда-то срочно перевозить, заверил он.
Собеседники указали еще на две болевые точки - дорогие кредиты и невозможность застраховать потери. "К сожалению, страховые компании не знают и не понимают, что представляет собой аквакультура. Застраховать убытки от гибели спата при перевозке, как и потерю устрицы из-за непогоды или болезни, не представляется возможным", - констатирует Кулик. Собеседники сошлись во мнении, что решению этого вопроса может способствовать создание государственной страховой структуры, которая будет работать с производителями морекультур - мидий, устриц и креветок.
Если морские фермеры получат поддержку со стороны региональных и федеральных властей в решении ключевых вопросов отрасли, они в течение нескольких лет смогут на порядок нарастить объемы производства. В противном случае из двух десятков хозяйств, которые сейчас работают в регионе, почти половина может разориться уже в ближайшие пять лет. Остальные если и будут продолжать работать, то только потому, что уже вложили в разведение устриц огромные деньги и не могут их так просто оставить.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.

Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.

Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.

При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!

Frame 1 (1) (1).png

Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot