Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Ораз Дурдыев: Онлайн-торговля алкоголем: почему нельзя медлить . "Портал Snob.ru". 8 апреля 2020

В условиях пандемии COVID-19 бизнес по всему миру пытается найти различные способы для поддержания своих продаж и сохранения непрерывности производства.
Практически единственный доступный способ остаться на плаву — уходить в онлайн, однако и такая возможность есть не у всех отраслей. Что касается алкоголя, то в России вопрос старта интернет-продаж обсуждается уже не первый год. Ораз Дурдыев, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes, считает, что запуск онлайн-торговли в этой ситуации является уже не просто логичным, а действительно критичным шагом
С чего все начиналось
Официально интернет-торговля алкоголем была запрещена в России в 2007 году. Однако с августа 2016 года этот вопрос снова вернулся в государственную повестку, а осенью 2017 года Минфин опубликовал третью версию соответствующего законопроекта. Старт продаж был запланирован на 1 января 2018 года, Минфин предложил перенести его на начало 2019-го. В итоге только с 1 января 2020 года должен был начаться первый этап легализации продаж алкоголя через интернет. Компаниям, имеющим лицензию на производство, хранение и поставку алкоголя, а также профильным операторам хотели разрешить продавать вина с защищенным географическим указанием и защищенным наименованием места происхождения. Согласно текущей версии законопроекта, пивоваренная продукция попадает в реализацию проекта по онлайн-торговле алкоголем только со второго этапа — с 2021 года. Вместе с тем тестирование на пиве выглядит более чем логичным: в нем отсутствует контрафактная составляющая, для него необходим только количественный учет, который достигается за счет системы ЕГАИС, установленной у всех участников рынка.
Причиной долгого обсуждения стала позиция ведомств и общественных организаций, которые видят в этом определенные риски: нарушения запретов в части продаж в ночное время, несовершеннолетним покупателям, рост торговли нелегальным алкоголем. Однако из-за несовершенства законодательства в стране уже сейчас действуют тысячи сайтов, продающих алкоголь, не дожидаясь официального на то разрешения. По данным Group-IB, количество поисковых запросов по фразе "купить алкоголь" в 2019 году увеличились на 34,6%. Недобросовестные производители пользуются спросом в своих интересах: нелегальная онлайн-продажа алкоголя в России в 2019 году выросла на 19% или 400 млн рублей по сравнению с 2018 годом. Несмотря на то что Роскомнадзор блокирует сайты с суррогатным алкоголем, нелегальный сектор продолжает продавать продукцию в соцсетях и мессенджерах. За качество такой продукции, разумеется, эти продавцы ответственности не несут, и о ее происхождении остается только догадываться.
Запуск онлайн-торговли алкоголем: ключевые шаги
Что могло бы стать эффективной мерой борьбы с контрафактной продукцией в онлайне? Альтернативное предложение со стороны легальных игроков, то есть разрешение на интернет-торговлю. Существует ряд практик и богатый международный опыт, на который можно ориентироваться. Индустрия со своей стороны уже неоднократно выходила к регулятору с абсолютно четким механизмом реализации и контроля сбыта продукции посредством интернет-торговли.
Во-первых, правом продавать алкоголь через интернет должны обладать те же субъекты, которые имеют право на розничную продажу соответствующего вида алкогольной продукции. При этом доставка продукции должна осуществляться только в тот период времени, когда возможна розничная продажа алкоголя в магазине, и только при предъявлении удостоверения личности, подтверждающего возраст покупателя (паспорт, водительское удостоверение и т. п.). Для продажи через интернет пивоваренной продукции должно быть достаточно включения в реестр РАР, регистрации сайта в доменной зоне ЕГАИС и возможности оплаты покупки посредством безналичных расчетов с использованием платежных карт.
Во-вторых, европейский опыт показывает, что нет ничего сложного в соблюдении стандартных правил торговли алкоголем в случае, когда реализация происходит через интернет. Сейчас в Европе онлайн-торговля существует в двух форматах: домашняя доставка и click & collect (заказ с самовывозом). Первый формат более распространён в Бельгии и Франции, второй более популярен в Великобритании. Что касается риска продажи несовершеннолетним, то действует стандартное правило: курьер не проверяет, тот ли самый человек, что заказал, и получает товар, но он обязан проверить возраст принимающего заказ, если у него есть сомнения в совершеннолетии получателя. Фактически как с кассиром в магазине. То есть реально работающий механизм реализации всех тех ограничений, что есть и при розничной продаже, уже есть и успешно осуществляется в ряде стран.
Что касается нашей компании, то в Великобритании мы используем два формата: продаем как через партнеров (торговые сети), так и через собственные магазины. Последние, кстати, показывают двузначные темпы роста из года в год и обеспечивают прибыльность более 30 млн долларов ежегодно).
Онлайн-торговля алкоголем — это мировой тренд, который показывает двузначные темпы роста во многих странах Европы. Например, согласно данным компании, в Англии в настоящий момент через канал онлайн-торговли реализуется порядка 5–6% от общего объема проданного пива, в Германии — 2%. Онлайн-продажи алкоголя в Европе активно развиваются и показывают рост порядка 8–20% ежегодно в зависимости от страны.
Что также любопытно: в текущих условиях карантина на подобные меры уже идут даже те страны, в которых оборот алкоголя осложнен религиозными или культурными особенностями и где действуют самые строгие ограничения на оборот алкоголя. Например, в ОАЭ уже согласован подход по продаже алкоголя дистанционным способом. Это пример беспрецедентных мер, которые направлены только на одно: предотвратить больший ущерб из-за потребления населением суррогатов.
В текущей ситуации легализация продаж является логичным шагом, тем более интерес к данному вопросу проявляют и крупные компании, специализирующиеся на цифровых технологиях и развитии интернет-отрасли. Сейчас бизнесу необходима любая поддержка, поскольку вынужденный карантин ставит под угрозу не просто благополучие компаний, а саму возможность их дальнейшего существования. И это важно понимать, поскольку именно от предприятий зависит объем налоговых отчислений в бюджеты регионов, а также уровень безработицы. В текущих условиях эти вопросы выходят на первый план в экономической повестке страны.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.