Известные марки колбасы предлагают "национализировать". "Российская газета". 9 апреля 2024
10.04.2024 в 09:52 | Российская газета | Advis.ru
Любимые с советских времен гостовские колбасы могут стать "национальным достоянием" и вернуться на полки магазинов во всем многообразии. Сейчас производить многие из них могут только компании, которые зарегистрировали на это свое исключительное право. Остальные предприятия, выпускающие такую колбасу по ГОСТу, рискуют быть оштрафованными на десятки миллионов рублей.
Сейчас в судах рассматриваются сотни дел о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака. Только Микояновский мясокомбинат выступает истцом в 73 исках на общую сумму почти 1,3 млрд руб. Ответчики - чаще всего небольшие региональные мясокомбинаты. Речь в исках идет о гостовских колбасах "Москворецкая" или "Бородинская", сосисках "Школьные" или "Советские" и других известных с советских времен товарных марках. Такие суды заканчиваются победой истца и выплатой ему внушительной компенсации.
При этом предприятие, которое имеет исключительное право на производство той же "Москворецкой", давно ее не производит, но исправно продолжает собирать средства через суды с тех, кто ее выпускает.
"Докторскую" колбасу сейчас выпускают многие предприятия. Но теоретически монополию на ее производство может захватить один мясокомбинат
Бывают даже случаи, когда юрлица или ИП (так называемые "патентные тролли") регистрируют права "оптом" на несколько товарных знаков, чтобы потом предъявлять иски предприятиям, которые, ничего не подозревая, продолжают выпускать такую продукцию по ГОСТу, рассказал "РГ" исполнительный директор Национального союза мясопереработчиков (НСМ) Николай Аксенов. В итоге потребитель лишается привычной продукции, а добросовестные предприятия терпят убытки.
До 1991 года большинство придуманных названий мясной продукции были включены в госстандарты и фактически являлись государственным достоянием страны. Этими стандартами должны были пользоваться все предприятия мясной промышленности, пояснила заместитель директора Федерального научного центра пищевых систем им. В. М. Горбатова Анастасия Семенова. Но после развала СССР, с 1991 по 2019 годы, в стране прокатилась массовая регистрация придуманных названий в качестве товарных знаков. Патентовали все, что могло представлять какую-либо коммерческую ценность. Сложилась судебная практика, по которой наличие госстандарта не означает, что это название общеизвестно и непатентуемо, говорит Семенова.
Попытки аннулировать действие товарных знаков в связи с тем, что они потеряли различительную способность в момент подачи заявки, или из-за недобросовестной конкуренции со стороны правообладателя товарного знака успехом не заканчиваются, признает Семенова.
Чтобы восстановить справедливость, НСМ предлагает снова сделать известные колбасы "национальным достоянием". Такие поправки можно внести в Гражданский кодекс. "Это позволит отрасли мясопереработки вернуть на прилавки магазинов всеми нами любимые гостовские наименования колбас и освободит отрасль от гнета недобросовестных компаний, фактически присвоивших общеизвестные и ранее существовавшие обозначения продукции и использующие имеющуюся правовую неопределенность в этом вопросе для извлечения необоснованной выгоды", - считает Аксенов.
Подобные меры должны быть крайне взвешенными, считает генеральный директор компании "Онлайн Патент" Алина Акиншина. Если установливать список общепринятых терминов в мясной промышленности, придется брать во внимание документы царской России, ранние документы советского периода. "В этом случае велик риск того, что в них могут быть найдены бренды, в создание и развитие которых современные мясоперерабатывающие предприятия вложили огромные средства. Эти вложения мгновенно будут поставлены под удар, а потребитель может столкнуться с низкокачественной продукцией множества предприятий-подражателей, которые захотят воспользоваться известностью бренда в глазах потребителя сразу же после утраты им статуса зарегистрированного товарного знака", - говорит Акиншина.
Сейчас в судах рассматриваются сотни дел о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака. Только Микояновский мясокомбинат выступает истцом в 73 исках на общую сумму почти 1,3 млрд руб. Ответчики - чаще всего небольшие региональные мясокомбинаты. Речь в исках идет о гостовских колбасах "Москворецкая" или "Бородинская", сосисках "Школьные" или "Советские" и других известных с советских времен товарных марках. Такие суды заканчиваются победой истца и выплатой ему внушительной компенсации.
При этом предприятие, которое имеет исключительное право на производство той же "Москворецкой", давно ее не производит, но исправно продолжает собирать средства через суды с тех, кто ее выпускает.
"Докторскую" колбасу сейчас выпускают многие предприятия. Но теоретически монополию на ее производство может захватить один мясокомбинат
Бывают даже случаи, когда юрлица или ИП (так называемые "патентные тролли") регистрируют права "оптом" на несколько товарных знаков, чтобы потом предъявлять иски предприятиям, которые, ничего не подозревая, продолжают выпускать такую продукцию по ГОСТу, рассказал "РГ" исполнительный директор Национального союза мясопереработчиков (НСМ) Николай Аксенов. В итоге потребитель лишается привычной продукции, а добросовестные предприятия терпят убытки.
До 1991 года большинство придуманных названий мясной продукции были включены в госстандарты и фактически являлись государственным достоянием страны. Этими стандартами должны были пользоваться все предприятия мясной промышленности, пояснила заместитель директора Федерального научного центра пищевых систем им. В. М. Горбатова Анастасия Семенова. Но после развала СССР, с 1991 по 2019 годы, в стране прокатилась массовая регистрация придуманных названий в качестве товарных знаков. Патентовали все, что могло представлять какую-либо коммерческую ценность. Сложилась судебная практика, по которой наличие госстандарта не означает, что это название общеизвестно и непатентуемо, говорит Семенова.
Попытки аннулировать действие товарных знаков в связи с тем, что они потеряли различительную способность в момент подачи заявки, или из-за недобросовестной конкуренции со стороны правообладателя товарного знака успехом не заканчиваются, признает Семенова.
Чтобы восстановить справедливость, НСМ предлагает снова сделать известные колбасы "национальным достоянием". Такие поправки можно внести в Гражданский кодекс. "Это позволит отрасли мясопереработки вернуть на прилавки магазинов всеми нами любимые гостовские наименования колбас и освободит отрасль от гнета недобросовестных компаний, фактически присвоивших общеизвестные и ранее существовавшие обозначения продукции и использующие имеющуюся правовую неопределенность в этом вопросе для извлечения необоснованной выгоды", - считает Аксенов.
Подобные меры должны быть крайне взвешенными, считает генеральный директор компании "Онлайн Патент" Алина Акиншина. Если установливать список общепринятых терминов в мясной промышленности, придется брать во внимание документы царской России, ранние документы советского периода. "В этом случае велик риск того, что в них могут быть найдены бренды, в создание и развитие которых современные мясоперерабатывающие предприятия вложили огромные средства. Эти вложения мгновенно будут поставлены под удар, а потребитель может столкнуться с низкокачественной продукцией множества предприятий-подражателей, которые захотят воспользоваться известностью бренда в глазах потребителя сразу же после утраты им статуса зарегистрированного товарного знака", - говорит Акиншина.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:

Рады сообщить, что в июле мы актуализировали один из самых востребованных бизнесом продуктов INFOLine – базу «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. 2025 год».
Для клиентов, приобретающих годовой обзор «Розничная торговля Food и потребительский рынок России ‘2025», действует скидка 50% на реестр.
Данные базы предоставляются в формате excel.
Параметры реестра:- Контактная информация (компания, бренд, основное операционное юридическое лицо, тип сети, специализация, фактический адрес, телефон, е-mail, сайт, соцсети).
- Менеджмент компании (генеральный и финансовый директора, руководитель по электронной коммерции и IT, директора по закупкам, логистике, маркетингу, развитию, франчайзингу).
- Операционные показатели:
- количество собственных торговых объектов по форматам (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер и магазин у дома),
- число франчайзинговых торговых объектов,
- региональная представленность собственных и франчайзинговых магазинов,
- общая торговая площадь.
- Логистика (количество, площадь, тип и регионы логистической инфраструктуры),
- Развитие online-продаж (e-grocery):
- интернет-магазин и услуга click&collect,
- мобильное приложение и возможность покупки товара через него,
- наличие экспресс-доставки,
- количество dark store,
- сотрудничество с сервисами доставки,
- представленность на маркетплейсах,
- финансовые показатели online (выручка за год, доля online-продаж в выручке).
- Финансовые показатели:
- выручка без НДС,
- плотность продаж (выручка с кв. м),
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.