Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

ПАО "Трансфин-М": Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Декабрь 2021 - Январь 2022.

ПАО Трансфин-М: Ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Декабрь 2021 - Январь 2022.
В 2021 Г. ЖЕЛЕЗНОДОРОДЖНЫЙ РЫНОК УВЕРЕННО РОС
В декабре динамика показателей перевозок была разнонаправленной. Погрузка выросла до 108,4 млн т, что на +1,4 % выше уровня декабря 2020 г. Грузооборот составил 220,9 млрд т-км, что на -2,6 % ниже уровня декабря 2020 г.
В декабре выросли перевозки нефти и нефтепродуктов (+6,5 %), строительных грузов (+3,4 %), черных металлов (+8,3 %), удобрений (+7,4 %) и цемента (+6,7 %). Снизились перевозки угля (-4,6 %), железной руды (-3,0 %), лесных грузов (-11,4 %) и зерна (-25,0 %)
По итогам 2021 г. показатели железнодорожных перевозок показали положительную динамику. Погрузка выросла до 1,28 млрд т, +3,2 % к 2020 г. Грузооборот составил 2,64 трлн т-км, рост +3,7 % к 2020 г.
Уголь: экспорт тормозят инфраструктурные ограничения
Погрузка угля в декабре сократилась на -4,6 % к декабрю прошлого года и составила 31,0 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 371,7 млн т (+5,2 % к аналогичному периоду прошлого года).
В декабре погрузка угля на экспорт снизилась, тогда как внутренние перевозки выросли. Основное падение поставок произошло в Японию (-1,2 млн т к декабрю 2020 г.) и на Украину (-460 тыс. т), тогда как отгрузки выросли в Турцию (+750 тыс. т) и Индию (+740 тыс. т).
При этом, по данным ИПЕМ, добыча угля в РФ в 2021 г. возросла на +8,9 % по сравнению с показателем за 2020 г. - до 438,09 млн т. Добыча угля в декабре выросла на +5,8 % в годовом выражении и достигла 39,01 млн т.
Разнонаправленная динамика по добыче и экспорту в декабре обусловлена невывозом угля. По данным Центра фирменного транспортного обслуживания, РЖД потеряли около 2,5 млн т грузов (преимущественно угля) из-за закрытия двух погранпереходов на китайской границе с целью ограничения распространения коронавирусной инфекции. Однако, как сообщил замминистра энергетики РФ Петр Бобылев на заседании комитета Госдумы по энергетике, Россия планирует существенно нарастить поставки угля в Китай в ближайшее время.
Вместе с тем глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что 2022 и, вероятнее всего, 2023 год обещают быть благоприятными для экспорта угля: геополитическая напряженность в Европе сохраняется, цены на газ и нефть - на пике, выработка электроэнергии из возобновляемых источников ограничена из-за погодных условий, что стимулирует спрос на уголь и сохранение высоких цен на него.
По данным Международного энергетического агентства, уголь стал лидером энергетического роста 2021 г. и заметно обогнал возобновляемую энергетику. Выработка электричества на угле в 2021 г. выросла на +9 %. Исходя из структуры мировой выработки электроэнергии, уголь удовлетворил более половины от общего роста потребления электричества в мире.
Нефть и нефтепродукты: погрузка по - прежнему ниже уровня 2019 г. несмотря на рост к предыдущему году
Погрузка нефти и нефтепродуктов в декабре выросла к уровню прошлого года на +6,5 % и составила 19,8 млн т в значительной степени за счёт эффекта низкой базы: без учёта 2020 г. погрузка находится на минимальном уровне для данного месяца с 2009 гг. Всего за 2021 г. было погружено 217,5 млн т (+4,2 % к аналогичному периоду прошлого года).
РЖД по итогам текущего года рассчитывают увеличить объём перевозки нефти и нефтепродуктов на +1,7 % к 2021 г. до 221,2 миллиона т, что ниже уровня 2019 г. – 232 млн т.
По оценкам экспертов, несмотря на то что страны ОПЕК+ постепенно сокращают ограничения, мировой рынок в ближайшие годы может столкнуться с дефицитом нефти на фоне общей нехватки финансирования нефтедобывающего сектора за последние годы. В частности, крупнейшие российские нефтяные компании уже сообщают о том, что практически исчерпали свободные мощности для наращивания добычи. Все это может привести к тому, что свободные мощности закончатся уже в 2022 году, то есть раньше, чем будут сняты все ограничения на добычу.
В январе "Роснефть" и итальянская промышленная группа Maire Tecnimont подписали контракт на строительство высокотехнологичного комплекса по переработке нефтепродуктов. Этот объект мощностью 2,2 млн т в год позволит Рязанскому НПЗ, дочернему обществу НК "Роснефть", выйти на новый уровень качества, прибыльности, углеродной эффективности и экологичности. За последние шесть лет "Роснефть" поставила в Италию 71 млн т нефти и свыше 13 млн т нефтепродуктов. При этом железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов в Италию в 2021 г. выросли к аналогичному периоду прошлого года на +15 % до 25 млн т.
Строительные грузы и цемент: рекордный объем строительства в 2021 г.
Погрузка строительных грузов в декабре выросла к аналогичному периоду прошлого года на +3,4 % и составила 9,0 млн т. Погрузка цемента в декабре выросла на +6,7 % и составила 1,6 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 126,6 млн т строительных грузов (- 3,8 % к аналогичному периоду прошлого года) и 26,5 млн т цемента (+5,5 %).
По предварительной оценке, 2021 г. стал рекордным по объемам жилищного строительства – ввод жилья составит более 90 млн кв. м, что на +10 % выше уровня предыдущего года и на +15 % выше планового показателя в 78 млн кв. м.
По словам вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, объем частных инвестиций, запланированных в жилищное строительство России в ближайшие 10 лет, составит около 70 трлн рублей. А по данным министра строительства и ЖКХ РФ Ирека Файзуллина, имеющийся градостроительный потенциал в России составляет около 240 млн кв. м.
В соответствии с указом президента Владимира Путина, объем жилищного строительства в РФ должен быть увеличен не менее чем до 120 млн кв. м в год к 2030 г. В целом до 2030 г. в России планируется возвести более 1 млрд кв. м жилья.
Черные металлы: ожидается падение экспорта на фоне увеличения пошлин
Погрузка черных металлов в декабре выросла к уровню прошлого года на +8,3 % и составила 6,5 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 69,3 млн т (+4,3 % к аналогичному периоду прошлого года).
В декабре выросли поставки в Мексику (+ 30 %), Казахстан (+40 %) и США (почти в 3 раза). Снизились перевозки в Тайвань (-20 %) и Китай (-60 %).
По данным ИПЕМ, внутренний спрос на черные металлы в 2021 г. вырос на +3,4 % (+29,6 % за декабрь 2021 года), на экспортные поставки – на +4,1% (-13,5 %). В ближайшие месяцы экспортные поставки могут продолжить падение на фоне увеличения экспортных пошлин: с 1 января 2022 г. будет повышен минимальный уровень таможенной пошлины на экспорт лома и отходов черных металлов (100 €/т вместо 70 €/т), ставка пошлины при этом останется прежней – 5%.
Руда: очередной скачок цен на мировом рынке
Погрузка руды в декабре сократилась на -3,0 % и составила 9,7 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 120 млн т (+0,2 % к аналогичному периоду прошлого года).
2022 год начался с очередного роста цен на мировых металлургических рынках. Аналитики в середине января констатировали скачок цен на железную руду, которая на торгах уже пробивала отметку в 126 $/т. По прогнозам, железная руда может вырасти в цене на +20 % в этом году. Тем временем, на внутреннем рынке России средние цены на 65–68 % Fe железорудный концентрат в январе 2022 г. составляют 92 $/т, а на 62–65% Fe железорудные окатыши - 127 $/т, что на -34 % ниже уровня января предыдущего года.
Лесные грузы: падение погрузки из-за китайских ограничений
Погрузка лесных грузов в декабре сократилась к декабрю предыдущего года на -11,4 % - до 3,1 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 41,8 млн т (+2,7 % к аналогичному периоду прошлого года).
Причина падения перевозок лесных грузов в декабре – новые ограничения на погранпереходах с Китаем для борьбы с коронавирусной инфекцией.
Согласно данным Рослесинфорга, в январе высокий спрос на пиломатериалы в США и Китае вновь спровоцировал рост цен. В России цены остаются на стабильно высоком уровне. При этом стоимость бруса, доски и других пиломатериалов окончательно стабилизируется к началу строительного сезона, но уровень цен на российском рынке в этом году не будет ниже значений 2021 г., однако темпы роста цен будут невысокими. Снижение возможно только к концу 2023 г., но при условии, если мировая экономика преодолеет последствия COVID-19.
По оценке экспертов, рост цен положительно сказался на лесном бизнесе, сделав его высокомаржинальным впервые за 10 лет. За счет прибыли приобретена новая техника и оборудование, обновлена производственная база. В результате предприниматели смогли переориентироваться на переработку древесины и заранее подготовиться к ограничению вывоза необработанной древесины и сырых пиломатериалов. Поэтому ждать падения производства пиломатериалов и снижения объемов экспорта не стоит. Динамика экспортных показателей лесопромышленного комплекса к концу года по прогнозам может достигнуть более +20 %. Сохранится тенденция умеренного роста внутреннего потребления пилопродукции - за год рост составит порядка +4 %. В сфере целлюлозно-бумажного производства также ожидается умеренный рост, около +3,8 % в годовом выражении.
Зерно и продукты перемола: падение погрузки продолжилось
Погрузка зерна в декабре снизилась к уровню декабря прошлого года на -25,0 % и составила 2,4 млн т. Всего за 2021 г. было погружено 25 млн т (-10,1 % к аналогичному периоду прошлого года).
Падение перевозок произошло за счет сокращения экспортных отправок. Так, в декабре поставки пшеницы в Египет упали вдвое, а в Турцию – в 4 раза.
Российский экспорт зерна в 2021-2022 сельхозгоду (1 июля 2021 г. - 30 июня 2022 г.), по прогнозам, может составить около 43 млн т, в частности, пшеницы – 33 млн т. Однако, как отмечает руководитель аналитического центра "Русагротранса" Игорь Павенский, экспорт пшеницы из-за плохих погодных условий в портах идет достаточно медленно. С 1 по 24 января, по его расчетам, было вывезено около 1,35 млн т (с учетом стран ЕАЭС). За месяц экспорт может составить не более 2 млн т, часть судов перейдет на февраль, прогнозирует он.
Росстат опубликовал уточненную оценку урожая зерна в России, она составляет 120,6 млн т в весе после доработки, что на -9,6 % ниже, чем в прошлом году. Прежняя оценка статведомства составляла 120,7 млн т, в том числе 75,9 млн т пшеницы. Согласно текущему умеренно оптимистичному прогнозу ИКАР, сбор зерна в Россия в 2022 году составит 127-128 млн т, в том числе 82-83 млн т пшеницы.
Химические и минеральные удобрения: очередной рекорд погрузки
Погрузка удобрений в декабре выросла к уровню прошлого года на +3,6 % и составила 5,8 млн т, установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего за 2021 г. было погружено 65 млн т (+3,6 % к аналогичному периоду прошлого года).
В декабре поставки на экспортных направлениях выросли на +7,6 %. Основное увеличение экспорта произошло в Бразилию – поставки в страну выросли вдвое к аналогичному периоду прошлого года.
По итогам 2021 г. российские аграрии нарастили темпы закупок минеральных удобрений почти на +20 % – до 4,7 млн т (в пересчете на 100 % питательных элементов – д.в.). С учетом накопленных ресурсов в 0,3 млн т, совокупный объем приобретения минудобрений аграриями в прошлом году вырос до 5 млн т.
Таким образом, был перевыполнен план на 2021 г. по приобретению минеральных удобрений, пересмотренный Минсельхозом России с 3,8 до 4,5 млн т д.в., и более чем на +20 % был превышен факт 2020 г. Совокупный объем производства минеральных удобрений участников РАПУ в 2021 году вырос на +5% до 54,7 млн т (в физическом весе).
Минсельхоз отмечает снижение цен на минеральные удобрения для сельхозпроизводителей в России и как минимум до мая не ожидает роста цен на эту продукцию. При этом цены на мировых рынках стабильно растут, и уже наблюдается существенный разрыв между внутренними и мировыми ценами на основные виды минеральных удобрений.
СТАВКИ АРЕНДЫ ПРОДОЛЖИЛИ РАСТИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал "Рынок подвижного состава".
Ставка аренды в январе выросла до 1 300 – 1 700 руб./сутки для долгосрочных контрактов, спотовая ставка – 1 900 – 2 600 руб./сутки, в отдельных случаях – до 3 200 руб./сутки (парк до 100 ед.).
Активный парк вырос с 547 до 548 тыс. ед., растет парк, задействованный в перевозках чермета и удобрений. Уровень профицита парка полувагонов вырос до 9,6 тыс. ед. (1,6 % от списочных парки полувагонов). Скрытый профицит парка (отставленные неисправные вагоны сверх статистического нормативного уровня в 3,3-3,4 % парка) уже сокращается – около 6 тыс. ед.
В декабре 2021 г. эффективность продолжила падение: к ноябрю оно составило -1,6 %, эффективность вышла на уровень кризисного 2019 г. Падение к уровню прошлого года составляет -7,3 %.
В декабре 2021 г. реализация подвижного состава предприятиями РФ составила 6,7 тыс. ед., что выше уровня аналогичного периода прошлого года на +12,8 % и уровня предыдущего месяца на +22,1 %.

Для справки: Название компании: ТрансФин-М, ПАО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.