Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский: "В России имеется дефицит крупнотоннажных терминальных мощностей по перевалке зерна". "Portnews". 21 июня 2012

Зерно является одним из важнейших грузов, экспортирующихся из России через морские порты. О текущей ситуации с экспортом зерна, крупнейших морских терминалах по его перевалке, прогнозах и перспективах экспорта зерновых через порты Дальнего Востока в интервью ИАА "ПортНьюс" рассказал президент Российского Зернового Союза Аркадий Злочевский.
- Аркадий Леонидович, какова текущая ситуация с экспортом зерновых из России?

- В последнее время – с 1 по 15 мая, наблюдалось резкое снижение объема экспорта. В указанный период было вывезено всего немногим более 400 тыс. тонн, что является достаточно низким показателем. Это связано с конъюнктурой рынка – а именно ростом внутренних цен при одновременном снижении внешних, что сделало экспортные операции нерентабельными.
Эта ситуация, впрочем, традиционна для конца сезона, поскольку ближнее и наиболее доступное зерно уже вывезено, а везти зерно из отдаленных регионов достаточно дорого. Это приводит к тому, что мы оказываемся неспособными сформировать конкурентоспособную цену и поэтому проигрываем конкурентам из других стран, в частности, американским экспортерам. Но с началом нового сезона (с 1 июля) и сбором урожая, внутренние цены начнут снижаться, и мы получим ценовую "вилку", благодаря которой вновь станет выгодным экспорт.
- Из каких регионов-производителей зерна идут основные экспортные объемы?
- Традиционно это регионы юга России – Ставропольский, Краснодарский край, Ростовская область… Но когда там зерно под конец сезона иссякает, то зерно для экспортных партий начинают брать из других регионов. В частности, в настоящее время везут из Сибири, Поволжья, Урала, Центральной России.
- Какие страны являются основными рынками для сбыта российского зерна?
- Крупнейшим импортером российского зерна является Египет, но все страны здесь не перечислить – их порядка 80-ти и их количество в последнее время быстро росло. Основными регионами сбыта остаются Северная Африка и Ближний Восток, но также представлена и Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион: это Малайзия, Таиланд, Япония, Южная Корея и др.
- Через какие порты главным образом экспортируется российское зерно?
- Основной зерновой экспортный порт в России сейчас – это Новороссийск. Здесь есть три зерновых терминала – "Новороссийский зерновой терминал" (НЗТ, крупнейший по объемам, до 600 тыс. тонн в месяц), НКХП, а также развивается терминал группы компаний "Дело". Что касается последнего, то ГК "Дело" уже перегружала здесь зерно по прямому варианту, сейчас же создает специализированный зерновой терминал. К осени планируется установить основные емкости по хранению, но первые емкости уже установлены и перевалка уже началась.
Вслед за Новороссийском по объемам идет порт Туапсе, где также действует зерновой терминал. Его мощность меньше, чем НЗТ и НКХП, но он работает достаточно активно. Его "догоняет" терминал в Тамани (проект "ЭФКО"), перегружающий зерно крупнотоннажными партиями. "ЭФКО" рассчитывает сделать данный терминал самым крупным на российской территории, с годовым объемом перевалки зерна в 9 млн тонн. В этом сезоне они, видимо, выйдут на объем 2,5 млн тонн, догнав терминал в Туапсе.
При этом, значительная часть зерна продолжает вывозиться через малотоннажные порты судами река-море. Их довольно много – это и Азов, Ростов-на-Дону, Ейск, Таганрог. В одном только Азове – четыре терминала.
- Каковы ваши прогнозы по объемам экспорта российского зерна в сезон 2012-13 годов и на перспективу до 2020 года?
- В следующем сезоне наш экспортный потенциал будет таким же, как и в этом – свыше 30 млн тонн, но я сомневаюсь, что он будет реализован, как не был реализован и в текущем сезоне. У нас в итоге останутся большие запасы. Это происходит благодаря росту внутренних цен. Поэтому диапазон объема экспорта на следующий сезон находится в пределах 20-27 млн тонн.
Более долгосрочная перспектива будет зависеть от объема ресурса, от валовых сборов, структуры внешнего потребления. Согласно консервативному сценарию программы социального-экономического развития до 2020 года, рост экспорта будет расти. В соответствии со сценарием, к 2020 году объем производства обозначен в 125 млн тонн, а объем экспорта – в 40 млн тонн. Но это очень консервативный сценарий, учитывающий развитие в условиях очень низкой рентабельности и отсутствия серьезных инвестиций. Но я думаю, что вряд ли нынешняя экономическая ситуация в производстве сохранится. Сейчас все проблемы здесь решаются через программы бюджетной поддержки – именно это обеспечивает рост привлекательности инвестиций, сокращая период окупаемости вложений. Но это станет невозможным в условиях нахождения России во Всемирной торговой организации (ВТО), когда прямая поддержка перестанет работать. Придется использовать новые инструменты привлекательности, поддержания доходности.
- Имеется ли в России дефицит стивидорных мощностей для перевалки зерна? Насколько сильна конкуренция между терминалами?
- Стивидорных мощностей хватает и конкуренция между ними достаточно высока, но ощущается дефицит именно крупнотоннажных специализированных терминальных мощностей по перевалке зерна и потому конкуренция между ними довольно слабая, что приводит к высоким ставкам на их услуги.
- Сейчас много внимания уделяется развитию Дальнего Востока России. Как вы оцениваете перспективы дальневосточных портов по экспорту зерна?
- В этом регионе имеются стивидоры, которые занимаются перевалкой зерна по прямому варианту, между ними есть конкуренция. Но нет ни одного специализированного терминала. И чтобы был смысл в них вкладываться, надо принять государственное решение на долгосрочной основе по перевозкам в направлении дальневосточных портов. Потому что самый ближний основной потенциал для них – это перевозка сибирской пшеницы от Красноярска. А это расстояние в нынешних условиях делает перевозки нерентабельными.
Между тем, Дальний Восток имеет "под боком" крупнейшие рынки для сбыта зерна и потому там есть огромный потенциал для развития. Причем не только по сибирской пшенице. В данной части страны имеется 1 млн га посевов (которые непонятно чем и как сейчас обрабатываются) и идеальные климатические условия для выращивания сои и кукурузы. На мой взгляд, приоритетом для Дальнего Востока должно стать внедрение двухпольного севооборота по американским технологиям, для этого нужно разрешить сеять генномодифицированные растения (ГМО). Именно продукты ГМО потребляются рынком азиатско-тихоокеанского региона (Япония, Корея, Индонезия и т.д.). Это более экономически целесообразная перспектива, чем вывоз сибирской пшеницы.
В настоящее время к дальневосточным портам может поставляться до 2 млн тонн сибирской пшеницы – вопрос лишь в пропускной способности железной дороги. Что касается приморской продукции – если запустить в оборот 2 млн га пахотных земель, то при двупольном обороте можно с них получать порядка 8 млн тонн кукурузы и 3 млн тонн сои в год. Причем весь этот объем может идти на экспорт.
- Ощущается ли конкуренция со стороны украинских и прибалтийских портов по перевалке российского зерна?
- На Украине терминалов очень много – Ильичевск, Одесса, Николаевск... Практически вся советская южно-портовая инфраструктура по зерну осталась на Украине. В Прибалтике самые главные терминалы – в Мууге, Таллинне, Вентспилсе. Но эти иностранные порты задействуются эпизодически, когда, например, возникает перегрузка российских портовых мощностей на некоторых направлениях. Но в целом, объем российских портовых мощностей позволяет обслуживать экспорт. Кроме того, они активно развиваются, что показывает статистика отгрузок. Так, в сентябре 2011 года был достигнут рекорд месячного объема экспорта в основном через российские терминалы в 3,8 млн тонн.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.