Получить презентацию INFOLine с сессии «Потребитель и продовольственный ритейл: эволюция или революция?»
Онлайн-консультанты: Skype INFOLine
INFOLine проводит АКЦИЮ: Вам предоставляется пробная подписка в течение месяца на информационный бюллетень "Объекты инвестиций и строительства РФ"

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 15.11 67.9975 +0.3163
EUR 15.11 76.7556 +0.6819
Все котировки валют
 Топ новости

Органическая Россия: затянувшийся прыжок в уходящий поезд. "DairyNews.ru". 8 ноября 2018

Оборот экотоваров в мировом масштабе к 2020 году должен достичь отметки в $212 млрд – при текущей цифре $100 млрд рост двукратный. Какой вклад в глобальное эко-движение вносит Россия? Объективно, небольшой – доля отечественной органической продукции на мировом рынке невелика, потенциал, который отводится России, составляет всего 15%. Однако, прыгнуть в уходящий поезд еще не поздно.
Отечественные производители это понимают и готовы работать, начиная с основ законодательного регулирования производства. Указ Президента о принятии закона "Об органической продукции", который вступит в силу с 1 января 2020 года, стал ключевой темой для обсуждения в рамках круглого стола "Стандартизация в органическом сельском хозяйстве. Что нас ждёт после вступления в силу закона об органическом производстве?", пишет The DairyNews.
Сан-Томе и Принсипи – островное государство в Центральной Африке, расположенное почти на самом экваторе. Страна включает в себя два главных острова: Сан-Томе и Принсипи, расстояние между которыми – 160 километров. Вы спросите, при чем тут Африка и острова? Все дело в том, что именно в Сан-Томе и Принсипи производится в шесть раз больше органической продукции, чем в России. Об этом заявил Александр Калинин, руководитель Технического комитета 40 Росстандарта "Продукция органического производства". К слову, проживает в Сан-Томе и Принсипи около двухсот тысяч человек.
Неужели отечественный рынок органической продукции настолько хил, что не способен тягаться с небольшим островным государством?
В послании Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года говорится: "Мы не только можем сами себя накормить, Россия способна стать крупнейшим поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей. Тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растет".
Действительно, количество людей, постоянно потребляющих органику, растет – в 2016 году соответствующий показатель достиг 700 млн человек. Среднего потребителя органики отличает приверженность к особому стилю питания, забота о здоровье и как следствие – повышенное требование к качеству. Чтобы гарантировать последнее, производитель должен поставить на продуктовую полку товар, в экологичности которого уверен лично. Что может дать такую уверенность? Не иначе как четкий регламент, соответствие стандартам и законодательно закрепленные требования.
В настоящее время в РФ утверждены три национальных стандарта, в частности:
-ГОСТ З56104-2014 "Продукты пищевые органические. Термины и определения"
-ГОСТ Р57022-2016"Продукция Органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства"
С января 2018 года в силу вступил Межгосударственный стандарт ГОСТ33980-2016"Продукция органического производства, правила производства, переработки, маркировки и реализации (CAL/GL 32-1999, NEQ)", началась процедура согласования стандарта с IFOAM International.
В начале августа Президент Владимир Путин подписал указ о принятии закона "Об органической продукции". Ожидается, что он вступит в силу с 1 января 2020 года.
– Дата вступления в силу закона, с одной стороны, успокаивает – часть участников рынка считает, что еще достаточно времени в запасе. Но с другой стороны, многие проявляют чрезмерную активность, зачастую не понимая до конца, что происходит. Отмечу, что органика в стране существовала и до подписания закона, - прокомментировал Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза России.
– Сотрудничество с Россельхознадзором, Роспотребнадзором и Росаккредитацией надо начинать уже сегодня. Когда закон вступит в силу, начнутся проблемы. Мы должны иметь понятие о том, как их решать. Очистка полки от фальсификата – основной вопрос для потребителя и производителя. Он требует решения, но у нас пока нет четкого понимания, поможет ли в этом случае закон, – заключил Мироненко.
Вопрос фальсификата – отдельно важная тема при разработке соответствующего закона. Ни для кого не секрет, что недобросовестные производители зачастую нелегально позиционируют свою продукцию как эко, чтобы получить дополнительную прибыль. В рамках нового закона устанавливаются требования для маркировки продуктов как биологически чистых и создается единый госреестр. Как ранее комментировал спикер Госдумы Вячеслав Володин, это вытеснит недобросовестных участников рынка и положительно скажется на качестве продукции.
Закон не позволяет определить совокупность процессов на конечный продукт, это касается идентификационных признаков, считает начальник отдела по гигиене питания Роспотребнадзора Людмила Чикина.
– Органика начинается с недр и переходит в многоступенчатый процесс, где каждый этап должен быть сертифицирован. Что такое органическая продукция? Непонятно. Пока определить можно только по маркировке. Но сегодня много недобросовестных производителей, которые используют ее незаконно. В законе есть отсылочные нормы, которые касаются санитарных правил, но эти документы должны быть пересмотрены, так как многое изменилось, – подчеркнула Чикина.
– Вступающий в силу закон – лучше, чем ничего, у нас теперь по крайней мере есть ориентир. Но над законом предстоит долго работать. В частности, в нем слабо прописываются требования к органической продукции животного происхождения, – рассказал руководитель Технического Комитета 40 Росстандарта "Продукция органического производства" Александр Калинин.
Спикер добавил, что предложения в соответствующем направлении были представлены заместителю председателя правительства РФ по вопросам АПК, природных ресурсов и экологии Алексею Гордееву. Необходимой, по словам Калинина, видится работа в направлении оценки соответствия качества органической продукции внутри страны – обучение кадров, создание уполномоченных Росаккредитацией центров и лабораторий, а также корреспондирование требований на страны ЕАЭС.
– Мы видим, что Армения шагает в одном направлении, Беларусь смотрит в другую сторону. Уровень развития процесса далеко не однозначен. Нужны единые принципиальные требования к органической продукции, – рассказал Калинин.
В свою очередь, заместитель директора Департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Айна Кусаинова заметила, что Армения, Казахстан и Россия имеют свои профильные законы в области органики, а остальные страны тоже стремятся к созданию базы на национальном уровне. Тем не менее, с точки зрения органики существует правовой вакуум: правила одного государства могут стать препятствием для другого.
– Решением ситуации может стать разработка отдельного соглашения о взаимном признании или унификации. Наличие отраслевых законодательных актов - уже прогресс. В рамках ЕЭК создана рабочая группа для разработки плана совместной работы, – добавила Кусаинова.
Усиление работы в сфере законодательного регулирования поддержал советник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко. Спикер предложил создать экспертную группу для оценки рисков.
– Речь идет о полномасштабном частно-государственном партнерстве. Когда вступит в силу закон, увеличится количество потребителей, которые захотят превратит свою продукцию в премиальную. Чтобы этого избежать, нужно контролировать оборот продукции и добиваться избавления рынка от компаний-призраков. Идея конференции - представить, что сегодня 31 декабря 2019 года - если все осталось, как и было, рынок у нас точно бы не состоялся. Нам предстоит сделать еще очень много работы. Нужно уделить внимание правилам безопасности, системе аккредитованных компаний по сертификации - она должна быть прозрачной и жесткой. Правила сертификации нужно обговаривать отдельно, они должны быть зарегистрированы и защищены законом. Иначе мы потеряем этот рынок, – заключил Алексеенко.
Четкое понимание дальнейшего развития ситуации на рынке органики отсутствует как у представителей отрасли, так и у тех, кто принимает участие в разработке законодательной базы. Однако есть позитивный момент: им всем не все равно.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение
СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Действительно до 30.11.18

Здравствуйте!

Специалисты INFOLine подготовили для Вас специальное предложение, действующее до конца ноября 2018 года. При приобретении исследования "Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Прогноз до 2020 года" вы получите обзор "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги I пол. 2018 года" в подарок.

Исследование  «Розничная торговля Food и потребительский рынок России. Итоги 2017 года и тенденции 2018 года. Прогноз до 2020 года» содержит в себе:

  • структурированное описание и анализ тенденций и перспектив развития рынка FMCG;

  • сценарные прогнозы развития отрасли до 2020 года, разработанные специалистами INFOLine

  • прогнозы развития крупнейших сетей FMCG;

  • конъюнктурный опрос крупнейших поставщиков FMCG: итоги 2017 года, прогноз на 2018 год;

  • рейтинги торговых сетей FMCG (ТОП-10) по финансовым и операционным показателям;

  • рейтинги торговых сетей FMCG (ТОП-5) в разрезе форматов торговли (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома, специализированные сети (сегменты «алкоголь» и «мясная продукция»);

  • справки по ТОП-8 сетей FMCG России (X5 Retail Group, «Магнит», Auchan Retail Россия, ГК «ДИКСИ», «Лента», Metro Cash&Carry, ГК «О’КЕЙ», Globus) и трех лидеров сегментов («Красное&Белое» - алкоголь, «ВкусВилл» и «Избенка» - натуральные продукты, «Светофор» - жесткие дискаунтеры).

В отчете "Состояние потребительского рынка России и Рейтинг торговых сетей FMCG РФ: Итоги I пол. 2018 года" вы получите:

  • Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России по форматам: динамика и прирост количества и площадей объектов по форматам (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, магазин у дома), наиболее значимые открытия и закрытия. 

  • Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке ТОП-50 крупнейших сетей FMCG России (сети с выручкой более 12 млрд. руб.),

  • Структуру и динамику прироста торговых площадей по торговым сетям и форматам.

 

Получить специальное предложение вы можете нажав на кнопку ниже, либо написав запрос на почту retail@infoline.spb.ru

Получить специальное предложение

Для получения подробной информации об информационных продуктах INFOLine свяжитесь с нами по телефонам: +7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848 доб. 154 или по электронной почте retail@infoline.spb.ru