Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Глава Тувы направил проект "Одно село – один продукт" по пути создания аграрных кластеров.

Губернаторский проект "Одно село – один продукт", стартовавший в Туве два года назад, с 2015 года будет продолжен на принципах кластерного подхода. Только так, объединив на доверии мелких и средних сельхозпроизводителей, считает глава региона Шолбан Кара-оол, республика сможет подойти к созданию бизнес-структур, способных не только вывести региональный АПК на качественно новый уровень развития, но и открыть аграриям Тувы выход на межрегиональные рынки с конкурентоспособной продукцией. Чтобы обсудить новые подходы к дальнейшей реализации инициированного им в 2012 году проекта, Глава республики 19 марта собрал совещание с участием руководителей министерств и ведомств, глав муниципальных администраций, предпринимателей, участвующих в проекте "Одно село – один продукт".
Необходимость корректировки курса – не кабинетная директива, пояснил Шолбан Кара-оол. Планы кластерного развития вызревали из опыта предыдущих двух лет реализации губернаторского проекта, который помимо положительных моментов выявил и существенные недоработки. При небывалом буме деловой активности, которую он вызвал в сельском бизнесе, не оправдался, в частности, ключевой расчёт - на то, что участники проекта сами, каждый в отдельности, смогут генерировать продукцию брендового статуса, конкурентную как внутри республики, так и за её пределами по качеству, объемам и другим параметрам. Одной финансовой поддержки локальных проектов со стороны властей здесь оказалось мало.
Сегодня, убежден Глава Тувы, нужны механизмы, позволяющие на базе массы малых и средних предприятий с однородными производствами, сохранив их самостоятельность, выстроить систему партнерства. По ней подразумевается такая форма ассоциации участников губернаторского проекта, которая открывает возможности перераспределить и специализировать производства, поднять их технологический уровень, увеличить масштаб и качество товаров в соответствии с самыми высокими запросами рынка. В перспективе это партнерство может стать основой для формирования вертикально интегрированных компаний, обеспечивающих всю производственную цепочку от добычи сырья до продажи готового товара потребителю. Наиболее оптимальный путь к такой структуре – формат кластера. При этом усилия решено сосредоточить на производстве продукции мясного и молочного животноводства, в котором Тува располагает хорошим потенциалом и объективными конкурентными преимуществами. В частности, по поголовью скота и динамике его прироста республика несколько лет подряд занимает лидирующие позиции среди регионов Сибири. Кроме того, Тува сумела сохранить и в настоящее время успешно развивает такие виды скотоводства, которых в других регионах России либо нет, либо они далеки от значения товарного – это верблюдоводство, яководство, оленеводство, коневодство. Поэтому именно в агропромышленном комплексе представляется возможным реализация кластерного подхода. Он предусматривает формирование якорных предприятий по зональной специализации, которые в свою очередь будут связаны хозяйственно-логистическими связями с сетью мелких хозяйств в районах – в частности, с поставщиками сырья, переработчиками, центрами распределения и так далее, вплоть до потребителей.
Минэкономики РТ по поручению Главы республики разработало и представило участникам совещания схему размещения производственных ресурсов в соответствии с кластерным принципом. По информации министра Елены Каратаевой, аграрных кластеров будет несколько. Первый по значению – мясной. Якорным предприятием здесь предполагается сделать мясоперерабатывающий комбинат в селе Сукпак Кызылского района – с учетом близости основных рынков сбыта и транспортно-географической составляющей. В строительство модульного комбината планируется вложить в общей сложности 52 млн. рублей. Планируемая мощность в пересчете на мясо – около 500 тонн в год, включая собственно мясо и субпродукты из него, а также полуфабрикаты и колбасы. Обеспечивать комбинат сырьем будут 2 убойных цеха, где наладят первичную переработку. Разместить их планируется в районах, которые традиционно являлись крупными животноводческими центрами. На юге Тувы – это Эрзинский, на западе – Дзун-Хемчикский районы. Помимо того, они будут играть роль среднего звена в закупках скота, обеспечивая площадку сбыта для личных и фермерских хозяйств.
В качестве кластерных центров по производству и переработке молока рассматриваются Пий-Хемский, Каа-Хемский и Дзун-Хемчикский районы. В некоторых из них уже существует база переработки, где-то созданы только пункты заготовки сырья. Чтобы развернуть производственный цикл, потребуется доукомплектовать недостающие технологические звенья. Так, муниципальная молочно-товарная ферма в Ильинке нуждается сейчас в технике для заготовки кормов, после чего здесь можно увеличивать поголовье и открывать свое производство по переработке молока. В Пий-Хемском районе хорошо поставлена переработка, но для загрузки мощности нужная МТФ. Кластер по производству семян зерновых культур предлагается образовать в Пий-Хемском районе, учитывая наличие действующего зернового хозяйства и выгодное с точки зрения близости к транспортной сети расположение.
Тоджинский район предлагается нацелить на специализацию в добыче и переработке рыбы. При этом непременным условием конкурентоспособности всех без исключения кластеров должна стать сеть оптово-логистических центров. Их предлагается создать в первую очередь в городах Кызыле и Чадане, являющихся крупными транспортными узлами республики. На реализацию переформатированного проекта "Одно село – один продукт" Правительство Тувы готово направить в 2015 году около 900 млн. рублей в виде различных форм государственной поддержки. На эти средства планируется привлечь в порядке софинансирования частные инвестиции со стороны предпринимательства.
Шолбан Кара-оол призвал собеседников высказаться о том, какими должны быть пропорции партнерства. Лично сам он усомнился в обоснованности предложенного Минсельхозом Тувы соотношения государственных и частных капиталовложений - 95 к 5 %. "Министр сельского хозяйства объясняет столь низкую, почти дармовую ставку участия бизнеса желанием максимально поддержать его в условиях экономического кризиса. Но мне кажется, такой щедростью мы заранее плодим безответственность. Согласитесь, когда приобретаешь 1 млн. рублей за какие-то 50 тысяч – это очень легкие деньги. А халява, как известно, порождает только халяву. Это значит, можно особо не усердствовать, не работать до семи потов, а то и вовсе загубить проект. И наоборот: если сам вложился как следует, то и помощь со стороны будешь ценить и использовать по максимуму", - считает он.
Кроме того, не стоит преувеличивать "бедность" сельских предпринимателей и недооценивать их возможности, уверен Кара-оол. "Буквально вчера я разговаривал с одним из таких бизнесменов, и он заявил мне, что может вложиться на уровне 50-60 млн. рублей. Так что ресурсы у частников наших есть, и они серьезные. А чем весомее будет их доля, тем выше гарантии, что человек доведет дело до логического завершения, не бросит ни его, ни нас, правительство, как партнеров", – полагает Глава Тувы. Среди участников совещания противников кластерного объединения производств в АПК на совещании не нашлось – выгоды очевидны, считает большинство. Расхождения во мнениях начались вокруг конкретных путей решения и особенно финансового обеспечения проекта. Так, кластерный подход, как было справедливо отмечено, меняет сложившиеся схемы распределения средств, выдвигая на первый план проекты, которые вписываются в него. На что тогда рассчитывать тем, кто по своему профилю выпадает из обозначенного тренда на кластеризацию?
По мнению, вице-премьера и министра юстиции Тувы Шолбана Монгуша, предложенный коллегами из Минсельхоза и Минэкономики план реализации губернаторского проекта в новых координатах требует большей детализации. Например, следует точно определиться, каким образом отбирать участников проекта, на каких условиях финансировать, через какие каналы – либо напрямую в виде субсидий, либо через республиканский банк, что предполагает обязательную возвратность средств. Резонный вопрос подняли и главы районных администраций: они убеждены, что муниципальные власти, которым в губернаторском проекте до сих пор отводились лишь функции организаторов, должны участвовать в проекте своим бюджетом.
Председатель Улуг-Хемской администрации Мерген Анай-оол, например, предложил регламентировать эту возможность, разрешив муниципалитетам направлять на создание совместных с бизнесом производств часть собственных доходов или входить в долю своим имуществом. Кроме того, Анай-оол согласился с Главой республики в том, что долю инвестиций для бизнеса нужно увеличивать. Но при этом, добавил он, надо предоставить предпринимателям и полную свободу в распоряжении средствами. Такой свободы не было в прежние годы реализации проекта – к примеру, Минсельхоз республики не доверял фермерам живые деньги, а предпочитал оказывать помощь в натуральном виде - поставками техники или оборудования. В результате крестьяне не всегда получали то, что им действительно нужно. "Не знаю, повсеместной ли была эта практика, но у нас в Улуг-Хеме такое случалось", – сообщил он.
По итогам обсуждения был сформирован перечень предложений, по которым Глава Тувы поручил специально созданной рабочей группе под руководством первого вице-премьера Владимира Фалалеева разработать механизм и тщательно подобрать инструменты реализации проекта, увязав их с новой стратегией – созданием производственных кластеров. Эти механизмы, в частности, должны обеспечивать состязательность в борьбе за средства государственной поддержки, ясные критерии отбора участников, меру их участия и ответственности, а также другие условия. Через неделю Шолбан Кара-оол намерен вернуться к вопросу перезагрузки проекта "Одно село – один продукт".
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.