Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Встреча Дмитрия Медведева с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания.

Обсуждались, в частности, различные аспекты взаимодействия Правительства и Совета Федерации в ходе законотворческого процесса, а также вопросы реализации программы по созданию новых школьных мест, поддержки внутреннего и въездного туризма.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Мы встречались – и сейчас встречаемся достаточно регулярно на разных площадках, но в таком формате у нас встреч давно не было. С руководителями верхней палаты нашего парламента, с председателями комитетов мы общаемся, к сожалению, не часто. Этот формат, по всей вероятности, полезен, его надо возобновить, активизировать, потому что он расширяет возможности для совместной работы исполнительной и законодательной ветвей власти, помогает повышать качество законопроектной работы, от которой зависит то, как живут наши люди, как вообще развивается жизнь. Поэтому мы такую работу продолжим, более того, может быть, даже есть смысл в более расширенном формате. Понятно, что с Председателем Правительства всегда есть о чём поговорить, но у меня есть коллеги в Правительстве, их 30 человек. Вы их регулярно видите и общаетесь с ними, но иногда полезно, чтобы было такое общение напрямую.
У вас сегодня был насыщенный день: прошло пленарное заседание, рассматривались различные законопроекты. В целом механизм взаимодействия у нас отлаженный. Очень полезным я считаю проведение правительственных часов в рамках пленарных заседаний Совета Федерации. В прошлом году их было 19, обсуждались важнейшие темы: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальная сфера – всё, что обычно волнует людей. Многие из вас практически каждую неделю участвуют в комиссии Правительства по законопроектной деятельности и присутствуют на заседаниях Правительства. Важными также являются ежегодные совещания в Совете Федерации со статс-секретарями.
Во время таких встреч обсуждение всегда открытое, очень часто звучит и критика в адрес Правительства. Я считаю, что это полезно. Споры по разным вопросам полезны – это абсолютно нормальный диалог, который должен вестись. Наоборот, если ситуация совсем гладкая, то возникает вопрос, правильным ли путём мы идём. Истина, как известно, всегда рождается в спорах и обсуждениях. Важно и то, что темы, которые обсуждаются, потом отражаются в поручениях Правительства федеральным органам власти, прорабатываются в министерствах, в других федеральных ведомствах. Хочу вас сердечно поблагодарить за тесное сотрудничество с Правительством.
В эту сессию также предстоит большая совместная работа, планируется рассмотреть целый пакет законопроектов, который инициирован Правительством. Мы рассчитываем, что после обсуждения они будут приняты.
У нас много тем, требующих совместного внимания. Какие-то позиции я сейчас назову – это не означает, что нет смысла на других останавливаться, но мне кажется, это темы важные, знаю, что и коллеги из Совета Федерации считают эти темы очень актуальными, очень важными. Напомню, что недавно Президент утвердил Основы государственной политики регионального развития до 2025 года. Это указ от 16 января 2017 года. По сути, речь идёт о новых подходах к развитию территорий. Мы принимаем дополнительные меры, чтобы обеспечить сбалансированность региональных и местных бюджетов. Мы также примем стратегию пространственного развития России, уточним долгосрочные планы по размещению федеральной инфраструктуры, внедрим новые механизмы привлечения инвестиций. Естественно, должны создаваться новые рабочие места. В решении региональных и местных задач в максимальной степени должны участвовать сами жители регионов, муниципалитетов, чтобы они могли влиять на принимаемые решения непосредственно.
Сейчас Правительство разрабатывает план мероприятий по реализации этих основ. Хотел бы, чтобы предложения Совета Федерации в ходе подготовки этого плана были нам доступны и были учтены при принятии этого документа.
Есть другая очень важная тема, Валентина Ивановна (В.Матвиенко)всегда очень внимательно к ней относится, – это дети. Мы с вами много раз эту тему обсуждали. Валентина Ивановна лично занималась тем, чтобы у нас была принята Национальная стратегия действий в интересах детей. Стратегия действует. В рамках стратегии в том числе мы создаём условия, чтобы наши дети могли не только учиться в современных и красивых школах, но и чтобы их отдых был комфортным и безопасным, чтобы и другие задачи решались. Напомню, что на строительство новых и ремонт действующих школ мы в прошлом году направили 50 регионам 25 млрд рублей. Ещё 25 млрд рублей были распределены в этом году между 57 регионами. Это суммы немаленькие, но, конечно, объективно нужны ещё большие инвестиции.
Мы уточнили правила предоставления субсидий. Теперь, выделяя деньги, учитываем реальную потребность регионов, в том числе то, сколько детей учится во вторую и третью смену. Особенно сложной является ситуация с третьей сменой. Вторая смена объективно у нас была всегда, и в советские времена, кто учился, все помнят: вторая смена была абсолютно обычным явлением. Тем не менее к этим вопросам нужно относиться внимательно, поэтому мы их обсуждали и приняли такие решения. В прошлом году также были приняты поправки в законы, которые касаются организации детского отдыха.
Следующая тема – мне кажется, важная в настоящий момент – связана с внутренним туризмом. Эта отрасль действительно является одной из самых перспективных. Я в начале января этого года проводил совещание по олимпийскому наследию, а до этого – совещание по внутреннему туризму. Эта, скажем так, отрасль экономики у нас стала весьма активно развиваться. Наши люди активнее путешествуют по стране, иностранцы приезжают, всё это помогает развитию регионов. Это тоже, как мне представляется, очень важная тема для взаимодействия между исполнительной и законодательной властью. У нас действует федеральная целевая программа, она действительно дала хороший импульс развитию государственно-частного партнёрства. Срок её действия завершается, нужно подумать, как дальше поступить.
Есть целый ряд других вопросов, которые можно было бы обсудить, и социальных, и экономических, и сугубо юридических. На этом я своё вступительное слово завершаю. И попросил бы несколько слов также сказать Валентину Ивановну.
В.Матвиенко: Прежде всего хочу поблагодарить Вас за сегодняшнюю встречу. Дмитрий Анатольевич, это очень важно, когда руководство верхней палаты имеет возможность напрямую с Премьер-министром говорить о тех проблемах, которые волнуют нас и которые волнуют регионы. Я бы попросила Вас рассмотреть возможность, чтобы эти встречи были традиционными, хотя бы две в год, в весеннюю и осеннюю сессии, чтобы сохранялась актуальность тем, которые нам хотелось бы донести, может быть, и в расширенном составе. Это было бы очень полезно.
Дмитрий Анатольевич, хочу сказать, что особенно в последние годы у нас сложилось очень эффективное деловое взаимодействие с Правительством. У нас нет неразрешимых проблем, которые мы не могли бы решать в рабочем порядке. Хочу поблагодарить наших главных коммуникаторов – Приходько Сергея Эдуардовича, Яцкина Андрея Владимировича. В ежедневном, ежеминутном режиме, что называется, всегда есть понимание, отклик, нахождение решений.
Мы многое поменяли в работе Совета Федерации. Правительственные часы стали проходить по-другому: содержательно, профессионально, иногда критично, но в конструктивном русле, по итогам мы всегда принимаем постановления, согласовываем с Правительством. В этих постановлениях отражаем все те вопросы, которые волнуют регионы и сенаторов, и добиваемся их исполнения.
Мы поменяли форматы проведения "часов" субъектов Федерации: они стали тоже конкретными, деловыми, мы также принимаем постановления, в которых отражаем меры необходимой поддержки тому или иному региону. И этот формат стал очень востребован субъектами Федерации. Если раньше нам приходилось уговаривать прийти, то теперь у нас до конца года забита повестка, и в очереди, как говорится, стоят, чтобы презентовать регион на федеральном уровне, рассказать о достижениях, поделиться проблемами, получить поддержку.
Хорошей практикой стало ежегодное проведение (мы с Сергеем Эдуардовичем Приходько это делаем) совещаний со статс-секретарями, где мы в текущем режиме рассматриваем вопросы, каждый профильный комитет высказывает свои озабоченности, мы сверяем часы, определяем приоритетные законы. И хочу сказать, что по итогам этих совещаний ещё не было случая, чтобы что-то не было исполнено. Все наши договорённости Сергей Эдуардович и Андрей Владимирович контролируют. И это очень полезно.
Есть проблема перманентная – это своевременность принятия нормативных актов после принятия законов, она у нас в постоянной повестке дня. Но хочу сказать, что в последнее время дисциплина в этом плане улучшилась. Профильные комитеты в контакте с соответствующими министерствами и ведомствами (у нас такая практика), контролируют сроки принятия нормативных актов, на каждом Совете палаты каждый председатель комитета докладывает о том, сколько нормативных актов по тому или иному закону в его компетенции принято, сколько не принято. Мы сообщаем об этом в министерства. Строже стало подходить руководство Правительства – меньше срывов в сроках. Потому что когда нормативные акты не принимаются в срок, это приводит и к срыву сроков вступления закона в действие. То есть мы согласованно принимаем, согласовываем сроки.
Особенно резонансными были случаи несвоевременного принятия нормативных актов по закону об отходах. Мы несколько раз вынуждены были переносить сроки ввода этого закона. Такая же ситуация с законом о стратегическом планировании – очень важный, нужный закон, снова мы сдвинули сроки вступления этого закона в силу. Здесь вина полностью Министерства экономического развития, это их сфера деятельности. Но таких проблемных вопросов становится меньше.
Хорошей практикой стало взаимодействие комитетов с профильными министерствами и ведомствами на нулевой стадии разработки законопроектов. Это важно, потому что у нас есть возможность высказать наши предложения, замечания, они в большей степени учитываются.
Свежий пример приведу. Правительство внесло в Думу законопроект об изменении в закон "О теплоснабжении". Это очень серьёзный закон, это практически фундаментальная реформа системы теплоснабжения, и он, конечно, очень важный, чувствительный для субъектов Федерации. Многие губернаторы обратились к нам с тем, что их тревожит целый ряд серьёзных моментов. Комитет по экономике, наш Комитет по региональному развитию вместе с группой губернаторов серьёзно доработали этот закон. Мы подготовили 24 поправки вместе с регионами. Мы встретились с Министром энергетики Новаком в Совете Федерации. В рабочем режиме нам удалось сегодня снять всю остроту проблем, которые поднимали губернаторы. И Министерство энергетики пообещало все эти 24 наши поправки учесть во втором чтении. Это конкретный пример. Сегодня у нас на пленарном заседании был день Тюменской области, и губернатор Якушев благодарил Совет Федерации за то, что мы так оперативно отреагировали и с Правительством этот вопрос отработали. И таких примеров можно было бы привести очень много.
После принятия закона о новом порядке формирования Совета Федерации качественно изменился его состав. Сегодня абсолютное большинство сенаторов – это реальные представители регионов, это люди авторитетные, известные в регионах, люди с разным опытом в разных сферах, это заслуженные учителя, врачи, представители бизнеса, мэры городов и бывшие губернаторы. То есть сконцентрирован коллективный опыт в самых разных сферах. И главное теперь, что мы не придумываем повестку своей работы (не только в плане законопроектной, у нас проводится очень много других содержательных мероприятий: наши экспертные советы и парламентские слушания, круглые столы) – эту повестку нам формируют регионы.
Мы как палата регионов считаем своей главной задачей, главной миссией – представлять и отстаивать интересы регионов.
Вы сказали о новых основах региональной политики. Вместе с Правительством Совет Федерации готовил заседание Совета Безопасности по совершенствованию региональной политики. Указ Президента вышел. Это было абсолютно правильное решение. Правительство внесло Президенту на рассмотрение новые основы государственной политики до 2025 года, потому что тот документ, который в 1996 году был принят, уже, конечно, потерял свою актуальность.
В соответствии с решениями Совбеза Правительство должно разработать план реализации основ государственной региональной политики. Срок уже истёк (30 января). Мы в контакте с Дмитрием Николаевичем Козаком, мы будем принимать самое активное участие и в разработке плана, и, главное, в его реализации. В соответствии с решением Совбеза Правительству поручено представлять Президенту ежегодный доклад об итогах регионального развития и реализации основ региональной политики.
Я бы просила Вас, Дмитрий Анатольевич, поддержать наше предложение, чтобы этот ежегодный доклад был также представлен и в Совете Федерации, в палате регионов. С ним может выступить председатель Правительственной комиссии по региональному развитию. Мне кажется, правильно такой доклад рассматривать и заслушивать в Совете Федерации. Если Вы поддержите, просила бы дать соответствующее поручение.
В соответствии с решением Совета Безопасности Федеральному Собранию поручено подготовить отчёт о состоянии основных направлений совершенствования законодательства в сфере государственной региональной политики. Мы вместе с Государственной Думой начали этим заниматься. Отвечает в Совете Федерации за это Фёдоров Николай Васильевич, но мы бы просили Вас также дать поручение Министерству юстиции подключиться к этой работе, чтобы этот доклад был опять-таки совместный, чтобы мы сверили свои подходы, мысли и посмотрели более широко, в чем ещё региональное законодательство нуждается – в какой доработке и совершенствовании. Укрепление основ федерализма для нашего государства крайне важно.
Конечно же, важной проблемой остаётся качество законов. В первую очередь это претензии и требования к нам самим, парламентариям, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации, мы принимаем это на свой счёт. Но есть, конечно, и просьбы в этой связи к Правительству.
Я хочу попросить Вас поддержать наше предложение, которое было озвучено в Совете Федерации, чтобы поправки в кодексы (это важнейшие наши законодательные акты) вносились не чаще 1 раза в парламентскую сессию. Когда мы в течение года многократно принимаем поправки в Уголовный кодекс, Административный кодекс, Налоговый кодекс – идёт поправка на поправку, получается такое лоскутное одеяло, мы запутываем себя, запутываем бизнес, запутываем наших граждан. В такой скорости нет необходимости. Эта спешка подчас влияет и на качество законов. Это первое.
И вторая проблема, она остаётся также актуальной и перманентной: нередко на стадии второго чтения в законопроекты вносятся поправки, меняющие вообще концепцию, суть изначальной идеологии того или иного закона, предмет ведения, даже иногда – сферу применения.
Кроме того, поправки ко второму чтению не всегда проходят – в силу спешки, в силу несовершенства порядка принятия законов – и необходимые согласования. В результате допускаются ошибки, неточности, которые мы потом, вслед за принятием закона, вынуждены поправлять.
Вот только один свежий пример, когда был внесён пакет изменений в законодательство – в частности, это злополучная 116-я статья.
Как получилось: не было в первом чтении введения уголовной ответственности за так называемые шлепки, но один депутат, чуть не с голоса внёс эту поправку, никто не согласовал её, и она была принята. Приходит в Совет Федерации, и абсолютное большинство членов Совета Федерации было против, считая, что любое правонарушение, любое преступление должно соразмерно иметь свою степень наказания, но поскольку эта норма была утоплена в важном президентском законопроекте о декриминализации экономической деятельности, мы не могли отклонить, иначе бы пострадали очень важные другие законы. В итоге получили негативный резонанс в обществе на голом месте, но договорились создать рабочую группу, доработать этот вопрос, то есть вынуждены были вернуться к этой статье. Получили снова резонанс, но всё-таки хорошо, что мы эту ошибку исправили.
Могу ещё привести целый ряд несовершенств процесса принятия законов. Есть такое предложение: может быть, подумать, разработать всё-таки чёткие правила взаимодействия при подготовке законопроектов и утвердить их отдельным постановлением Правительства? Тогда это уже будет нормативный документ Правительства, который все должны будут исполнять, и мы будем избегать многих ошибок, потому что за качество законов подчас нас очень справедливо критикуют.
Вы уже сказали о целом ряде приоритетных направлений, в том числе об утверждённой Президентом Национальной стратегии в интересах детей, срок которой заканчивается в этом году. Действительно, это был очень важный документ. Эта стратегия сыграла очень большую роль в комплексном решении самых насущных вопросов детства, семей с детьми, и она позволила объединить усилия всех органов власти, всех уровней власти, – региональных и местных, институтов гражданского общества, неправительственных организаций. Мы работали все эти пять лет не просто согласованно и результативно, а что называется взахлёб, потому что слишком важная тема. И в этом году истекает срок действия этой стратегии.
Естественно, нельзя останавливаться в этом вопросе, потому что проблем ещё в этой сфере очень много. Нужно, чтобы эта тема оставалась приоритетной для государства и для власти. И мы внесли предложение об объявлении одного из важных приоритетных проектов – 10-летия детства в России, с тем чтобы на долгосрочную перспективу определить направления этой деятельности. В рамках этого 10-летия Правительство будет на три года (каждых бюджетных) разрабатывать конкретную программу мероприятий, которая может актуализироваться с учётом тех или иных изменений. Президент поддержал. Спасибо, Вы также поддержали. Мы Вас за это очень благодарим. Но я бы просила Вас дать поручение, чтобы указ об утверждении этого проекта – важного, долгосрочного, приоритетного – смог выйти до 1 июня. Это было бы хорошим подарком к Международному дню защиты детей. Время у нас ещё есть. Мы уже в контакте с министерствами и ведомствами по этой теме. Уже есть наработки и указа, и будущей программы. Просила бы Вас дать такое поручение.
Дмитрий Анатольевич, скоро 8 Марта, и все мужчины уже думают, какие подарки сделать женщинам. Но мы от Вас тоже ждём подарка.
2 февраля Правительством внесён очень важный документ, в разработке которого активное участие принимали мои коллеги-сенаторы. Это стратегия в интересах женщин.
Дмитрий Анатольевич, это будет очень достойным подарком всем женщинам России. Уверена, что этот документ вдохновит наших замечательных, красивых, умных, талантливых женщин на ещё более активное участие и в бизнесе, и в институтах гражданского общества, вообще в жизни страны. Тем более что у нас 54% женщин в стране от общего количества населения, а с высшим образованием – 58%. Только 42% мужчин с высшим образованием. То есть потенциал женщин огромный, и он может служить стране. Если Вы такой подарок нам к 8 Марта сделаете, мы будем Вам очень благодарны.
Д.Медведев: Поручения, о которых просит Совет Федерации, будут подготовлены и я их подпишу, можете не сомневаться, в том числе и в отношении стратегии для женщин – можно выпустить к 8 марта, ничего плохого в этом нет. Предлагаю что-то хорошее и 23 февраля сделать, в отношении защитников Отечества.
Что касается некоторых других важных вопросов, которые Вы обозначили. За качество законопроектной работы отвечают все власти в стране: Президент, Правительство, парламент, то есть Федеральное Собрание, и, в известной степени, судебная власть. Поэтому это должен быть общий итог нашей работы.
Я не могу не поддержать Вас в том, что у нас очень много всякого рода непродуманных изменений. Это не только беда Правительства, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. У нас проявляется порой лёгкость необыкновенная при создании законопроектов. Вы упомянули кодекс. Я как юрист не могу не сказать, что кодексы надо менять в самую последнюю очередь. Достаточно обратиться к практике целого ряда крупных стран: сколько изменений прошло в Кодекс Наполеона или в Германское гражданское уложение? А это фундаментальные законы, которые регулируют экономику. Кодексу Наполеона уже 200 лет, Германскому гражданскому уложению больше 100 лет. Совсем немного. У нас же кому-то из министров или депутату, или члену Совета Федерации, захотелось какую-то идею продвинуть – моментально пишется законопроект об изменении самых существенных основ законодательства в нашей стране.
Я думаю, что мы должны это поставить под контроль. Конечно, жизнь многообразна, она иногда требует быстрого отклика, но всё-таки порядок изменения законов должен быть более консервативным, чем он у нас есть, это совершенно очевидно. Я всё время слышу от представителей бизнеса: законы у нас не идеальные, нам многое не нравится, но вы их не трогайте, пусть будут такие, но стабильные, чем даже написанные из благих побуждений, но постоянно меняющие правила игры – в налоговой сфере, сфере регулирования деятельности компаний, отдельных договоров, тех или иных вопросов бюджетного процесса. Такого рода стабильность законодательного регулирования нам по силам, я думаю, вместе с вами обеспечить.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение