Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Каждый третий спортивный зал в сельских школах нуждается в ремонте.

Значимая часть сельских школ в России все еще не имеет качественных спортивных залов, спортивного оборудования и открытых площадок для занятий физкультурой. К такому выводу пришли участники круглого стола "Реконструкция спортивных залов в сельских школах".
Круглый стол организовали и провели 28 июля в Москве эксперты Общероссийского Народного Фронта (ОНФ) (рабочая группы "Образование и культура как основы национальной идентичности"). В дискуссии приняли участие активисты, эксперты, представители Центрального штаба ОНФ, партии "Единая Россия", Госдумы, Минобрнауки РФ, региональных органов власти. В режиме видеоконференции в обсуждении приняли участие представители регионов.
"Реконструкция спортзалов – это не просто приведение в порядок части школьного хозяйства. Это важная составляющая большой работы по созданию на селе условий для развития физкультуры и спорта, возрождению традиций сельского спортивного движения, пропаганде и распространению здорового образа жизни. Ведь хороший школьный спортзал на селе – это центр притяжения не только для школьников, но и для молодежи, уже закончившей школу. И в этом смысле его значение трудно переоценить в условиях, когда молодежи предлагается столько далеко небезобидных и небезвредных соблазнов", - открыла встречу руководитель рабочей группы ОНФ "Образование и культура как основы национальной идентичности" Любовь Духанина.
Она отметила, что на создание в сельской местности условий для занятий физкультурой и спортом из федерального бюджета за период 2014-2016 гг. в рамках госпрограммы "Развитие образования" были выделены субсидии в общей сложности на сумму более 5 млрд рублей. (В 2014 году 82 субъектам в размере 1,8 млрд рублей; в 2015 году 54 субъектам и в 2016 году 69 субъектам по 1,62 млрд рублей).
Эти средства были направлены на ремонт спортивных залов, перепрофилирование имеющихся аудиторий под спортзалы, оснащение школ спортивным инвентарем и оборудованием, развитие школьных спортивных клубов, строительство открытых плоскостных спортивных сооружений на территории школ. Все это должно увеличить количество учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время.
По данным Минобрнауки, в 2014 году в программе участвовали 2958 сельских школ, а в 2015-м – 1676. Благодаря данной программе, отметила Духанина, в субъектах РФ были отремонтированы 2423 спортивных зала, перепрофилировано 189 имеющихся аудиторий под спортзалы, создано 2785 школьных спортивных клуба, было построено и оборудовано 911 открытых плоскостных спортивных сооружений на территории общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности.
На круглом столе было объявлено, что усилиями активистов ОНФ и Российского союза сельской молодежи был проведен мониторинг состояния спортзалов сельских школ, участвующих в программе государственного субсидирования. Активисты ОНФ проверили 351 сельскую школу в 41 регионе и оценили эффективность расходования средств на создание условий для занятий физкультурой и спортом.
Исследование показало, что спортивные залы имеются практически во всех сельских школах – это 98,4 %. При этом в отличном состоянии находится меньше четверти спортзалов - 23,6 %. В хорошем состоянии – меньше половины - 42,5%, в удовлетворительном - 12,5%, нуждаются в капитальном ремонте 15,4 %, в текущем – 6 % спортзалов.
Мониторинг показал, что косметический ремонт проводился в 44,4% спортивных залов. А капитальный ремонт – в 51 %. Ремонт вообще не проводился в 4,6 % школ.
Что касается спортинвентаря, то все необходимое для занятий детей физкультурой имеется только в 40,7 % школ. Спортинвентарь находится в удовлетворительном состоянии в половине школ (50,4 %), а в 8,8 % школ спортинвентаря не оказалось вообще.
16,2% школ из числа осмотренных решают проблему спортзалов путем перепрофилирования подходящих аудиторий для занятия физической культурой и спортом.
"Таким образом, каждый третий спортзал в сельской школе нуждается в ремонте или оборудовании", - констатировала Духанина.
Открытая площадка для занятий физической культурой и спортом, оснащенная спортивным оборудованием, имеется в девяти из десяти (89,5 %) осмотренных школ. Но важно качество этих площадок и этого оборудования: недопустимо, чтобы школьной спортплощадкой считалась заросшая травой лужайка, а спортивным оборудованием – ржавые турники, указывают активисты ОНФ. Это относится к таким важным элементам, как полоса препятствий (имеется в 46,4 % сельских школ), гимнастический городок (имеется только в половине проверенных школ - 49 %), футбольное поле (77,2 %), тренажерные устройства (в 34,5 % школ).
По данным мониторинга, спортивные коллективы имеются в 78 % сельских школ. В спортивных соревнованиях муниципального уровня, спартакиадах участвуют 48,1% сельских школ; регионального уровня – 38,2 %; федерального уровня – 13,7 % школ, что можно оценить как результат эффективной работы сельских педагогических кадров.
В качестве положительных примеров выполнения программы были названы образовательные организации Красноярского края, Ленинградской, Белгородской, Мурманской областей. Ряд существенных недостатков отмечены в проверенных школах Удмуртской Республики, Тюменской, Рязанской, Воронежской, Ивановской областей. В частности, на круглом столе было заявлено, что примером как положительного результата, так и характерных недостатков может служить Калужская область, где в реализации программы участвовали 26 образовательных организаций. Благодаря проделанной работе здесь в среднем на 12 % увеличилось число занимающихся физической культурой и спортом в сельских школах во внеурочное время. Но при этом, например, в школе поселка Бабынино из-за недобросовестности строителей покрытие пола в спортзале выполнено некачественно. А в деревне Кривское из-за просчетов в проектировании вытяжная вентиляция раздевалок и душевых комнат не справляется с нагрузкой.
При том, что регионы традиционно жалуются на отсутствие финансирования, некоторые из них парадоксальным образом и вовсе отказываются от субсидий. Например, от субсидий отказалась Тюменская область, однако проведенный мониторинг ОНФ выяснил, что со школьными спортивными залам в этом регионе все обстоит далеко не благополучно.
Также участники обсуждения отметили, что выделенные в рамках госпрограммы средства были использованы не в полном объеме. В 2014 и 2015 гг. остались невостребованными соответственно более 75,8 млн руб. и 25,5 млн руб. Одна из причин этого – поздние сроки получения федеральных субсидий регионами, в результате чего они не успевают реализовать выделенные средства до конца финансового года. В том числе из-за этого 19 субъектов РФ в текущем году все еще не приступили к реализации программ. "Необходимо создать режим, при котором регионы смогут эффективно реализовать программу в достаточные для этого сроки", - считает Любовь Духанина.
Руководитель проекта "Детский спорт", депутат Госдумы Ирина Роднина согласилась, что эта проблема требует решения. Она также указала на то, что бюджетные средства тратятся, как правило, на косметический ремонт спортзалов. Тогда как их целевое назначение – реконструкция и капитальный ремонт. В ходе реконструкции спортивного комплекса сельской школы необходимо идти дальше, приближать его к уровню новых школьных проектов, считает она. Также Ирина Роднина обратила внимание, что теперь программа реконструкции спортивных залов в школах будет планироваться не на один, а на три года, что позволить более качественно прорабатывать механизм расходов государственных субсидий.
Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ Александр Страдзе со своей стороны привел факты неэффективного расходования бюджетных средств. Он отметил, что у ряда регионов остаются значительные неиспользованные средства, больше всего у Красноярского края – 4,1 млн рублей и у Сахалинской области – 4,3 млн рублей. "Наличие такой экономии означает завышенную изначальную стоимость, а значит неверное планирование закупок. Думаю, что это еще один повод привлечь общественность к вопросам государственных и муниципальных закупок", - высказал мнение представитель Минобрнауки.
Тему неэффективных закупок продолжил исполнительный директор Всероссийской федерации школьного спорта Олег Гадючкин: "70% аукционов предусматривают устройство обычного деревянного покрытия школьного спортзала вместо спортивного ПВХ-покрытия. Некоторые школы включают в перечень закупки спортивное ПВХ-покрытие, имеющее толщину 6-8 мм и не имеющее самодезинфицирующихся свойств. Это существенно удорожает проект реконструкции спортивных залов, в результате чего может появится нехватка денежных средств на закупку остального оборудования".
Председатель Комитета по строительству спортивных сооружений Ассоциации предприятий спортивной индустрии Евгений Лохмановский отметил, что эффективности расходования бюджетных средств будет способствовать применение типовых проектов при строительстве и реконструкции школьных спортзалов.
Опытом реализации программы поделились представители региональных органов образования и науки Наталья Астафьева (Тамбовская область), Татьяна Кулешова (Брянская область), Людмила Исаева (Красноярский край). В ходе круглого стола состоялось прямое включение активиста ОНФ из Бурятии, который попросил помочь школе в удаленном поселении "Куморское эвенкийское" в Северо-Байкальском районе республики, где спортивный зал находится в плачевном состоянии. Любовь Духанина попросила представителей Министерства образования взять ситуацию в этой школе на особый контроль и пообещала, что ОНФ также будет следить за данным конкретным учебным заведением.
Подводя итог дискуссии, участники круглого стола отметили, что необходим еще более активный общественный контроль над реализацией программы реконструкции спортивных залов сельских школ. Одним из механизмов более качественного оснащения сельских спортзалов могла бы стать централизованная закупка спортивного оборудования, благодаря чему оно обходиться дешевле. Также при централизованной закупке проще осуществлять контроль качества за приобретаемым оборудованием для сельских спортивных залов. По мнению экспертов, необходимо выработать единые подходы к разработке технической документации для школьных спортзалов. Школы не должны оставаться один на один со специфичными вопросами закупочной деятельности в области спортивной инженерии и оборудования.
По итогам круглого стола представители Министерства образования, партии "Единая Россия" и другие участники поблагодарили ОНФ за активную позицию по мониторингу проблемы реконструкции спортивных залов в сельских школах, было высказано предложение распространить подобную практику на другие социально значимые программы. Представители ОНФ со своей стороны заявили, что не снимают ситуацию с контроля. "Этот проект напрямую влияет на качество жизни на селе. С помощью наших активистов во всех субъектах РФ мы будем и дальше внимательно следить за его ходом, способствовать его реализации. Рассчитываем, что регионы максимально справятся с поставленными в программе задачами, и к новому учебному году дети получат обновленные спортзалы и спорплощадки", - подвела итог обсуждению Любовь Духанина.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение