Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Современные реалии рынка стеклотары. " ИнформУпак". 20 февраля 2017

Рынок стеклотары России за последние 10 лет претерпел значительные изменения. От бурного роста в начале двухтысячных, отрасль постепенно перешла к стагнации, испытав на себе значительные регуляционные влияния. При этом на общий рынок стекла (один из самых сильных рынков), в основном, за счет стекла листового, это никак не повлияло.
Период бурного роста
Рынок стекла – один из наиболее развитых в нашей стране. С каждым годом он стабильно растет и развивается, а на мировой арене Россия занимает одно из заметных мест по производству этого материала. Только в 2016 году производство листового стекла увеличилось почти на 7% по сравнению с годом предыдущим, и составила 263,7 млн м2. Удивительно, но пока рынок листового стекла процветает, стеклотара остается в упадке.
В начале прошлого десятилетия рынок пищевой тары (стеклянной бутылки) был одним из самых быстроразвивающихся. В те времена завод по производству стеклотары можно было окупить за три года. Банки охотно давали деньги под открытие такого бизнеса, а в российскую бутылку инвестировали европейские и даже американские компании. В период бурного роста в стране накопилось достаточное количество производственных мощностей, а импорт стеклотары приблизился к нулю.
В свою очередь, росту спроса помогало общее развитие экономики, которое началось с наступлением двухтысячных, рост доходов населения, а соответственно и рост потребления алкогольной продукции. В 2007 году в РФ было потреблено около 12 млрд литров самого популярного алкогольного напитка – пива. С одной стороны, экономика развивалась, но с другой, государству надо было что-то делать с демографическими проблемами, которые были вызваны высоким уровнем потребления алкоголя и легким доступом к горячительным напиткам самых разных слоев населения, независимо от достатка и возраста.
Таким образом, постепенно в алкогольный рынок начали вмешиваться регулятивные нормы. Сначала произошли ограничения по рекламе, потом по времени продажи, контроль по продаже несовершеннолетним и так далее. В результате население стало потреблять меньше алкоголя, соответственно, уменьшился и спрос на стеклянную тару.
Период регуляций
С ужесточением регуляций алкогольной продукции рынок стеклотары начал сжиматься. Приведем статистику на примере пива, так как пивоварни являлись, и пока еще являются самыми крупными заказчиками стеклотарной продукции. Так, если в 2007-2012 годах потребление пенного напитка держалось на уровне 10-12 млрд л в год, то уже в 2014 году отметка снизилась до 8 млрд л. Резкий обвал произошел после 2014 года, когда объем потребления упал до 4-5 млрд л в год. Параллельно снижался и выпуск пивной бутылки. Если в 2007 было выпущено коло 6 млрд штук, то в 2014 меньше двух.
Вводимые регуляции – запрет на продажу алкоголя в ночное время, повышение акцизов и, в конце концов, кризис 2014 года привели к ряду негативных последствий. Кризис принес с собой резкое подорожание валюты, уменьшение доходов населения, сокращение производства. Основной компонент стекла – кальциевая сода, который можно достать только за рубежом. Соответственно тара должна была подорожать, в то время как доходы населения упали. И здесь случился некий парадокс: акцизы на продукцию повышались, стоимость производства тоже, но производители, тем не менее, начали снижать стоимость производимой тары. Дело в том, что они попали в патовой ситуацию, и понижать цены пришлось для того, чтобы хотя бы выходить в ноль. В 2008 бутылка стоила 7 рублей, а в 2014 всего 4 рубля. При этом цена на основной компонент – кальцинированную соду выросла в два раза. Другими словами, производители прибегли к демпингу из-за избыточного предложения стеклотары на рынке.
Специфика заводов по производству стеклотары такова, что объем производимой продукции невозможно регулировать. Если машина запрограммирована на производство определенного количества бутылок в год, снизить его не получится. Единственный способ – остановка мощностей. На сегодняшний день предложение примерно на 40% превышает спрос. Данные факторы приводят к демпингу, так как производителю хочется, пускай даже по самой низкой цене, но продать товар. Даже ограничения, которые вводились на продажу пива в полиэтиленовых бутылках, не возымели особого эффекта.
Цифры последних лет
В 2015-2016 производство оставалось примерно на одинаковом уровне. Если рынок алкогольной продукции снижался, то спрос на консервированные овощи в банках, наоборот повысился. Соответственно, рынок удалось несколько уравновесить. В 2016 году было произведено 201,7 млн банок, что на 28,5 % выше, чем в предыдущем году.
Тем не менее, рост цен на продукцию в стеклянной таре оставался стабильный. Внезапному скачку поспособствовал запрет на использование вторичной стеклянной тары, а также повышение цен на кальцинированную соду. Таким образом, рынок стеклянной тары упал с 2010 года более чем в 3 раза. В 2010 произвели 12,5 пищевой тары, а в 2016 – около 4 млрд.
На сегодняшний день в России насчитывается 28 заводов по производству стеклотары. Наиболее крупные предприятия сосредоточены в Центральном Федеральном округе. В прошлом году здесь выпустили почти половину всей продукции – 43%. Следом идет Приволжский округ, доля которого составляет 17%. Третий значимый регион – Южный федеральный округ с объемом 16%. Таким образом, на эти три округа приходится 76% выпускаемой продукции, что всего на 1% больше, чем в прошлом. Из этого можно сделать вывод, что производственные мощности, имеющиеся на рынке, работают равномерно и стабильно. Это, в свою очередь, говорит о некой тенденции к укреплению отрасли и признаках стабильности.
Правда, стабильность сейчас весьма условная, и мы видим лишь первые признаки. Другой важный момент заключается в том, что теперь рынок стеклотары будет существовать совершенно в иных реалиях кардинально отличных от начала двухтысячных. Во-первых, продажа алкогольной продукции значительно сократилась, а значит и сократился спрос на стеклотару. Во-вторых, предприятиям приходится перепрофилироваться с алкогольной продукции на банки для консервов, а также тару для безалкогольной продукции. Из положительных тенденций можно выделить то, что рубль постепенно укрепляется, экономика адаптируется к новым экономическим реалиям. В то же время, остался позади потребительский шок, связанный с обвалом национальной валюты. Покупатель постепенно привыкает к новым ценовым реалиям, предприятия постепенно переходят из алкогольного сегмента на другие. Согласно прогнозам экспертов, 2017 год станет для рынка стеклянной тары весьма продуктивным.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.