Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге. "РосБизнесКонсалтинг". 8 апреля 2024

Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов поручил разобраться со снижением погрузки на железной дороге. РосБизнесКонсалтинг. 8 апреля 2024
Андрей Белоусов поручил выявить причины снижения погрузки на железной дороге — на это повлияла в том числе приостановка поставок угля на терминал в Тамани. Минэнерго посчитало тарифы для угольных компаний там "запретительными"
Первый вице-премьер Андрей Белоусов по итогам отраслевого совещания 28 марта поручил Минтрансу и РЖД разобраться с причинами снижения погрузки на железной дороге на фоне приостановки поставок угля на терминал в Тамани и подготовить предложения по исправлению ситуации. Документ есть у РБК, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием протокола.
Также Белоусов инициировал создание "инцидента" по решению вопросов, связанных с вывозом грузов по железной дороге, в Минтрансе будет создана профильная рабочая группа, следует из документа. Проработка "инцидентов" в правительстве проходит для "обеспечения оперативных и согласованных действий федеральных и региональных органов власти при разрешении штатных и нештатных ситуаций и реализации приоритетных задач".
По данным Минэнерго, которые приводятся в протоколе, поставки в угольный терминал ОТЭКО приостановлены "в связи с запретительными для угольных компаний ставками перевалки грузов".
По итогам первого квартала 2024 года погрузка на сети РЖД упала на 9,7 млн т, или на 3,2%, относительно аналогичного периода 2023 года. Показатель начал падать в 2022 году, с начала 2023 года погрузка постепенно восстанавливалась, но с октября вновь перешла к снижению и по итогам года сократилась на 0,2% к 2022 году. РЖД в 2024 году планировали перейти к росту в 2,7%.
Роль терминала ОТЭКО
На общий показатель повлияла в том числе приостановка поставок угля на терминал ОТЭКО в Тамани, куда в январе—марте, по данным РЖД, не вывезено 5,1 млн т угля, говорится в протоколе.
"Угольщики отказались отгружать продукцию на экспорт через терминал ОТЭКО из-за высокого тарифа на перевалку. Вместо этого ее повезли на Дальний Восток, на забитый Восточный полигон, из-за чего пострадали все операторы на направлении", — объясняет собеседник РБК в одном из крупных операторов.
Источник РБК, знакомый с материалами к совещанию у Андрея Белоусова, говорит, что тарифы ОТЭКО на перевалку угля в Тамани как минимум в два раза превосходят ставки конкурентов в Азово-Черноморском бассейне: в январе 2024 года компания брала $38 за перегрузку тонны угля.
Ставка в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) составляла $14 за тонну, тариф Туапсинского морского торгового порта — $15 за тонну, Таганрогского морского торгового порта — $11 за тонну, говорит источник РБК со ссылкой на аналитические материалы, основанные на данных Минтранса.
Источник, знакомый с ходом дискуссии на правительственном совещании, добавил, что ОТЭКО заявляли о снижении ставок до $21–27 за тонну в зависимости от марки угля, но угольные компании настаивали на неприемлемости ставок "в условиях существенного снижения цен".
Источник РБК, знакомый с ходом консультаций, сказал, что на совещании в Минтрансе 2 апреля представитель ФАС говорил о нарушениях работы оператора терминала.
В пресс-службе ФАС подтвердили, что служба нашла в действиях ОТЭКО признаки нарушения антимонопольного законодательства. "По итогам анализа формирования тарифов на перевалку грузов в морском порту Тамань в действиях оператора терминала навалочных грузов ООО "ОТЭКО-Портсервис" установлены признаки нарушения закона о защите конкуренции — установление экономически, технологически и иным образом не обоснованных цен на услугу по перевалке угля", — сказал представитель ведомства. По его словам, ФАС выдала "ОТЭКО-Сервису" предупреждение, согласно которому компания должна разработать и утвердить коммерческую политику, которая определит порядок расчета тарифов на экономически обоснованном уровне. Этот уровень должен соответствовать среднеотраслевой рентабельности и способствовать перевалке угля в порту на уровне 2023 года.
В ходе совещания у Белоусова глава совета директоров группы "Дело" Сергей Шишкарев предложил председателю совета директоров ОТЭКО Мишелю Литваку "войти в коммерческие переговоры по передаче порта в коммерческое управление" или рассмотреть вопрос о продаже терминала навалочных грузов, указано в протоколе.
Источник, знакомый с ходом обсуждения, утверждает, что "политика ОТЭКО приводит к переориентации потоков угля, который может идти на юг, на и без того забитый восток. Ритмичная работа Тамани разгрузит восток и даст дорогу другим грузам", — объясняет он.
РБК направил запрос в группу "Дело".
В ОТЭКО РБК заявили, что компания не планирует передавать терминалы в коммерческое управление или продавать их. "Мы продолжим развивать экспортный потенциал юга своими силами. Единственные переговоры, которые ведем, — переговоры с экспортерами угля о налаживании перевалки, где достигнут прогресс. Мы уже снизили цены и сделали ряд шагов навстречу клиентам: выбрали более удобные "индексы привязки", увеличили сроки бесплатного накопления груза, отменили ряд поправочных коэффициентов", — утверждает представитель компании.
Источник в транспортной отрасли говорит, что договоры с угольными компаниями по новым тарифам пока не подписаны.
Владелец ОТЭКО Мишель Литвак в конце 2023 года жаловался президенту Владимиру Путину на недозагрузку терминалов в Тамани (письмо есть у РБК). Он сообщал, что из-за ограничений пропускной способности железной дороги в порт перевозится "почти в пять раз" меньше согласованного (более 10 млн т ежемесячно) с РЖД угля. Загрузка Таманского терминала навалочных грузов (ТТНГ) составляла менее 40%. Литвак просил поручить правительству при участии ОТЭКО разработать и реализовать по аналогии с квотами для Кемеровской и Иркутской областей "дорожную карту" для загрузки ТТНГ не менее 60% от пропускной способности в 2024–2030 годах.
Сергей Гришунин, управляющий директор рейтинговой службы НРА, считает, что ОТЭКО следует снизить тариф до $15–20 за тонну, поскольку конъюнктура рынка энергетического угля после введения пошлин "не предполагает возможности отгрузки продукции в южном направлении в принципе". Гришунин считает, что шансы на отгрузку есть только у сортовых поставок антрацита либо угля для пылеугольного вдувания. Сегодня отгрузка в южном направлении ведет к убыткам в пределах $5–10 с тонны из-за высоких портовых тарифов, вагонных ставок (подорожали из-за возросшего в цене лизинга) и экспортной пошлины.
Продажу терминала ОТЭКО Михаил Бурмистров из "INFOLine-Аналитики" считает маловероятной. Эксперт напоминает, что в объект вложено более 150 млрд руб.
Закупка новых локомотивов
В соответствии с протоколом совещания РЖД вместе с Минпромторгом обсудят влияние состояния локомотивов на погрузку. А к 15 апреля гендиректор госкомпании Олег Белозеров представит в правительство план пробегов, ремонтов и закупки локомотивов до 2030 года. Это необходимо для подписания долгосрочных контрактов с производителями.
В протоколе говорится, что скорректировать требования к надежности тягового подвижного состава старше 20 лет предложил Кирилл Липа, гендиректор "Трансмашхолдинга" (ТМХ).
В пресс-службе ТМХ отметили, что у компании есть планы по расширению производственных мощностей: на Брянском машиностроительном заводе — удвоение выпуска магистральных тепловозов с 250 до 500 секций; на Новочеркасском электровозостроительном заводе — с 550 до 750 секций. Также будет сохранено производство в Коломне. Представитель ТМХ отметил, что локомотивы формируют 25% в выручке ТМХ.
РБК направил запрос в "Синару".
В пресс-службе РЖД пояснили, что для обслуживания грузовой базы локомотивов "номинально" хватает, но возможности вывоза снижаются из-за больших объемов ремонта. "РЖД формируют план перевозок, исходя из уровня технической готовности локомотивов. Но по не зависящим от компании причинам этот показатель не выполняется. Координируем работу с сервисными компаниями для нормализации ситуации", — говорит представитель холдинга. По его словам, потребность в закупке локомотивов до 2035 года — около 8,2 тыс. штук, или около 680 единиц ежегодно.
Александр Слободяник, руководитель аналитических проектов Rollingstock Agency, говорит, что современные локомотивы за счет большей мощности везут тяжелые составы и увеличивают пропускную способность железной дороги. Но ключевой фактор организации перевозок — ритмичность, соблюдать которую можно только при надлежащем техническом состоянии парка. Незапланированная остановка состава на загруженном перегоне ведет к задержке других поездов, несвоевременной подаче локомотива под поезд, что оборачивается нарушением графика движения, ритмичности и падением показателей работы сети.
Бурмистров отмечает, что технические проблемы РЖД связаны как со сложностями при поставках комплектующих из недружественных стран, так и с дефицитом рабочей силы, который наблюдается во всей российской промышленности. "Необходимо повышение эффективности взаимодействия между ведущими производителями — ТМХ и "Синарой" — и РЖД в части работы над технической готовностью парка", — говорит он.
Дополнительные меры
Замгендиректора РЖД — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило говорил на совещании, что для увеличения погрузки требуется сокращать избыточный парк вагонов на сети, увеличить размер тяжеловесного движения, совершенствовать требования к смерзающимся грузам, минимизировать нерациональные перевозки грузов топливо-энергетического комплекса на лимитирующих направлениях, субсидировать перевозки по восточному маршруту международного транспортного коридора (МТК) "Север — Юг".
В пресс-службе РЖД добавили, что вместе с партнерами по МТК реализуют согласованную тарифную политику. "Субсидирование, безусловно, положительно скажется на объемах перевозок", — отмечает представитель компании.
РБК направил запрос в "Кузбассразрезуголь", "Сибантрацит", Распадскую угольную компанию (их представители присутствовали на совещании), Минэнерго и аппарат вице-премьера Александра Новака.
В Минтрансе и Минпромторге переадресовали вопросы в РЖД.

Для справки: Название компании: Российские железные дороги, ОАО (РЖД, ОАО) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение