Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Сколько стоит простой вагона? "ИА РЖД-Партнер.ру". 10 апреля 2024

Арбитраж вынес по поводу взыскания неустойки за простой вагонов в 2023 году более 2 тыс. решений. Клиенты стали судиться на эту тему больше, чем в 2022 году.
Ставка штрафов (как и частота и строгость их взимания) служит важным индикатором для рынка перевозок.
Такой инструмент, как штраф, может по-разному использоваться операторами в зависимости от ситуации. Есть компании, кто предлагает клиенту более низкую ставку аренды, но с жестким взиманием неустоек. И наоборот.
Выставление неустойки может также выступать в роли инструмента наказания клиента, который проявил непунктуальность в оплате предоставленных услуг.
О чем говорят ставки штрафов
В 2023 году появились примеры судебных решений, в которых вердикт был вынесен с учетом данных, приведенных в исследовании "Ставки и грузовые вагоны", которое проводит журнал РЖД-Партнер.
Это значит: ответчики ссылались на ставки штрафов, приведенные в исследовании.
В итоге удавалось установить справедливый размер штрафов. Подобная практика, в частности, характерна для Московского региона. Она показывает: в 2023 году судьи чаще всего принимали решения в пользу операторов.
Причем судебных актов по взысканию неустойки за сверхнормативный простой вагонов было зафиксировано больше, чем в 2022 году: Арбитражный суд вынес на эту тему в 2023 году более 2 тыс. решений.
Новые грани процесса
Сентябрь 2023 года дал дополнительную почву для размышлений на эту тему, поскольку явил целый ряд прецедентов. В частности, появилось разъяснение Верховного суда по поводу порядка платежей грузоотправителем неустойки за простой вагонов.
Были отменены решения, ранее вынесенные в пользу грузовладельца. Но не все так просто.
Возьмем пример: судом рассматривался прецедент, когда стороны договорились, что вагоны не могут простаивать больше 120 ч, а если правило нарушается, то грузоотправитель уплатит штраф.
Спорная ситуация возникла, когда простой допускался по вине контрагента, осуществлявшего погрузку, с которым подобного договора не заключали. Таким образом, он должен был, по мнению оператора, заплатить неустойку сполна.
? Из определения судьи ВС следовало: "Упоминание договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов <…> – это не условие применения ответственности грузоотправителей и грузополучателей за задержку не принадлежащих им вагонов под погрузкой и выгрузкой грузов, а <является всего лишь> юридико-техническим приемом, позволяющим определить время просрочки, за которую устанавливается штраф".
Суть – в нюансах
Вопрос – в размере штрафа: на эту тему из ВС поступила дополнительная информация.
По закону оператор может потребовать оплатить штраф в 5 МРОТ за один вагон в сутки, а клиент – попытаться в таком случае доказать несоразмерность взыскания, сославшись на ставки штрафов (они могут быть приведены, например, в исследовании). Основание в таком случае – применение статьи 333 ГК РФ для уменьшения размера неустойки.
Проблема: предоставляя суду право уменьшить размер неустойки, закон не определяет критерии и пределы ее соразмерности. Определение несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства осуществляется судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Тем не менее: по определению Конституционного суда РФ № 293-О от 14.10.2004 в положениях части 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а по существу – о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Иными словами: неустойка по своему существу является способом обеспечения обязательств и не должна служить средством обогащения кредитора.
Предъявление ставки штрафа на основе реальных сделок – это способ установить справедливый размер неустойки.
Ставки штрафов периодически меняются. Например, когда вагоны начинают чаще обычного простаивать на путях необщего пользования.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» с итогами 2023 года и первой половины 2024-го В ПОДАРОК к подписке на ежемесячный обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» на 2024 год.

Спецпред_FMCG.jpg

В обзор «Состояние потребительского рынка и Рейтинг торговых сетей FMCG России» входят следующие разделы:

  • Операционные итоги 200 крупнейших сетей FMCG России
  • Рейтинги по количеству, торговой площади, выручке
  • Государственное регулирование розничной торговли
  • Основные события в розничной торговле FMCG
  • Актуальные кейсы по розничной торговле и потребительскому рынку
  • Основные события и планы развития торговых сетей FMCG России в формате бизнес-справок по каждой компании

База «ТОР-200 крупнейших торговых сетей FMCG России» предоставляется в excel-формате и включает в себя исчерпывающую информацию о каждом участнике рынка: указание компании, бренда, юридического лица, типа сети, специализации, адресов и телефонов. А также данные по менеджменту, операционным и финансовым показателям, развитию online-продаж.

Специалисты INFOLine всегда готовы предоставить максимально полную информацию. 

Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru

Также вы можете отправить свой вопрос нашему боту, он оперативно сообщит сотрудникам INFOLine о поступлении вашего запроса https://t.me/INFOLine_auto_Bot.