Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Украина: Нужно не следовать за событиями на мясоколбасном рынке, а пытаться предвидеть их развитие - Михаил Фоломин.

Специалисты еще завершают обработку результатов работы отрасли в 2014 году, но некоторые общие выводы уже можно сделать.
Производство мясоколбасных изделий в прошедшем году снизилось в связи с кризисом в экономике, а также c ситуацией на Востоке Украины, где вынужденно простаивает 10–15% производственных мощностей.
"Прошедший год был краш-тестом для экономики и нашего рынка, — заявил директор управления маркетинга Мясной Фабрики "Фаворит Плюс" Михаил Фоломин в интервью информационному агентству "Приднепровье", — Однако я бы не стал оценивать итоги года только в количественных показателях. Главное, — отрасль устояла и продолжает работать".
Снижение общего объема производства мясоколбасных изделий — устойчивая тенденция последних лет, а экономические события прошедшего года ускорили этот процесс. Украинцы уже не первый год сокращают свои расходы на колбасу. Пропорционально уменьшались и объемы ее производства в стране: если в 2013 г. отечественные заводы и фабрики произвели около 25 кг мяса и мясных продуктов на душу населения (с учетом импортированного продукта потребление составляет 55 кг), то еще 15 лет назад на человека приходилось 78 кг отечественного продукта. "За последние 10–15 лет потребление сократилось почти в три раза", отмечает председатель Национальной ассоциации производителей мяса и мясопродуктов Украины "Укрмясо" Владимир Попов.
Следует отметить, что эта тенденция устойчива, она сохранялась как в кризисные, так и в "сытые" годы. Традиционный символ и эталон индекса потребления прошлого постепенно уступал место новым продуктам. Изменение структуры питания населения заставило производителей колбас искать новые подходы и стратегии в развитии производства. Создать новое качество продукта и донести его до потребителя, примерно так можно охарактеризовать задачу, на решение которой были нацелены крупные игроки рынка, отмечает Михаил Фоломин.
"Последние годы мы, целенаправленно работали над созданием и продвижением новых продуктов, повышали качество, совершенствовали дизайн, вводили новую упаковку и прочее. Крупным шагом вперед был переход Мясной Фабрики на стандарты HASSP и ISO. Все это позволило нам возглавить топ-список участников рынка", — говорит он.
Но что будет завтра? Этот вопрос волнует сегодня всех. Аналитики склонны полагать, что внешние факторы не самые главные. Кризис пройдет, , но проблема, похоже, останется.
В последние годы на рынок мясоколбасной отрасли оказали существенное воздействие несколько факторов. Были введены новые национальные стандарты на колбасу и мясные продукты. Вареные колбасы высшего сорта должны содержать не менее 80% мяса. На отечественном рынке колбаса высшего сорта представлена в виде "Докторской", "Любительской", "Столичной" и другими. Вареные колбасы первого сорта по стандартам должны содержать не менее 70% мяса, второго сорта — не менее 40–60% мяса.
Несмотря на рост цен, сегодня эта группа является лидером продаж. Согласно исследованию аналитических компаний, наиболее популярным видом колбасных изделий остается продукция сегмента "вареные, колбасы сосиски, сардельки" — 65,1% от общего объема рынка. Доля на рынке колбасных изделиий "полукопченые" составляет 17,1%, "варено-копченые, полусухие, сыровяленые, сырокопченые, включая "салями" — 9,1%.
Качество колбас напрямую зависит от сырья. Обзор рынка колбасных изделий в Украине в 2014 году, проведенный аналитиками компании Pro-Consulting зафиксировал изменения сырьевой базы указанного сегмента мясной промышленности, основу которого составляют свиньи. Их поголовье в 2013 году составляло около 7,58 млн. голов и равнялось показателю 2010 года. Максимальное значение же за рассматриваемый период 2009–2013 годов имело место в 2011 голу и равнялось 7,96 млн. Поголовье крупного рогатого скота, падавшее после 2009 года от значения 5,08 млн. голов, в 2013 году продемонстрировало небольшой рост на 5 % — до 4,65 млн. голов.
Однако, как отмечает Михаил Фоломин, существенной проблемой является качество мяса. "Содержание белка в отечественном мясном сырье не всегда отвечает необходимым стандартам. Поэтому производители были вынуждены импортировать мясо для производства высококачественных колбас" — говорит он.
В то же время птицеводство же является развивающейся отраслью Украине, а мясо птицы находит все больше применения в колбасном производстве. Небольшое сокращение в 2012 году (на 1,5 %) сменилось прежней тенденцией, и в 2013 году прирост составил 6,5 %.
Но пока что отсутствие постоянного наличия и в требуемых объемах качественного сырья на рынке является для украинских производителей одной из главных проблем и в контексте внешнеэкономической деятельности. На экспорт украинская продукция поступает мало. В 2013 году экспорт не превышал 0,6 % произведенной продукции, при этом абсолютный показатель в 8 раз превышал значение 2010 года. Внешние рынки недиверсифицированы, в 2013 году более двух третей продукции (67,8 % в натуральном и 73,7 % в денежном выражении) поступало в Россию, практически вся остальная колбаса закупалась Молдовой. На прочие рынки оставалось, соответственно, 1,3 % и 2,6 %.
В 2014 г. наблюдалось сокращение объемов импорта колбасных изделий в Украину. Импортная составляющая в структуре украинского рынка колбасных изделий в январе-декабре 2014 г. — всего 0,3%. Более того наблюдалось сокращение объемов импорта данного вида продукции в Украину, обусловленное как снижением покупательной способности населения, так и девальвацией гривны. Так, за 12 месяцев 2014 г. импорт колбасных изделий сократился на 30,3% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. (728,5 т против 1 045,4 т). В основном ввозятся колбасы к нам из стран Европейского Союза — Словакия (26,2% от общего объема импорта), Италия (25,0%), Испания (26,4%), Германия (11,2%).
Таким образом, украинский рынок колбас, как и раньше, формируется за счет продукции отечественного производства. В ближайшей перспективе, после экономической и финансовой стабилизации, на развитие рынка мясоколбасных изделий и ценовую ситуацию в отрасли будет оказывать решающее влияние состояние отечественного сельскохозяйственного производства и животноводства, полагает Михаил Фоломин.
Этого ждут крупные участники рынка. "Технологически, маркетингово, организационно мы готовы увеличить производство нашей продукции, как для украинского потребителя, так и на внешние рынки", завил Михаил Фоломин.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение