Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Милые бранятся: как отразится на воронежском рынке пива конфликт "Опоры" и Союза пивоваров? "ABIREG". 14 февраля 2018

В начале февраля текущего года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" обвинила Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции в жестком лобби: якобы крупные компании ратуют за введение лицензирования и маркировки, которые лишь усилят нагрузку на небольшие частные пивоварни. Союз сразу же парировал удар: мол, ужесточению регулирования мы не способствуем и вообще нам частные пивоварни никоим образом не мешают. Пока объединения вступили в фазу активной переписки и пытаются "утрясти" свои разногласия, "Абирег" решил выяснить у воронежских пивоваров, как могут отразиться на местном рынке "разборки" федералов.
Из-за чего сыр-бор?
Президент "Опоры России" Александр Калинин 1 февраля предложил министру финансов Антону Силуанову и курирующему алкогольную отрасль зампреду правительства Александру Хлопонину ввести дифференцированный акциз для производителей пива и продуктов брожения, таких как сидр, пуаре и медовуха. По мнению "Опоры", такая политика станет отличной господдержкой малому и среднему бизнесу и в среднесрочной перспективе обязательно даст положительный экономический эффект.
Предложение у "Опоры" что ни на есть самое простое: от нынешнего акциза на пиво крепостью от 0,5 до 8,6 градуса в размере 21 рубля за 1 л для производителей менее 100 тыс. дкл в год оставить 50% ставки, менее 300 тыс. дкл в год – 75%.
Идея эта не нова и основывается в первую очередь на опыте других стран. В частности, в Германии акциз понижен до 65% для пивоваров с объемом производства менее 400 тыс. дкл в год, в Чехии – 50% для производителей менее 2 тыс. дкл в год.
Инициатива "Опоры" никого бы не расстроила, если бы не одно но. Общественная организация в своем официальном обращении отметила, что международные пивоваренные компании выступают за введение автоматических систем учета объема произведенной продукции (АСИиУ) на всех предприятиях отрасли (сейчас от этой повинности освобождены производители с объемом до 300 тыс. дкл в год). Такие меры, по замыслу "Опоры", значительно усилят нагрузку на малые предприятия, у которых, в отличие от "крупняка", осталась еще и необходимость декларирования продукции.
И понеслась...
После публикации в "Коммерсанте" позиции "Опоры" исполнительный директор Союза пивоваров Вячеслав Мамонтов в ответном письме от лица 95 участников рынка (которые, к слову, производят 85% продукции в России) заявил, что объединение не предпринимает никаких шагов к ограничению свобод на рынке. И заодно призвал общественную организацию обсудить сложившееся недопонимание в ходе рабочей встречи.
Исполнительный директор "Опоры" Андрей Шубин в ответном обращении отметил, что новая концепция алкогольной отрасли подготовлена НИУ ВШЭ по заказу Союза. Как оказалось, объединение пивоваров ратовало за то, чтобы снизить уровень для установки АСИиУ с 300 тыс. дкл до 50 тыс. дкл в год. Господин Шубин утверждает, что в декабре минувшего года Союз внес соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта изменений в закон о госрегулировании этилового спирта.
По мнению редактора портала Profibeer Дмитрия Дробышевского, проведение совместной рабочей группы позволит выработать сторонам общую позицию по вопросам регулирования и избежать конфликта. Если переговоры не помогут, то это может усложнить совместную GR-работу пивоваров, ослабить позицию пивоваренной отрасли в диалоге с органами власти и дать "козыри" антипивным лоббистам.
Управляющий по работе с органами госвласти и корпоративным отношениям в центральном регионе пивоваренной компании "Балтика" Анна Домченко отмечает, что оснований для конфликта нет в связи с тем, что ни Союз пивоваров, ни его участники не предпринимали шагов, направленных на поддержку инициатив по ужесточению регулирования производства пивоваренной продукции. "Мы также выступаем за диалог между всеми заинтересованными сторонами и поддерживаем инициативу Союза по выработке общей позиции в отношении спорного вопроса", – пояснила госпожа Домченко.
"Опора" и Союз – независимые друг от друга общественные организации. Но я надеюсь, что конфликта удастся избежать, так как Опора оказывает влияние на пивоварение в целом – она ведет большую работу по защите интересов пивоваров, особенно малых, и помогает отрасли отбиться от деструктивных законодательных инициатив", – пояснил господин Дробышевский.
Да будет дифференцированный акциз
По словам Анны Домченко, у участников отрасли есть единое понимание, что дальнейшее повышение акцизов скажется негативно на производителях любой мощности. "Перед участниками рынка – как большими, так и малыми – стоит сегодня целый ряд общих задач и вызовов, для решения которых требуется выработка согласованной позиции, а также конструктивный диалог с органами государственной власти, – пояснила управляющий. – В частности, "Балтика" не поддерживает введение маркировки и лицензирования".
Дмитрий Дробышевский поддержал инициативу "Опоры" о введении в России дифференцированного акциза. По мнению эксперта, во всем мире такая практика давала один и тот же эффект: рост производства, снижение монополизации рынка и увеличение количества рабочих мест. "Так происходит в США, Великобритании, Бельгии, так произойдет и у нас, если дифференцированный акциз будет введен. Возможно, возрастут и акцизные поступления в казну за счет роста малых пивоварен, – предполагает редактор. – Если говорить о более частных вещах, дифференциация акциза позволит "подравнять" себестоимость производства пива крупными заводами и малыми предприятиями".
По мнению эксперта, в России уже давно пора вводить дифференцированный акциз на пиво. "Это общемировая практика, которая стимулирует независимых пивоваров. А большим пивоварам нужно дать компенсацию в виде пониженных ставок акциза для слабоалкогольного пива (примерно до 3,5% алкоголя) и разрешить продавать такое пиво на стадионах. Малые пивоварни такое массово варить не будут, а большие пивовары с удовольствием создадут такой сегмент в России с нуля, как уже создали сегмент безалкогольного пива", – констатировал господин Дробышевский.
Малые пивоварни в большой игре
В целом, по мнению экспертов, малые пивоварни, выпускающие в том числе и крафт, крупным производителям не мешают. Рынок перешел от быстрого падения к стагнации, но независимые средние и малые предприятия сейчас растут, тогда как транснациональные компании теряют свою долю на рынке. Но, по мнению экспертов, с крафтом это не связано: снижение показателей лидеров отрасли скорее зависит от таких тенденций, как снижение объемов потребления и даунсайзинг. В 2017 году, по подсчетам Дмитрия Дробышевского, у крафта было всего около 0,82% всего рынка.
Анна Домченко отмечает, что крафт как явление существует больше в качестве концепции в головах потребителей, а не как конкретная продуктовая категория. "Интерес к подобным продуктам есть, и он отражает ряд глубоких тенденций в потребительском поведении: поиск чего-то аутентичного, оригинального, стремление к локальным производствам, ностальгия по определенным вкусам", – добавляет эксперт. Поэтому крупным производителям приходится постоянно анализировать потребительский спрос и "идти в ногу со временем", развивая крафты и специалитеты.
Казалось бы, все острые вопросы могут быть урегулированы без разногласий. Однако камнем преткновения остается туманное будущее частных пивоварен с относительно скромными объемами производства. Так, генеральный директор частной тамбовской пивоварни "Добровар" Алексей Королев пояснил, что с внедрением приборов учета и автоматизации (АСИиУ) нагрузка на малые предприятия станет неподъемной. Для установки системы и счетчиков потребуются реорганизация и реконструкция производства, что увеличит себестоимость на 20%. "Принятие такой поправки приведет к смене оборудования по учету продукции, линий розлива. Помимо этого, много средств будет нужно на обслуживание – на увеличение штата и его обучение, программное обеспечение. При нашем небольшом производстве мы станем неконкурентными на рынке", – констатировал руководитель.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение