Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Весь год боялись: 5 главных трендов авторынка в 2018-м. "Autonews". 15 января 2019

Россияне скупали автомобили из-за страха очередной волны подорожаний. Колебания рубля и рост НДС сделали свое дело: рынок рос каждый месяц. На долю SUV пришлось более 40%, а бестселлерами стали две модели Lada
Продажи росли 12 месяцев из-за страха, что станет хуже
Каждый месяц 2018 г. по продажам новых автомобилей превосходил аналогичный месяц 2017 г., и практически каждый следующий отчетный период был лучше предыдущего. Происходило это не из-за того, что ситуация на рынке становилась лучше — например, снижались цены или же появлялись новые недорогие модели, а потому, что россияне готовились к худшему, в том числе к дальнейшим резким подорожаниям автомобилей.
Так, по данным Комитета автопроизводителей АЕБ, в январе в России купили 102 464 автомобиля, в феврале — 133 177 автомобилей, в марте — 157 279, в апреле — 152 425, в мае — 147 525, в июне — 156 351, в июле — 143 452, в августе — 147 388, в сентябре — 157 371, в октябре — 160 425, в ноябре — 167 494 и в декабре — 175 240 автомобилей. Всего же по итогам 2018 года в России приобрели 1 800 591 новый автомобиль, что на 12,8% больше по сравнению с 2017 годом. Минувший год стал вторым годом стабильного восстановления рынка.
Поспешившие с покупкой автомобилисты в своих пессимистичных прогнозах не ошиблись. Главной причиной подкрутки цен стали серьезные колебания курса рубля. Так, в августе 2018 г. курс рубля упал практически на 10% — доллар стоил 68,4 руб., а евро — 80 рублей. После повышения ключевой ставки Центробанком ситуация улучшилась. Однако ближе к зиме резкие скачки возобновились: 29 декабря в ходе торгов на Московской бирже курс евро достиг отметки 80 руб., а курс доллара показал локальный максимум на уровне 69,73 рубля.
Такая нестабильность курса рубля напрямую повлияла на цены на автомобильном рынке, где зависимость от импортных комплектующих до сих пор высока, а большинство автокомпаний прибыль считают в переводе на доллары или евро. Так, по оценке председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, новые автомобили в 2018 г. в среднем подорожали на 5–6%. Менее оптимистичную оценку в беседе с Autonews.ru дал руководитель аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков — около 7,5%.
Рост НДС и ажиотаж в конце года
В середине июня глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что ставку налога на добавленную стоимость (НДС) в России поднимут с 18 до 20% с 1 января 2019 года. Спустя некоторое время на это отреагировали автопроизводители, которые заявили, что увеличение НДС станет дополнительным поводом вновь повысить цены — как раз на эти 2% прямо с начала нового года.
Очень быстро это поняли и автомобилисты, в том числе те, кто до последнего откладывал покупку новой машины или рассчитывал на традиционную распродажу стоковых моделей в январе, и на рынке начался настоящий ажиотаж. Как рассказывали дилеры, поток клиентов в автосалоны после известий о росте НДС заметно увеличился. А многие дилеры решили использовать эту ситуацию, максимально сократив выдачу различных бонусов и подарков при покупке машин: возможность успеть купить машину до подорожания клиенты уже воспринимали как шанс сэкономить.
Почти половина продаж пришлась на кроссоверы
В 2018 г. продолжил набирать популярность сегмент SUV. Внедорожники и кроссоверы всех типов — от компактных до больших — считаются в России наиболее привлекательными. Это напрямую повлияло на формирование автопроизводителями своих модельных линеек в России. Некоторые иностранные бренды постарались как можно скорее локализовать производство новых SUV, а марки с высокой долей локализации занялись обновлением имеющихся моделей или запуском в серию новых версий. Как рассказали в AEБ, в период с января по ноябрь 2018 г. на долю SUV пришлось 41,5% от всех продаж автомобилей.
По данным "Автостата", за 11 месяцев 2018 года в России купили 656,2 тыс. кроссоверов. Лидирует в сегменте Hyundai, которые продали 90 тыс. SUV, на втором месте Renault (68,5 тыс.), на третьем месте Nissan (58,8 тыс.). Четвертую позицию занимает Toyota (продано 58 тыс. автомобилей класса SUV), а замыкает первую пятерку Kia, реализовавшая 47 тыс. машин. Кроме того, в топ-10 по продажам кроссоверов и внедорожников попали: Mitsubishi (37,1 тыс. шт.), Volkswagen (35,2 тыс.), Lada (30,1 тыс.), Chevrolet (26,3 тыс.) и Mazda (21,4 тыс.).
Lada вернулась на первое место в списке бестселлеров
По итогам 2018 года звание безоговорочного лидера продаж, как и в предыдущие годы, завоевала марка Lada. Примечательно, что если все последнее время звание безоговорочного бестселлера в России удерживала модель Vesta, то с февраля по август ее лавры позаимствовал Kia Rio. В Kia тогда заявляли, что цели обойти российскую марку в целом по продажам у них нет, и подчеркивали, что играют в более высоком сегменте, нежели Lada.
Представители АвтоВАЗа по поводу временной утраты первых строчек в разбивке по моделям расстройств не выказывали. В сентябре Vesta вернула лидерство в десятке, а по итогам 2018 г. стала безоговорочным бестселлером: россияне купили 108 364 автомобиля этой модели. Второй стала Lada Granta (106 325 автомобилей), а Kia Rio в итоге занял лишь третью строчку (100 148). Всего же с января по декабрь Lada продала в России 360 204 автомобиля (+16%), для сравнения: Kia — 227 584 единицы, Hyundai — 178 269, Toyota — 108 492, Volkswagen — 106 052.
Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский успех модели Vesta и марки Lada в целом объясняет тем, что АвтоВАЗу удается предлагать более привлекательные цены по сравнению с конкурентами. "Даже если посмотреть на актуальные цены, уже учитывающие новогоднее повышение цен, мы обнаружим, что в базе Vesta стоит от 575 тыс. рублей, тогда как базовый Solaris стоит от 630 тысяч, а Kia Rio — практически от 700 тысяч, — заявил эксперт. — Россияне, увы, богаче не становятся, по итогам прошлого года рост реальных располагаемых доходов оказался в пределах статистической погрешности".
Деньги на скидки почти закончились
На программы стимулирования спроса, по которым автомобили стоимостью до 1,5 млн рублей можно было приобрести со скидкой, а также на господдержку автопроизводителей в 2018 г. выделили в два раза меньше средств. Так, в 2017 г. суммарный объем господдержки отрасли составлял 62,3 млрд руб., а в 2018-м эта цифра снизилась до 34,4 млрд руб. Но и выделения урезанной суммы Минпромторг смог добиться с большим трудом — противники ведомства нашлись в Минэке, где и сейчас считают, что авторынок может справиться со своими трудностями без подобных программ.
"В правительстве говорят о развитии экспорта, в то время как поддержку этого направления, в том числе льготы при доставке автомобилей за границу, всем сильно урезали", — пожаловался Autonews.ru источник в одном из крупных автопредприятий.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.