Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Татьяна Радченко: влияние эмбарго на цены на продукты уже исчерпано. "РИА Новости". 5 августа 2016

Российскому продовольственному эмбарго в ответ на санкции Запада в субботу исполняется два года. Несмотря на первоначальные опасения россиян, полки магазинов благодаря отечественным и зарубежным производителям все же не опустели. С другой стороны, минусы от эмбарго все же были – например, резкий скачок цен на продукты. О позитивных и негативных сторонах продэмбарго, влиянии контрсанкций на инфляцию и о том, почему польские яблоки так или иначе продолжают поступать в Россию в интервью РИА Новости рассказала заместитель руководителя Аналитического центра при правительстве РФ Татьяна Радченко.
— Можно ли связать рост российского аграрно-промышленного комплекса в 2014-2015 годах с введением продовольственного эмбарго или же оно повлияло на развитие только отдельных отраслей сельского хозяйства?
— Действительно, АПК, в отличие от того же промышленного сектора и сектора торговли, в кризисный период демонстрирует рост. По итогам 2015 года прирост производства в сельском хозяйстве составил 3%, по итогам первого полугодия 2016 года – 2,6%. Рост производства мяса и птицы в 2014-2015 годах в среднем достигал 10% и при этом обеспечивался в основном производством свинины и птицы. В сфере производства молочной продукции отмечается рост производства сыра и творога на 10,6% и сливочного масла на 3,2%. Вместе с тем практически весь этот рост обеспечен за счет ранее сделанных инвестиций в эти сектора.
© РИА Новости. Антон Денисов
Истринская сыроварня "Русский пармезан"
— Есть ли какие-либо негативные эффекты от эмбарго?
— В самом начале действия эмбарго были некоторые проблемы с поставкой зарубежных семян и генетического материала. Но в целом существенного отрицательного результата воздействия продовольственных контрсанкций не отмечается. Более того, в результате ограничений поставок из-за рубежа на конечные рынки и за счет реструктуризации корзины российского потребителя на продовольственных рынках не создавалось избыточного давления и часть иностранной продукции удалось заместить отечественной.
Отрицательное влияние на продовольственные рынки, а следовательно, и на перспективы переработчиков сельскохозяйственного сырья, которое особенно усилилось в течение 2016 года, заключается в сокращении реальных доходов населения – на 4% в 2015 году по отношению к 2014 году, а за шесть месяцев текущего года снижение составило 5% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Другой эффект – сжатие потребительского спроса. Население не только меньше тратит в реальном выражении, но и пересматривает свое потребление в сторону более дешевого сегмента продуктов питания.
Эффект контрсанкций, усилившийся обесценением российской валюты, выразился к концу 2015 года в том, что доля импорта в товарных ресурсах мяса и птицы упала с 27% в 2013 году до 13% в 2015 году. В импорте масла показатель сократился с 36% до 26%, в ввозе сыра – с 48% до 23%. Очевидно, что население, привыкшее к потреблению иностранной продукции, было вынуждено искать альтернативу. Зато отечественные переработчики в период кризиса получили не растущий, но как минимум стабильный спрос на свою продукцию.
— В каких отраслях АПК удалось достичь эффекта импортозамещения?
— Результаты импортозамещения лучше смотреть на конечных рынках. Это понятнее каждому потребителю: каждый видит, что число российских брендов продуктов питания на магазинных полках выросло.
Например, доля рынка крупнейших брендов сыров, которые производятся в России, увеличилась с 2013 по 2015 год с 23,5% до 25%. В частности, на российском рынке закрепилось лидирующее положение компании Hochland, представленной также брендом Almette, которые производятся в России. Ушел бренд Oltermanni, который принадлежит финской Valio.
Среди других компаний, имеющих производственные мощности по производству сыра в России, на 0,1 процентного пункта доли увеличила Lactalis Groupe с брендами President и Galbani, завод "Карат" с брендами "Карат", "Дружба", "Янтарь" — на 0,2 процентного пункта. Доля товарищества "Сыр Стародубский" с брендами "Старицкий", "Пошехонский", "Российский", "Адыгейский" и "Сулугуни" увеличилась также на 0,2 процентного пункта.
Выросла и доля небольших компаний, чьи бренды представлены преимущественно в региональных масштабах: в 2015 году их доля достигла 67,1%. Рост доли на рынке сыра наблюдается у компании "Нева Милк ГК", бренды которой — "Тысяча Озер", "Золото Европы", "Сиртаки", "Город Сыра", и компании "Мустанг Ингредиентс" — это бренд "Умалат".
На рынке творога, творожных продуктов, сметаны и жидких сливок наблюдается аналогичная ситуация: доля крупнейших компаний, которые не производят продукцию в России, снизилась за год с 3,4% до 1,8%. Наибольший рост зафиксирован за компанией "Останкинский молочный комбинат" — на 0,2 процентного пункта – за счет роста доли бренда "Творог", также компанией X5 Retail Group, представленной на рынке собственной торговой маркой "Перекресток". Ее доля выросла на 0,11 процентного пункта.
На рынке переработанных и консервированных овощей и фруктов увеличилась до 66,38% с 61,24% доля рынка компаний крупнейших брендов, и динамику здесь задают растущие доли крупнейших брендов, которые производятся в России, – показатель вырос до 51% с 38,7%.
— Если эмбарго против США, Канады и стран Европы, а также специальные экономические меры против Турции будут отменены, смогут ли производители этих стран вернуть себе прежнюю долю на российском рынке?
— В результате введения эмбарго среди крупнейших внешнеэкономических партнеров Россия потеряла Норвегию и Исландию, это касается поставок рыбы, Данию, Голландию, Финляндию и Литву — по сыру, а также Польшу – по импорту яблок. Примечательно, что польские производители смогли адаптироваться к контрсанкциям. Польша нарастила объемы поставок в Россию яблочного сока: в натуральном выражении в 2015 году по отношению к 2013 году экспорт вырос в 15 раз, в стоимостном — в 10 раз и составил 13,5 миллиона евро. Причем такой рост во многом обусловлен увеличением экспорта более концентрированных соков, в то время как экспорт менее концентрированных соков снижался.
Вместе с тем можно отметить ряд тенденций, которые могут создавать барьеры для скорого возвращения прежних поставщиков в Россию в случае отмены эмбарго. Во-первых, на конечных продовольственных рынках появились и уже укрепились отечественные и белорусские бренды, на которые и переключились российские потребители. Во-вторых, розничные сети нашли новых поставщиков продукции, а пересмотр контрактов с ними потребует дополнительного времени.
В-третьих, девальвация российского рубля к доллару с августа 2014 года к декабрю 2015 года в 51% в принципе удорожает любую иностранную продукцию. Поэтому обратное переключение — с российских на прежних иностранных поставщиков – будет возможно, только если те предложат более низкие цены, что в условиях текущего курса евро и доллара вряд ли возможно.
В-четвертых, пока нет свидетельств в пользу того, что в подэмбарговых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольственной продукции, что стимулировало бы производителей к значительному снижению своих цен — демпингу — в целях вернуть российский рынок сбыта. Хотя этот риск действительно есть.
— Если переходить от российского АПК к розничной торговле и ресторанному рынку, повлияло ли введение продовольственного эмбарго на снижение оборота в этих отраслях?
— В 2016 году оборот розничной торговли в реальном выражении все еще продолжает падать: по итогам 2015 года падение составило 10%, по итогам первого полугодия 2016 года — 5,7%. Но, как я говорила, текущее падение связано в первую очередь со сжатием потребительского спроса. Негативное влияние эмбарго имело место в 2014 году и первой половине 2015 года. Однако в течение года рестораны и розничные сети более высокого ценового сегмента, такие, например, как "Азбука вкуса", которые более остальных жаловались на разрыв связей со старыми поставщиками, адаптировались и нашли новых партнеров.
Торговые сети массового сегмента, во-первых, в начале 2015 года взяли на себя обязательство по замораживанию цен на социально значимые продукты питания, а во-вторых, активнее взялись за развитие так называемых собственных товарных марок. На рынке сыра доля собственных марок с 2014-го по 2015 год выросла на 0,25 процентного пункта, на рынке кисломолочной продукции — на 0,6 процентного пункта. На рынке мясных продуктов доля собственных марок с 2010-го по 2015 год выросла с 0,21% до 1,58%.
— Можете ли оценить влияние инфляции на темпы роста потребительских цен? Исчерпано ли это влияние? Можно ли ожидать, что с отменой эмбарго цены пойдут вниз?
— Продовольственная инфляция на внутреннем рынке, резко возросшая после введения Россией ответных санкций и усилившаяся впоследствии в связи с девальвацией российской национальной валюты в 2015 году, последовательно замедлялась. По итогам 2014 года продовольственная инфляция составила 15,4%, по итогам 2015 года – 14%, по итогам шести месяцев 2016 года – пока 3,2%.
По нашим оценкам, влияние эмбарго на продовольственные цены было исчерпано уже к середине 2015 года. К этому моменту выпавшие предложения на рынках продуктов питания были в значительной степени замещены продукцией иных производителей, в том числе поставщиками из иных стран. Скажем, у нас появились поставщики сыров, овощей и фруктов из Сербии, Белоруссия нарастила поставки фруктов, маринованной рыбы и молочных продуктов, Бразилия стала поставлять больше мяса, а Фарерские острова — рыбы.
— Что требуется для дальнейшего развития сельского хозяйства в России? Расширение продэмбарго, некие административные меры или, например, расширение поддержки АПК субсидиями и новыми инструментами?
— Сокращение реальных доходов и расходов населения, а следовательно, и сжатие внутреннего спроса указывает на то, что для поддержания отечественного АПК нужно ориентировать российских производителей на экспортные рынки. Таким образом, государственная поддержка экспорта продовольствия должна стать одним из приоритетов госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года по всему спектру продукции. Особенно это касается мяса, рыбы – в противном случае спрос на нее внутри страны будет стагнировать и не позволит обеспечить рост сектора, – а также продуктов их углубленной переработки.
При этом поддержка государства должна быть направлена на обеспечение качества и безопасности продукции, стандартизации и брендирования продукции, развитие адаптированного под различные экспортные рынки товарного ряда продукции, содействие максимально быстрому получению прав на поставки на рынки зарубежных стран. В контексте развития экспорта продовольственной продукции в страны, где к условиям выращивания продукции предъявляются иные, чем в России, требования, мы предложили бы поставить вопрос относительно приемлемости генно-модифицированных культур в кормовых целях. Это частично могло бы снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность российской продукции за рубежом. Мы понимаем, что это очень спорная и в значительной степени непопулярная мера, но задаться этим вопросом самое время.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.