Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Андрей Лоцманов: "Правила дорожного движения" для предпринимателей.

В информационном пространстве то и дело появляются сообщения о том, что вступил в силу очередной технический регламент ЕАЭС. Первый заместитель председателя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов рассказал ЕКЦ, как продвигается работа по созданию законодательства в области технического регулирования на евразийском пространстве.
- Андрей Николаевич, регулярно появляются сообщения о том, что вступил в силу очередной технический регламент ЕАЭС. Скажите, пожалуйста, для чего принимаются подобные документы?
- Главная цель этих документов — обеспечить выход на рынок безопасной продукции, чтобы продукты, которые мы покупаем в магазинах, были безопасными, как и автомобили, на которых мы ездим, чтобы построенные здания не падали, а люди не отравлялись формальдегидом, содержащимся в низкокачественной мебели и так далее. Технические регламенты касаются многих видов товаров, которые обращаются на рынке.
- Техническое регулирование в ЕАЭС развивается в том же направлении, что и европейское законодательство?
- Да, в подавляющем большинстве разработчики российских и евразийских технических регламентов брали за основу достаточно эффективную систему европейского законодательства.
Евросоюз очень жестко подходит к вопросам безопасности, например, продуктов питания. За последние годы ЕС ужесточил требования к качеству и фактически взял под жесткий контроль производство на всем протяжении пищевой цепочки.
Более того, при создании наших регламентов была позаимствована европейская двухуровневая законодательная модель, которая состоит из технических регламентов и стандартов. В регламентах закреплены общие и обязательные для исполнения нормы, стандарты являются документами добровольного применения, в которых требования к качеству и безопасности продукции прописываются детально.
Административные барьеры или нормы безопасности?
- Со стороны бизнеса нередко слышатся призывы убрать административные барьеры, к которым иногда относят и технические регламенты. Как вы считаете, необходимо ли упростить процедуры технического регулирования?Нужно понимать, что промышленность и бизнес делятся на два лагеря: одни производят и продают качественную, безопасную и соответствующую всем нормам и требованиям продукцию, другие — фальсифицированные, некачественные товары.
Например, официальные дилеры иностранных автопроизводителей привозят в Россию лицензированные, качественные и сертифицированные запчасти для машин. Но есть фирмы, которые по серым схемам ввозят фальсификат и продают товар под всемирно известными брендами. Первые заинтересованы в том, чтобы на рынке автозапчастей был контроль, а вторым проверки невыгодны, они не заботятся о качестве и безопасности. Поэтому когда говорят, что бизнесу не нужно техническое регулирование, надо сразу уточнять, какой бизнес имеется в виду.
- То есть за отмену технических регламентов и контроля выступают недобросовестные производители и продавцы?
- Да. Правила дорожного движения тоже можно назвать административным барьером для автомобилистов — вместе с полицией, камерами, штрафами и так далее. Надо ли их отменять? Нет, потому что без них ездить будет просто невозможно, а главное — небезопасно.
Промышленность и бизнес делятся на два лагеря: одни производят и продают качественную, безопасную и соответствующую всем нормам и требованиям продукцию, другие — фальсифицированные, некачественные товары.
Для каких водителей ПДД являются административным барьером? Для тех, кто нарушает правила и ездит опасно для себя и для других. Если же вы добросовестный водитель, вы правила не нарушаете, так как понимаете, что они логичны и необходимы. Стоит ли отменять административные барьеры для бизнеса, который хочет "ездить" не по правилам? Нет. У нас нарушителей во всех отраслях промышленности предостаточно: например, по официальным данным, в России выпускается 4 млн тонн фальсифицированной молочной продукции.
Евразийский акцент
- Когда началась работа по созданию технических регламентов на евразийском пространстве?
- В России федеральный закон "О техническом регулировании" был принят в декабре 2002 года, и вступил в силу 1 июля 2003 года. Примерно в это же время аналогичные законы были приняты в Казахстане, Белоруссии и других странах СНГ. Все эти документы брали за образец европейскую систему технического регулирования.
В странах — участницах ЕАЭС разрабатывали национальные технические регламенты, часть которых до сих пор действует. В рамках ЕврАзЭС началась параллельная работа над общими, наднациональными регламентами. С формированием Таможенного союза создание такого законодательства перешло на новый уровень. В течение одного 2012 года, достаточно короткого срока для такого рода работы, было создано более 20 технических регламентов Таможенного союза. На сегодняшний день уже 34 технических регламента Таможенного союза вступили в действие, разрабатываются новые документы.
Как соотносятся между собой национальные и евразийские технические регламенты?
В отрасли, в которой принят общий регламент ЕАЭС, национальные регламенты стран-участниц прекращают свое действие. Например, когда будет принят общий технический регламент о безопасности зданий и сооружений, национальные регламенты России, Белоруссии, Казахстана и Армении перестанут работать. В отраслях, где такие документы еще не приняты, продолжают действовать национальные законы.
С 2011 года в России прекращена разработка новых национальных регламентов стран ЕАЭС, вся работа по созданию таких законов передана на площадку Евразийского союза.
- Сколько еще технических регламентов нужно согласовать странам ЕАЭС?
- Невозможно ответить на этот вопрос, потому что необходимость в разработке и принятии таких документов появляется по мере возникновения новых отраслей промышленности или групп товаров.
- Будут ли новые члены ЕАЭС сталкиваться с проблемами в вопросах технического регулирования, стандартизации, присоединяясь к союзу?
- Надо понимать, что мы все имеем общее прошлое — советские стандарты, которые частично сохранились или модернизировались после распада СССР. Кроме того, Армения и Киргизия наравне с другими участниками ЕАЭС являются членами Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ, поэтому значительная часть стандартов у нас совпадает. Я думаю, ввиду всего этого у новых членов ЕАЭС не будет больших проблем.
- Современная система технических регламентов и стандартов ЕАЭС принципиально отличается от ГОСТов СССР?
- В Советском Союзе стандарты были обязательными для всех производителей и регламентировали абсолютно все свойства производимых товаров. Но все требования к продукции не должны быть обязательными, неукоснительно исполняться должны только те, которые обеспечивают безопасность продукции. Если регламентировать все характеристики того или иного товара, то невозможно будет его модернизировать, а значит, не будет развития.
Современная европейская система адаптирована к рыночной экономике и дает большую свободу производителю. Именно поэтому она была взята за образец для российской и евразийской систем технического регулирования.
- Технические регламенты вступают в силу сразу же после принятия?
- Нет, у них, как правило, есть переходный период, продолжительность которого зависит от отраслевых особенностей промышленности стран ЕАЭС. Он необходим для того, чтобы промышленность и бизнес могли подготовиться к новым условиям.
Опираясь на профессионалов
- Бизнес, компании получают какую-то пользу от участия в подготовке технических регламентов и стандартов?
- Дальновидные бизнесмены очень активно участвуют в этом процессе, потому что в таком случае они оказываются в более выгодных условиях по сравнению с конкурентами. Включаясь в работу над регламентом заранее, до его утверждения, за один-два года до его выхода, производители уже знают, какие требования появятся, и получают значительно больше времени для подготовки.
Все требования к продукции не должны быть обязательными. Неукоснительно исполняться должны только те, которые обеспечивают безопасность продукции
Бизнес-сообщество принимает очень активное участие в процессе разработки технических регламентов. Обсуждение этих законопроектов организовано прежде всего под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей.
Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в прошлом году отметил свое десятилетие. В него входят более 2 тыс. экспертов из самых разных отраслей промышленности, представляющие большинство регионов России, а также страны ЕАЭС.
Мы получаем заключения и предложения наших экспертов по проектам технических регламентов и других документов и передаем в органы власти, ответственные за их рассмотрение и утверждение, — Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству экономического развития РФ и ЕЭК. Ежегодно мы направляем туда порядка 400 экспертных заключений.
- Для чего в такой работе необходимо участие экспертного сообщества?
- Это позволяет избежать многих ошибок и неточностей в текстах регламентов. Например, был случай, когда в трех разных регламентах были указаны противоречившиедруг другу требования к маркировке ручного электроинструмента. Вмешательство экспертного сообщества позволило во всех трех документах сделать единые требования к этим товарам, что дало возможность избежать многих проблем для производителей, продавцов электроинструмента и таможенных органов.
- Какие мероприятия проводит РСПП для повышения уровня информированности производителей о технических регламентах ЕАЭС?
- Одним из направлений работы нашего комитета как раз и является доведение до промышленности требований регламентов и разъяснение того, как эти требования выполнять на практике.
Например, совместно с Государственным университетом пищевых производств мы стали готовить представителей промышленности к выполнению требований технических регламентов и ХАССП — системой контроля качества пищевой продукции. Мы уже обучили три группы специалистов и продолжаем эту работу.
Мы также проводим большое количество конференций — как международных, так и российских, в которых принимают участие член коллегии (министр) по вопросам технического регулирования ЕЭК Валерий Корешков, директор департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Василий Бойцов и другие специалисты Евразийской комиссии, за что мы им очень благодарны.
17 марта в рамках Недели российского бизнеса мы проведем уже традиционную конференцию, посвященную проблемам технического регулирования. Мы всегда ищем большие залы под проведение подобных мероприятий, так как желающих принять в них участие очень много.
- В рамках таких мероприятий вы сотрудничаете с коллегами по ЕАЭС?
- Конечно, мы тесно работаем с Казахстаном и Белоруссией, еще в 2012 году было подписано соглашение о сотрудничестве в области технического регулирования между РСПП и ведущими объединениями промышленников и предпринимателей этих стран. Мы также посещаем конференции коллег, выступаем там с докладами.
В ноябре прошлого года был подписан меморандум о взаимодействии между Росстандартом, РСПП и комитетом по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Национального института стандартов Республики Армения.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение