Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Что будет с бетонной отраслью в 2016 году – мнения экспертов. "Промышленно-строительное обозрение". № 167 2015

Рынок бетона наиболее подвержен влиянию колебаний, происходящих в сфере строительства. Прогнозируемое падение объемов до 40% для столь низкомаржинального сектора может стать критичным.
"Бетон – в первом эшелоне строительного рынка, на который влияет падение сектора, – считает заместитель генерального директора ЗАО "Проммонолит" Михаил Бизяев. – Лаг задержки очень небольшой, ведь бетон на склад никто не делает. И как только что-то разлаживается в строительстве, это сразу отражается на бетонном производстве. Положение усугубляется и несовершенными решениями, которые заметно увеличили затраты на транспортировку сырья и готовой продукции".
Взгляд со стороны
Нерадостными наблюдениями делятся аналитические компании и статистические службы. Так, по данным экспертов компании "СМПро", производство бетона в стране за 9 месяцев 2015 года сократилось на 17% и составило приблизительно 19 млн кубометров. Более существенные показатели по падению были отмечены в Московском регионе, где спад составил 25%, и в Москве – на 36%. Индекс активности стройиндустрии в целом с января по ноябрь, по данным аналитиков "СМПро", составляет минус 12%, а в ноябре – минус 27%.
По данным, опубликованным Петростатом, в нашем регионе с января по сентябрь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск бетона сократился, а в Ленинградской области падение составило 25%. За этот же период петербургский рынок строительства потерял 8,8%, при этом темпы жилищного строительства снизились на 8,6%. Объем работ по строительству зданий и сооружений уменьшился на 12,6%.
"Ситуация, сложившаяся в экономике, нашла отражение и в развитии строительного сектора. К примеру, рынок бетона снизился в этом году на 10–12%, – считает генеральный директор ЗАО "Решение", президент Ассоциации консалтинговых компаний АСКОНКО Александр Батушанский. – В основном спрос на товарный бетон генерируется двумя сегментами: жилищным и дорожно-инфраструктурным строительством. Остальной объем спроса создается различными видами строительства – промышленных, административных и торгово-развлекательных объектов. Мы предполагаем, что в этом году общее снижение рынка сохранится в диапазоне 10–15%, а в следующем году темпы спада замедлятся до 5–10%. Но падение, безусловно, ожидается, так как снизятся объемы жилищного строительства".
Практика сурова
"Изменения на рынке бетона значительные. И в первую очередь это отразилось на объемах производства, – говорит Михаил Бизяев. – Понятно, что полноценной централизованной статистики в секторе нет, поскольку никто не может посчитать объемы серых поставщиков, и поэтому у всех цифры – свои. По нашим данным, за 9 месяцев этого года по сравнению с прошлым падение составило 23%. Можно сказать, что мы отброшены на уровень 2008 года. Косвенно данные подтверждаются информацией, опубликованной представителями цементной отрасли, согласно которой снижение производства цемента по объемам составило более 20%. По моим данным, падение началось с августа. Однозначно это связано со снижением темпов строительства. Конечно, можно дискутировать по поводу распределения долей: что упало в большей степени – гражданское строительство, жилье, промышленное строительство или инфраструктура. Никто из поставщиков такого учета не ведет, но имеющихся у нас данных достаточно для оценки ситуации".
По мнению директора ассоциации "Бетон Северо-Запад" Сергея Янкина, уменьшение объемов производства до сентября составляло 15%, а в октябре темпы снижения увеличились. "В следующем году падение по отношению к 2014 году может достигнуть 40%", – считает он.
Кроме того, специалисты говорят, что на снижение рентабельности бетонных производств влияют и такие факторы, как режим организации строительных работ. Отгрузка бетона осуществляется лишь восемь часов, а остальное время бетонные узлы вынуждены простаивать. В связи с запретом работ в ночное время снижается уровень загрузки мощностей бетонных заводов.
По мнению экспертов, опасной является ситуация, когда речь идет о падении на 5%, а в случае, когда показатели спада объемов превышают 20%, положение становится критическим. Говоря о возможности задействовать антикризисные меры, бетонщики констатируют, что структурировать производство, как это делалось в 2008-м, уже невозможно. Да и другие антикризисные меры уже были внедрены несколько лет назад. Поэтому сегодня многие предприятия работают на грани нулевой прибыльности.
В поисках якоря
"Традиционно загрузка мощностей напрямую зависит от реализации знаковых проектов, – подчеркивает Михаил Бизяев. – Все ее пики связаны со строительством крупных объектов – дамбы, ЛАЭС-2, "Лахта центра". Однако вызывает сомнение, регулируются ли поставки бетона на такие объекты по рыночному сценарию или выбор осуществляется иным образом. Следовательно, строительство масштабных проектов не влияет на оздоровление сектора. Если же из данных статистики исключить объемы, направленные на якорные объекты, то и общая картина в бетонном секторе вообще будет очень бледной".
Не является регулирующим фактором и цена кубометра бетона. Уже несколько лет она остается неизменной. До октября 2015 года производители не меняли цену. Последовавшее ее изменение, по мнению Михаила Бизяева, связано в первую очередь с введением постановления о взимании платы с владельцев большегрузных автомобилей. Рост составил 12–13%, поскольку увеличились расходы по доставке сырья и перевозке готовой продукции. Но конечная прибавка в цене никак не покрывает издержек производства, поскольку пропорционально за месяц выросла и стоимость сырья.
"При этом мы оцениваем только падение объемов отгруженного бетона, – дополняет Михаил Бизяев. – А если вспомнить о существенном увеличении сроков платежей за уже отгруженный бетон, то картина получится более суровой. И оценить уровень ухудшившейся динамики вообще невозможно, поскольку мало кто готов об этом открыто говорить".
Ряды пошатнулись?
В последние годы аналитиками строительного рынка не раз отмечалось, что в бетонной отрасли наблюдается избыточность производственных мощностей. И в периоды спада участники рынка высказывали надежду на то, что кризис поможет очистить ряды от серых производителей, наносящих низким качеством продукции урон репутации бетонщиков. Но в 2008 году надежды не оправдались. Оценивая, поможет ли "очистить" рынок нынешний спад, эксперты также не видят масштабных перемен, позволяющих говорить о перераспределении ролей в команде участников рынка.
"Все значимые изменения в составе игроков произошли еще в прошлом году, вернее, начали происходить, – говорит Александр Батушанский. – Например, фактический уход с рынка компании "ТСК Бетон" был обозначен еще в 2014 году, а в этом процесс лишь завершился. То же касается вопроса слияния "Луябетон" и "Бетомикс". Некоторые мелкие игроки уходят с рынка, но крупные пока все держатся".
В начале года строительное сообщество наблюдало за информационной борьбой конкурентов. В январе в прессе появились сообщения, что "Группа ЛСР" собирается закрывать три бетонных производства, общая мощность которых оценивалась в 0,6 млн кубометров в год. Назывались даже конкретные адреса – на улице Оптиков, Октябрьской набережной и Васильевском острове. Однако руководство группы назвало эту информацию "происками конкурентов". Одновременно Александр Вахмистров заявил о продаже четырех заводов холдинга в Москве, причем технику с московских производств планировалось перевезти в Петербург.
Практики ждут более глобальных перемен, в частности ослабевания лидирующей позиции "ЛСР-бетон". По их мнению, именно монополизация рынка бетона подвела многих производителей к опасной черте.
Финансовые ужасы
Но самые критические предпосылки созданы ухудшением финансовой составляющей. В связи с тем что такие вопросы компании освещают неохотно, масштабы бедствия можно оценить по просачивающимся в публичное пространство сведениям. Так, к примеру, в конце лета сообщалось о самоликвидации связанного с СЗНК ("Северо-Западная нерудная компания") крупного петербургского поставщика бетона "Такси-бетон". По данным портала "Бетон.ру", кризис случился из-за невозможности структурировать лизинговую просрочку. Теперь, по данным СПАРК, создано новое юрлицо – в июле 2015 года ООО "Такси-бетон" было переименовано в ООО "Паритет".
При этом компания "Такси-бетон" считалась крупным игроком. В 2014 году у нее было четыре бетонных завода в Петербурге, обеспечивающих 4% рынка. А объем производства, по данным ЗАО "Решение", составлял 6,1 млн кубометров. Положение средних и мелких игроков еще более сложное.
В прессе обсуждался и скандал, связанный с долгами "ГП СМУ-2", к которому предъявляли претензии поставщики – "ЛСР-Бетон", "Ленстройдеталь" и упомянутый выше "Такси-бетон".
По мнению Михаила Бизяева, кризис задержки расчетов и неплатежей связан с неустойчивой ситуацией: застройщики придерживают средства, полученные в процессе ажиотажного спроса в конце прошлого года.
"Отсрочки платежей, – считает Сергей Янкин, – являются очень опасным трендом для бетонного сектора, который к тому же довольно сложно регулировать. Все эти трудности могут привести к обрушению рынка".
"Думай о хорошем!"
Несмотря на то что бетонная отрасль находится в сложной ситуации, все же в ней происходят и позитивные явления – вводятся новые уникальные предприятия, расширяется сфера применения бетона, совершенствуется нормативная база.
В частности, растет потребительский спрос на более качественный бетон, поскольку в процессе эксплуатации выявляются минусы дешевых бетонов. Следовательно, возникает надежда потеснить серых игроков рыночными методами.
"Так как мы сотрудничаем с РЖД, то на нашем предприятии используется и изготавливается для реализации бетон, произведенный строго по ГОСТу, – говорит главный инженер ПАО "Толмачевский ЖБ и МК" Дмитрий Шайтор. – И последние полтора-два года мы видим, что потребитель отходит от правила выбора дешевого бетона и начинает интересоваться его качеством, долговечностью и прочностью".
На Дальнем Востоке открыт бетонный завод, выпускающий продукцию на минеральном кубовидном песке, получаемым путем передрабливания каменной породы.
Новый бетон "Трилитон" производится на уникальном японском оборудовании, аналогов которого в России пока нет. Применение уникального песка позволяет повысить важнейшие показатели бетона без применения дорогостоящих добавок. Увеличиваются плотность, прочность, водонепроницаемость и морозостойкость, что способствует долговечности конечных изделий. Кроме того, материал менее подвержен усадочным трещинам. Вся продукция сертифицирована и соответствует ГОСТам.
Для стимулирования бетонного сектора специалисты холдинга "Евроцемент групп" продвигают идею перехода к технологии строительства цементно-бетонных дорог. Подобные дороги строятся гораздо быстрее и отличаются более высокой безопасностью и долговечностью. Опыт эксплуатации бетонных дорог в США и Китае подтверждает, что их эксплуатация и обслуживание обходятся в два раза дешевле. Причем строительство дорог цементобетонным способом поможет увеличить нагрузку на них. Пилотным может стать проект в Новосибирске.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.