Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Компания INVENTRA 20 мая провела Седьмую международную конференцию "Полимеры в автомобилестроении 2015".

Резкое сжатие российского авторынка напрямую повлияло на потребление полимерной продукции. К этому добавились собственные проблемы производителей компаундов и деталей, вызванные перепадами валютных курсов и удорожанием кредитных ресурсов. Тем не менее, даже в таких условиях необходимо выполнять требования программ по локализации, в которые вовлечены и крупные автоконцерны, и их поставщики.
Компания INVENTRA 20 мая провела Седьмую международную конференцию "Полимеры в автомобилестроении 2015". Мероприятие прошло при поддержке журнала "Автобизнес", компании ChemOrbis, аналитического агентства "Автостат" и Russian Automotive Market Research. Генеральным информационным партнером выступила "Российская Бизнес-газета".
Сейчас на российском автомобильном рынке наблюдается уникальная ситуация, отметил в приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов. В условиях падения производства и спроса у отечественных компаний появляется шанс укрепить свои позиции на рынке. По статистике выпуск автокомпонентов уменьшился на 20-30%, при этом производство локализованных автомобилей хоть и снижается, но меньше, чем рынок в целом. В этой ситуации наиболее разумное решение для автозаводов – заместить импортные компоненты российскими аналогами. "Производители автомобилей, ОЕМ, автокомпонентов, компаундов и базового сырья должны выступить единым фронтом. Очень важно, чтобы это взаимодействие было долгосрочным и не зависело от конъюнктурных изменений. Кстати, внешние условия сейчас благоприятны, этим обязательно надо воспользоваться, – подчеркнул г-н Тургунов. - Российские производители компонентов должны увеличить долю рынка, пусть даже и на какое-то время в ущерб прибыли. Мы как консультанты будем по мере возможностей этому способствовать".
Обзорный доклад по состоянию автомобильного рынка России представил директор по развитию Russian Automotive Market Research Александр Козлов. В первом квартале 2015 г. производство новых легковых автомобилей в России сократилось на 31.6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прогноз на 2015 г. предусматривает показатель на уровне 1.15 млн шт., до 2020 г. - 1.65-1.95 млн шт. (в соответствии с тремя разными сценариями – пессимистичным, базовым и оптимистичным).
Выпуск грузовых автомобилей в январе-марте сократился на 31.6%, прогноз на 2015 г. – 41.7 тыс. шт., на 2020 г. – 52-62 тыс. шт. В сегменте LCV объем производства упал на 17.3%, к 2015 г. он ожидается на уровне 73.5 тыс. шт, к 2020 г. - 124-144 тыс. шт. Производство автобусов в первом квартале 2015 г. снизилось незначительно – на 4.4%, прогноз на 2015 г. – 8.9 тыс. шт., на 2020 г. – 9.8-11 тыс. шт.
Таким образом, на фоне сокращения макроэкономических показателей в 2015 г. ожидается снижение объемов производства всех транспортных средств на 11.4%. В этой связи согласно прогнозу НПП "Полипластик" в 2015 г. производство полимеров для автомобильной промышленности может сократиться на 3.4%, а импорт - на 17%.
Г-н Козлов сообщил, что Правительство РФ намерено изменить формулу, по который для автопроизводителей рассчитывается уровень локализации. Из-за снижения курса рубля по отношению к иностранной валюте существенно возросла стоимость импортных автомобильных компонентов, а уровень локализации снизился. При этом с технической точки зрения доля импортных комплектующих не изменилась. С учетом этого многие автоконцерны могут не выполнить обязательства по локализации и лишиться льготного режима ввоза компонентов для промышленной сборки. Этот режим предусматривает, что ввозные пошлины для товаров, предназначенных для промышленной сборки автомобилей на территории России, облагаются пошлинами от 0 до 5%, тогда как вне этого режима величина пошлин доходит до 15%. В мае 2015 г. Минэкономразвития начало разработку проекта поправок в совместный приказ Минэкономразвития, Минпромэнерго и Минфина. Планируется утвердить новые меры до начала третьего квартала 2015 г. Рассматривается несколько вариантов изменения данной формулы. По одному из них может быть установлен дополнительный коэффициент, учитывающий колебания курса рубля и вводящий курсовую разницу с момента подписания соглашений с автоконцернами. Изменения должны коснуться 70 автомобильных компаний.
Изменения коснутся и ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты, которые могут быть увеличены с нынешних 0-5% до 10-20%. 2 апреля 2015 г. Минпромторг рассчитал бюджет реализации отраслевых планов по импортозамещению критических видов продукции по гражданским отраслям обрабатывающей промышленности, это 1.5 трлн руб.: 1.27 трлн руб. частных инвестиций и 235 млрд руб. из федерального бюджета. Правительству РФ представлено 18 утвержденных министерством отраслевых планов по импортозамещению, которые коснутся и других отраслей, в том числе химической промышленности и производства полимеров. В частности, рассматривается введение таможенных пошлин на ввоз зарубежных автокомпонентов, аналоги которых производятся в России (10-20%). В настоящий момент автокомпании, использующие режим промсборки, импортируют автокомпоненты по ставке 0-5%, на автозапчасти таможенная ставка достигает 40%.
По итогам 2014 г. в мире было продано 87 млн новых автомобилей, рост к предыдущему году составил 3.4%, сообщил начальник отдела аналитики компании "Автостат" Андрей Топтун. Китайский авторынок вырос на 7.8% до 23.6 млн машин, продолжая укреплять свое лидерство. Россия в этом рейтинге заняла восьмую строчку с показателем 2.49 млн шт. (динамика отрицательная – минус 10.3%).
За 4 месяца 2015 г. продажи автомобилей в нашей стране снизились на 49% до 433 тыс. шт. Сильнее всего просел сегмент легковых автомобилей - на 50% до 386 тыс. шт., продажи грузовиков снизились на 46%, LCV - на 39%. Докладчик отметил, что в целом российский авторынок характеризуется резкими колебаниями и гораздо менее предсказуем, чем рынки европейских стран. При этом обеспеченность населения легковыми автомобилями невысока: на 1 тыс. россиян приходится всего 284 машины. В Италии, например, этот показатель составляет 621 автомобиль, в Германии – 539.
За январь-апрель лидером продаж в сегменте легковых машин стала отечественная Lada – ее доля рынка составила 19.4%, на втором месте Kia (9.8%), на третьем – Hyundai (9.7%). При этом абсолютно все марки показали отрицательную по сравнению с 2014 г. динамику, сильнее всего упали продажи автомобилей Daewoo, Suzuki и Opel (на 75-78%).
В сегменте LCV за четыре месяца нынешнего года максимум продаж пришелся на GAZ (39.7% рынка), далее следуют UAZ и Mercedes, которые в тяжелых рыночных условиях показали рост к прошлогодним показателям на 0.3% и 13.6% соответственно. "Камаз" с долей рынка 32.9% стал самым продаваемым автомобилем в сегменте грузовиков.
"Автостат" подготовил три прогноза продаж новых автомобилей в России в 2015 г. (без учета сегмента LCV). Первый - шоковый - предусматривает откат рынка на уровень 2001 г. (1.06 млн шт., падение на 55% к уровню 2014 г.). Второй прогноз - средний - это снижение продаж на 42% до 1.35 млн автомобилей. И третий вариант - оптимистичный - обещает падение "всего" на 30% до 1.64 млн шт.
Докладчик выделил три основных тренда, связанных с покупкой новых автомобилей. Прежде всего, это увеличение срока владения. Если раньше средний срок владения новым автомобилем составлял 4.5 года, то в 2015-2016 гг. он начнет увеличиваться. Еще одна тенденция – так называемый "дауншифтинг", т.е. переход на автомобиль классом ниже. Помимо этого, автовладельцы начнут экономить на сервисе и ремонте, уходя от официальных дилеров в независимые СТО и "гаражи".
После обзорных докладов участники конференции перешли к прикладным темам, а именно – к обсуждению пластиков и компаундов для автомобильной промышленности. "Нижнекамскнефтехим" является крупным производителем сырья для этой отрасли, компания выпускает каучуки, жидкую химию и пластики. По словам начальника ПТО завода полистиролов Татьяны Хакимовой, АБС-пластики широко используются для выпуска литьевых изделий и экструзии листа. Различные марки этого продукта применяются при изготовлении внутренней отделки автомобиля, багажников, деталей фар, подкапотного пространства.
Компания "НКНХ" активно участвует в схемах омологации пластиков в автомобилестроении, наиболее тесно сотрудничая с автозаводами, расположенными непосредственно в Татарстане (это Ford-Sollers и "Камаз").
По итогам 2014 г. потребление термопластичных композитов в российском автомобилестроении достигло 100-110 тыс. т, сообщил директор НТЦИиР НПП "Полипластик" Данил Кобыличенко. Однако прогноз на 2015 г. предусматривает снижение показателя до 80-90 тыс. т. Из них на российские автомобили придется 25 тыс. т композитов, на иномарки российского производства – 65 тыс. т.
В общем объеме производства термопластов лидером среди российских предприятий является "Полипластик" (23%), на других отечественных производителей в совокупности приходится не более 12%. Основная же часть композитов импортируется – 34% в виде материалов и 31% в виде автокомпонентов.
В структуре поставок ПП-компаундов для автомобильной промышленности внутреннее производство до 2013 г. стабильно превышало импорт, в 2013-2014 гг. они сравнялись (по 30 тыс. т). Текущая рыночная ситуация и девальвация рубля, утверждает эксперт, вновь приведут к росту доли отечественной продукции (прогноз – 28 тыс. т против 24 тыс. т).
Г-н Кобыличенко подробно остановился на преимуществах и недостатках российских компаундов. К плюсам он отнес относительное снижение затрат; меньшее колебание цены, обусловленное снижением евро-контента; более низкие логистические риски; лучшую техническую поддержку. Однако минусов, по словам докладчика, тоже хватает. Основные из них - высокие и нестабильные цены на базовые полимеры, устанавливаемые по принципу "импорт минус"; отсутствие большинства добавок и наполнителей отечественного производства; относительно нестабильное качество отечественного сырья; дефицит некоторых важных классов полимеров, узкий марочный ассортимент; неудобные условия доставки сырья и платежей.
При этом цены на российские и импортные компаунды существенно не отличаются – дельта составляет всего 3%. Задача отечественных компаний – удешевить те составляющие, которые проигрывают зарубежным по цене (это наполнитель, добавки и сама переработка). В то же время продукт не должен терять в качестве, несмотря на ограниченный ассортимент сырья российского производства, отсутствие производства химикатов-добавок и высокие требования к качеству продукции, предоставляемые зарубежными производителями.
Возможно ли полностью локализовать производство автокомпонентов в России? "Да, вполне, - утверждает эксперт. – Но для этого необходимо техническое регулирование". Оно включает в себя разработку механизмов рыночного регулирования, создание сертификационных центров для реализации политики локализации, совершенствование отношений между производителем и переработчиком сырья, а также техническое регулирование для всех производителей автокомпонентов.
По мнению директора по стратегическому развитию "Автовазагрегата" Дениса Шелкова, в условиях серьезно падающего рынка сложно ждать увеличения уровня локализации. Частные инвесторы на время снизили активность, и единственный возможный источник финансовой помощи - государство. Банковские кредиты при ставке 17% годовых становятся элементарно невыгодны.
Значимым игроком на рынке полимерных компаундов постепенно становится Узбекистан. В 2014 г. в Ташкенте было запущено СП "Автосаноат-Сепла", производственная мощность которого составляет 12 тыс. т композиционных материалов в год, сообщил директор производства Эркин Тураев. Изначально целью предприятия было обеспечение потребностей автоконцерна GM-Узбекистан, которые на данный момент не превышают 8 тыс. т. Излишки продукции "Автосаноат-Сепла" готова предложить в том числе и российскому рынку, который заинтересован в ПП-компаундах по конкурентоспособным ценам.
По словам г-на Тураева, в 2015 г. предприятие планирует выпустить 4 тыс. т продукции. Это объясняется тем, что из 25 марок композитов половина еще проходит сертификацию со стороны GM Korea. Однако уже с 2016 г. завод заработает в полную силу и закроет все потребности GM-Узбекистан, который готов полностью перейти на сырье "Автосаноат-Сепла". К 2020 г. мощность предприятия планируется удвоить и довести до уровня 24 тыс. т/год.
Докладчик отметил, что сейчас все сырье закупается в Корее, однако уже с сентября планируется перейти на местного поставщика - СП Uz-Kor Gas Chemical запускает производство полиолефинов. Годовое производство ПЭВП составит 400 тыс. т, ПП - 100 тыс. т. Это даст возможность "Автосаноат-Сепла" довести уровень локализации до 80%.
Заметную долю рынка пластиковых автокомпонентов занимает завод "Борышев Пластик Рус", который был запущен в 2013 г. под Нижним Новгородом. Как рассказала руководитель отдела закупок компании Ольга Кузнецова, предприятие выпускает пластики для локализованных автопроизводств – в частности, они применяются в автомобилях Volkswagen, Skoda и Mercedes. В целом основным клиентом "Борышев Групп" является концерн Volkswagen – 65% от общего объема поставок.
Уровень локализации автоконцерна Ford Sollers на конец 2014 г. составил 40%, сообщил руководитель департамента закупок сырья Игорь Чефанов. К 2018 г. его планируется довести до 60% в соответствии с постановлением Правительства №166.
С момента образования СП Ford Sollers в 2011 г. его стратегия в области локализации была направлена на глубокую интеграцию в экономику РФ, предусматривающую не менее шести уровней: от добычи сырья до производства автомобиля. Реализация таких планов основана на выстраивании проектов с учетом долгосрочной перспективы. Решая задачи по эффективной локализации, концерн снижает риски от колебаний валютных курсов и логистические затраты и сокращает сроки доставки комплектующих, оказывает значительное региональное влияние на перспективы производства высокотехнологичных материалов, развитие современных производств с локальными поставщиками не только первого, но и второго и третьего уровней, формирование кратной добавленной стоимости.
Основные направления локализации материалов Ford-Sollers – металл (удельный вес в себестоимости автомобиля – 50%) и нефтехимия (30% соответственно). Стратегическим партнером в реализации задач эффективной локализации в области нефтехимии и полимеров для холдинга является республика Татарстан на территории которой расположены три из четырех производственных площадок компании. Правительство Татарстана и нефтехимические предприятия республики активно участвуют в проектах развития материалов для нужд компании. Данное партнерство успешно решает задачи по замещению импортных материалов на 4-6 уровнях интеграции с импортных на локальные.
Общее количество поставщиков Ford-Sollers первого уровня в России – 70, поставщиков второго и третьего уровней более десяти, и эта цифра неуклонно растет, поскольку вовлекаются все новые и новые локальные поставщики для успешной реализации совместных задач.
На начало 2015 г. одобрены и введены в глобальный перечень материалов ASL компании Ford Motor Company двенадцать материалов разных поставщиков РФ, из них семь спецификаций полимерных композиций от поставщиков Татарстана (в т.ч. "Казаньоргсинтез" и "ТатхимПласт") произведенных из компонентов сырья ПАО "Нижнекамскнефтехим", которые необходимы для производства деталей интерьера/экстерьера (бампер, дверная и инструментальная панели и т.п.).
Что касается текущей рыночной ситуации, то стратегия концерна по локализации останется неизменной даже с учетом падения продаж.
В автомобилях "Камаз" применяются более 500 изделий из полимерных материалов (в среднем около 220 кг пластиков на один грузовик), рассказал заместитель главного конструктора по компонентам Хайретдин Шараев. К 2020 г. этот показатель планируется довести до 300-560 кг в зависимости от комплектации автомобилей. Однако производством специальных полимеров для автомобилей российская химическая промышленность практически не занимается. На сегодня наиболее незащищенными с точки зрения импортозамещения являются такие виды материалов, как специальные марки полиуретанов, полиамидов; композиции для ротационного формования; порошковые композиции для покрытий; полидициклопентадиен (полиДЦПД); полиметилметакрилат (ПММА); компоненты стеклопластика, SMC, BMC (связующие смолы).
Серийные поставки всех полимерных изделий на "Камаз" ведут отечественные поставщики, при этом большинство материалов они закупают по импорту из-за отсутствия отечественных аналогов. Российские поставщики сырья проигрывают зарубежным в стабильности материалов (при сравнительно близких ценах) и в недостаточном количестве марок, ориентированных на конкретные условия эксплуатации.
Компания "РИФ Аметист", входящая в группу FoamLine, специализируется, в том числе, и на выпуске ППУ для автомобильной промышленности. По словам руководителя проекта Антона Тримасова, возможности компании позволяют выпускать эластичный ППУ в самом широком ассортименте – стандартный, формованный, дублированный (огневое дублирование), вырубные малые детали, вторичновспененный. В частности, "РИФ Аметист" обладает единственной в России площадкой по производству эластичных ППУ как на основе простых, так и на основе сложных полиэфиров.
Ситуацию на рынке автокомпонентов комментирует генеральный директор INVENTRA Николай Асатиани: "Гипотетический прирост доли российских поставщиков в заказах для автозаводских конвейеров за счет вытеснения зарубежных конкурентов, наверное, может уравновесить общее снижение емкости рынка. Однако воспользоваться этим шансом будет непросто на фоне запретительных ставок банковского кредита – расширение производства автокомпонентов требует инвестиций в исследования и разработки, закупок оборудования, специальных марок полимерного сырья, а попадание в заветный список сертифицированных поставщиков занимает месяцы и годы. До сих пор локализация успешно проходила только на основе мировой кооперации и с привлечением иностранных инвестиций, при тесном взаимодействии по всей цепочке производства – от сырья до готового автомобиля. Чрезмерное стремление замкнуться внутри российского рынка лишит доступа к западным продуктам и технологиям, негативно отразится на производстве и надолго заморозит на очень низком уровне объем потребляемых в автомобилестроении компаундов. Политика импортозамещения может породить отдельные успешные примеры, но это будет на фоне уполовинивания авторынка в России и его роста во всем остальном мире. Поэтому действия регулирующих экономику ведомств пока что выглядят не как реализация стратегического плана, а как экстренное латание дыр, не устраняющее суть проблемы".
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.