Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Недовес и пересортица. "Лента.ру". 15 февраля 2017

В чем обманывают производители продуктов питания
В России фальсифицируются все продукты, кроме яиц, — четверть товаров на прилавках магазинов не соответствуют своим этикеткам. С таким заявлением выступил помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко. О точных цифрах ведомства спорят — Роспотребнадзор не подтвердил озвученные Россельхознадзором данные, — однако новости о некачественных продуктах сыплются как из рога изобилия. Так, в материалах к совещанию Совета федерации, которое состоялось 13 февраля, говорилось об учащении случаев фальсификации даже такого товара, как хлеб.Действительно ли Россию захлестнула волна некачественных продуктов, как обманывают потребителей и какие методы предлагаются для борьбы с нарушителями — разбирается "Лента.ру".
Пальмовые мифы и рыбные страхи
Покупатели склонны муссировать новости о некачественных и даже опасных для здоровья продуктах — кто не слышал о пальмовом масле в молоке, нитратах в арбузах или, скажем, вредных добавках, придающих мясу аппетитный красный цвет. Однако на поверку большинство потребительских страхов оказываются беспочвенными. Об этом "Ленте.ру" сообщили в пресс-службе "Роскачества": "В целом свыше 25 процентов всей исследованной нами продукции — товары, достойные государственного знака качества, то есть они превышают по своим характеристикам даже верхнюю планку ГОСТов".Так, в организации отметили высокую культуру производства масло-жировой продукции, мяса птицы и продуктов переработки зерна — нарушения в категориях муки, макарон, растительного масла и газированных напитков оказались единичными. А информация о наличии полифосфатов, хлорсодержащих веществ в рыбной или мясной продукции вовсе не подтвердились. "Ни в одном образце подобных веществ обнаружено не было", — заверили в "Роскачестве".По словам главы общества защиты прав потребителей "Потребконтроль" Евгения Козика, времена, когда магазины легко пускали на полки заведомо некачественную продукцию, давно миновали: "Поддельные продукты присутствовали на российском рынке всегда. И нужно отметить, что с 90-х годов ситуация значительно улучшилась. Тогда чего только не было — майонез в стеклянные банки разливали в подвалах и заброшенных бомбоубежищах. Существовал огромный рынок поддельных сигарет, пива. Сейчас времена все-таки изменились. Особенно это видно на примере крупных сетевых магазинов — они не станут выставлять на полки что попало. Разбираться с потребителями стало себе дороже".
В чем нас обманывают
"Роскачество" не отрицает наличия и действительных проблем. Самое распространенное нарушение, которое можно встретить в продуктовом магазине, — несоответствие товара заявленной маркировке или отсутствие необходимой информации. На долю этого нарушения приходится 70 процентов всех выявленных в ходе проверок огрехов. В большинстве случаев это мелочи, не влияющие на качество самого продукта: отсутствие информации о производителе, описание на иностранном языке, ошибка в указании данных о товаре (скажем, производитель перепутал код красителя).Следом идут нарушения посерьезнее — несоответствие фактического веса продукта заявленному, несоответствие ГОСТу и заявленной сортности. Такого рода проблемы выявлены "Роскачеством" в муке (подмена сорта), в икре лососевых (недовес), в сливочном масле и майонезе (более низкий процент жирности по сравнению с заявленным).
Наконец, производитель может умышленно вводить потребителя в заблуждение, подменяя одно сырье другим. Это касается, в частности, замены молочных жиров растительными. Однако миф о вездесущности пальмового масла, ставшего для потребителей настоящим жупелом, не подтвердился. Как отмечает "Роскачество", оно было выявлено менее чем в 10 процентах исследованных образцов масла сливочного.Последнее нарушение является наиболее тяжким — для борьбы с ним Роспотребнадзор в начале января подготовил поправки в УК, усиливающие ответственность за умышленное изменение или сокрытие свойств товара. В настоящее время за это предусмотрен штраф в размере до миллиона рублей — поправки вводят исправительные работы сроком до двух лет и увеличивают штраф до трех миллионов рублей.По мнению Евгения Козика, правоприменительная практика новой статьи УК окажется непростой: "Конечно, если владелец завода сознается, что он отдавал распоряжения заменить молочные жиры пальмовым маслом, то никаких проблем. А если он скажет, что это технологи напутали? Или грузчик поставил на конвейер не те емкости? Доказать умысел будет крайне сложно. В конце концов, производитель может заявить, что отгрузил качественный товар, а потом его кто-то подменил".
Вздрогнули
Особняком среди прочих фальсифицированных товаров на российском рынке стоят алкогольные напитки. Доля суррогатной и контрафактной спиртосодержащей продукции достигает рекордных 50 процентов — об этом заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.По мнению экспертов, троекратный рост теневого рынка алкоголя с 2012 года обусловлен экономическим кризисом, а также отсутствием эффективных мер для борьбы с контрафактом. "В текущих экономических условиях привлекательность этого рынка обусловлена тремя важными факторами: возможностью производить крепкий алкоголь в промышленных масштабах из дешевого сырья, возможностью использования недорогой рабочей силы, а также возможностью обходить уплату налогов при реализации продукции через собственную сеть", — объяснил аналитик "Алон Брокер" Алексей Антонов.
Несмотря на наличие автоматизированной системы контроля производства и оборота этилового спирта (ЕГАИС), с нелегальными "самогонщиками" приходится бороться, что называется, вручную, с привлечением следователей, полиции и прокуратуры. "Система без преувеличений уникальная, однако она позволяет контролировать оборот лишь легального алкоголя, теневой же рынок существует и развивается за пределами правового поля. Производители контрафакта, грубо говоря, не клеят акцизов на свою продукцию, да и продают ее обычно из-под полы, так что отследить ее с помощью ЕГАИС невозможно", — посетовал генеральный директор компании "Мани Фанни" Александр Шустов.По мнению юриста бюро "Деловой фарватер" Павла Ивченкова, обуздать теневой рынок возможно путем снижения цен на качественный алкоголь, установлением государственного контроля оборота метанола и повышением ответственности для "самогонщиков".
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение