Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Совещание Правительства об обеспечении реализации отраслевых программ импортозамещения.

Стенограмма:
Д.Медведев: Сегодня мы поговорим по отраслевым планам импортозамещения. Давайте пройдёмся по решениям, которые приняты, по документам, которые были одобрены Правительством, в частности по «антикризисному плану». В этом году в соответствии с пунктом 41 этого документа должны быть подготовлены и реализованы программы импортозамещения в отдельных отраслях – это промышленность, энергетика, сельское хозяйство, программное обеспечение.
Как мне было доложено, министерства соответствующие приказы приняли в предусмотренные сроки, то есть до начала апреля. К 1 июля должны быть приняты решения, которые направлены на реализацию этих программ, причём в этой деятельности должны быть учтены потребности и возможности регионов (надеюсь, что министры к этому обязательно обратятся), то есть использованы все возможности регионов.
Импортозамещение – процесс не короткий, это не ситуативное мероприятие, а наше стратегическое направление работы на ближайшие годы – вне контекста всякого рода санкций и так далее.
Курс на то, чтобы определённые рыночные ниши были заполнены российскими товарами, естественно, отвечает в полной мере нашим национальным интересам. Мы неоднократно говорили о снижении зависимости экономики от сырьевой составляющей, о том, что нужно наращивать выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью, то есть продукции более высоких переделов, о том, что нужно утверждать госпрограммы в гражданских отраслях промышленности на эту тему, в сельском хозяйстве.
Кроме того, за последнее время также был сформирован достаточно разнообразный (хотя и не всеобъемлющий) набор инструментов государственной поддержки импортозамещения. Это и субсидии, и софинансирование исследований, различного рода грантовая поддержка, преференции при государственных закупках. Это не значит, что не нужно продумывать какие-то другие инструменты, тем не менее кое-что у нас в этом смысле уже сделано. Созданы институты развития. В регионах сформирована специализированная инфраструктура: это промышленные парки, бизнес-инкубаторы. Практически любой активно развивающийся регион имеет подобного рода подразделения. Результатами этой работы должен быть выпуск качественных товаров, конкурентоспособных по отношению к импортным аналогам. Для этого на государственном уровне необходимо обеспечить координацию, сконцентрировать ресурсы поддержки на наиболее перспективных проектах, заинтересовать предпринимателей инвестировать деньги в выпуск более качественной, чем ранее, продукции или просто абсолютно новой продукции.
Конечно, никто не ставит задачу тотального замещения всего импорта – это невозможно, это обратная крайность. Тем не менее мы знаем, что уровень государственной поддержки в самых разнообразных формах у зарубежных производителей зачастую существенно выше, чем у нас. Страны, которые без всяких условий открывали свои рынки (такие страны есть и среди наших партнёров ближайших), нередко теряли целые секторы национальной экономики. Это, кстати, произошло отчасти и с нашей страной в 1990-е годы. Ситуация в некоторых областях до сих пор крайне тяжёлая. Я напомню, что у нас доля импорта в станкостроении оценивается приблизительно в 90% (в 90!), в тяжёлом машиностроении – порядка 70%, в нефтегазовом оборудовании – 60%, в энергетическом оборудовании – около 50%, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции – от 50 до 90% тоже и так далее. Даже в гражданском самолётостроении и то импорт пока, к сожалению, носит подавляющий характер – более 80%. Поэтому мы сделали осознанный выбор и когда принимали решение о создании открытой экономики и вступали во Всемирную торговую организацию, и когда принимали решение о курсе на импортозамещение, и в рамках Евразийского экономического союза мы делегировали часть полномочий на наднациональный уровень по вопросам торговой политики, таможни и тарифов, технического регулирования. В этих условиях курс на импортозамещение должен быть разумным, продуманным, учитывать и наши интересы прежде всего, и наши международные обязательства. И конечно, учитывать наработанные кооперационные связи с нашими партнёрами, которые уже инвестировали средства в нашу промышленность, в наше производство, в наше сельское хозяйство и принесли современные технологии.
Пожалуйста, Денис Валентинович, продолжите мои мысли в своём докладе.
Д.Мантуров: Спасибо большое, Дмитрий Анатольевич.
В соответствии с Вашим поручением мы утвердили 19 отраслевых планов в срок, 31 марта. При их составлении мы аккумулировали предложения всех субъектов Федерации, институтов развития, Российской академии наук, а также наших коллег из других ведомств. Хочу отметить большую активность регионов, которые предоставили почти половину всех заявок по проектам импортозамещения. Это 43 субъекта Российской Федерации, от них поступило 1926 проектов.
В результате оценки и ранжирования более 4000 проектов на основе перечня приоритетных и критических видов продукции были составлены наши отраслевые планы и отобрано 2059 проектов. Эти планы прошли обсуждение с профессиональными объединениями, экспертами из отраслей, в первую очередь потребителей в рамках нашего общественного совета при Министерстве. Они согласованы с профильными министерствами и крупнейшими компаниями, формирующими спрос на соответствующую продукцию.
Я не буду комментировать все 19 планов, хотел бы остановиться на двух отраслях – Вы упомянули нефтегазовое машиностроение и сельхозмашиностроение. Для координации работы по импортозамещению в нефтегазовом секторе создана межведомственная рабочая группа, объединившая представителей Минэнерго, Минприроды, других органов исполнительной власти, а также сформирован научно-технический совет, состоящий из экспертов отраслевых ассоциаций, научных учреждений и промышленных предприятий. На его площадке совместно с компаниями-потребителями, причём по каждому отдельному направлению… Например, по нефтегазовому машиностроению мы модератором определили зама Алексея Борисовича Миллера («Газпром») Маркелова (В.Маркелов), который курирует это направление. Это для всех компаний.
На площадке этого совета совместно с компаниями-потребителями определена потребность по всем видам оборудования, которое не производится в нашей стране, и проанализированы возможности выпуска этой номенклатуры на наших российских предприятиях. Причём мы не исключаем в том числе и присутствие иностранных компаний, которые Вы как раз упомянули, которые уже присутствуют на нашем рынке. Мы их пригласили к сотрудничеству и активно привлекаем, для того чтобы в этих планах импортозамещения в том числе участвовали и они.
Отмечу, что более половины импортозависимых позиций, вошедших в отраслевой план, наши машиностроители смогут заместить в течение ближайших двух-трёх лет. Уже реализуется несколько инвестиционных проектов создания приоритетных видов оборудования для нужд ТЭКа. Например, строительство комплексов гидроразрыва пластов, которое реализуется консорциумом «Русская факторинговая компания» совместно с «Сургутнефтегазом». «Уралмаш» разрабатывает систему привода для установок бурения вторых и горизонтально направленных стволов. Пермская компания нефтяного машиностроения договорилась с потребителем об испытании новейшего комплекса роторной управляемой системы.
В целом абсолютно все машиностроители говорят о том, что успешность реализации проектов импортозамещения во многом зависит от получения долгосрочных заказов от российских нефтегазовых компаний. В качестве меры стимулирования закупок высокотехнологичного российского оборудования предлагаем использовать механизм ускоренной амортизации для основных фондов отечественного производства. Причём это касается не только нефтегазового машиностроения, а вообще, когда речь идёт об основных фондах технологического оборудования для основной деятельности наших компаний. Надо отдать должное, сами нефтегазовые компании активизировались в плане импортозамещения в своей закупочной деятельности. Они уже создали специальные подразделения внутри холдингов, утвердили внутренние регламенты и планы локализации востребованного оборудования.
Минпромторг в настоящее время осуществляет координацию этого процесса, синхронизируя потребности нефтегазовых компаний с возможностями российских машиностроителей.
Несколько слов по сельхозмашиностроению. Поддержку спроса на новейшую сельхозтехнику, которая будет создана в рамках импортозамещения, обеспечат предусмотренные Правительством меры, которые уже доказали свою эффективность, – это компенсация скидок на отечественную технику и льготный лизинг.
Одним из приоритетных направлений в этой отрасли является создание колёсных тракторов третьего, четвёртого класса, в первую очередь с системой автоматического управления при выполнении технологических операций. Этот проект реализуется концерном «Тракторные заводы», который инвестирует 700 млн рублей собственных средств, а со своей стороны государство предоставляет компании субсидию на проведение НИОКР. Тем самым в импортозамещении реализуется принцип государственно-частного партнёрства. Потенциальная потребность до 2020 года в тракторах этого класса – около 160 единиц.
Проект имеет высокую бюджетную эффективность. Прирост поступления налогов и сборов за счёт выпуска инновационной продукции составит 1,2 млрд рублей уже к 2020 году.
Наряду с уже реализуемыми субсидиарными мерами поддержки особую роль в импортозамещении будет играть Фонд развития промышленности, который обеспечит льготное финансирование, в первую очередь в предпроизводственной стадии проектов. Только за последние три месяца фонд получил более 600 заявок на общую сумму порядка 240 млрд рублей от разных, соответственно, компаний и регионов. С имеющимся капиталом в 20 млрд мы будем проводить жёсткий отбор и сосредоточимся на наиболее приоритетных проектах.
Отраслевые планы очень тесно связаны с регуляторными механизмами, которые мы должны сфокусировать на задачах импортозамещения.
В первую очередь необходимо нормативно закрепить критерии отнесения промышленной продукции к товару, произведённому на территории Евразийского союза. Проект постановления Правительства мы внесём до июня, как Вы нам поручали.
Д.Медведев: У нас это синхронизировано с нашими партнёрами в других странах Евразийского союза?
Д.Мантуров: Да, конечно, они заинтересованы.
Д.Медведев: Просто чтобы не получилось, что мы свою часть работы проведём, а коллеги её не сделают. Потому что нам всё-таки нужно, чтобы эти критерии определения продукции Евразийского союза везде начали применяться.
Д.Мантуров: Наши коллеги в этом крайне заинтересованы…
Д.Медведев: Это правда. Они всё время об этом говорят сейчас, в частности, наши белорусские товарищи.
Д.Мантуров: Минэкономразвития готовит также поправки к 44-му федеральному закону, касающиеся заключения долгосрочных контрактов на поставку отечественной продукции. Считаем, что они должны быть увязаны с механизмом специальных инвестиционных контрактов, которые предусмотрены и заложены законом о промышленной политике. Это, на наш взгляд, было бы очень правильно и своевременно.
Большую роль в содействии импортозамещению играет система стандартизации. Нами подготовлены поправки в законодательство о контрактной системе, по которым преимущество при осуществлении закупок отдаётся продукции, соответствующей национальным стандартам.
Мы рассчитываем, что закон о стандартизации, который готовится сейчас ко второму чтению, будет уже принят в весеннюю сессию.
Мы считаем, что важнейшую роль в реализации разработанных планов и координации этой работы с крупнейшими потребителями сыграет комиссия по импортозамещению, которую планируется создать при Правительстве. Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Денис Валентинович.
<…>
Брифинг Аркадия Дворковича
Стенограмма:

А.Дворкович: Председатель Правительства провёл совещание по вопросам импортозамещения в гражданских отраслях промышленности. Прежде всего это касается таких сфер промышленности, как производство нефтегазового оборудования, машиностроение, радиоэлектроника, химическая промышленость, металлургия и ряд других отраслей. К 1 апреля были утверждены все 19 планов импортозамещения по линии Минпромторга, как и было предписано «антикризисным планом» Правительства. Кроме того, свои планы импортозамещения утвердили Минкомсвязи, Минтранс и Минэнерго. Программа, «дорожная карта» импортозамещения в сельском хозяйстве была утверждена ещё в конце прошлого года по ранее данным указаниям.
В общей сложности речь идёт примерно о 2,5 тыс. проектов, которые будут реализовываться в России с целью замещения той продукции и тех видов оборудования, технологий, которые рационально замещать, по которым может быть реальный коммерческий эффект, где это не является искусственной мерой, а где это действительно разумно, выгодно и может привести к положительным результатам в целом для российской экономики. Бoльшая часть этих проектов относится к промышленности, частично проекты связаны с другими отраслями, такими, например, как программное обеспечение, если говорить о компетенции Минкомсвязи. Значительная доля проектов была представлена регионами России, и это предложения, основанные на реальных запросах инвесторов, приходящих к руководителям регионов и желающих размещать свои производства на территориях регионов, а также предприятий уже работающих в регионах, которые имеют определённые компетенции. Это касается, кстати, не только промышленно развитых регионов, но и таких регионов, как регионы Северного Кавказа – и с этим было связано в том числе присутствие Министра по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова, это касается Дальнего Востока, в общем, всей России.
Главная задача на этот момент – выработать полный комплекс инструментов поддержки проектов в сфере импортозамещения, срок для этой работы – 1 июля в соответствии с «антикризисным планом» Правительства.
Это не означает, что уже сейчас мы не реализуем отдельные проекты. Инструменты отдельные у нас имеются – это Фонд развития промышленности, его капитал был увеличен до 20 млрд рублей, он начал свою работу. Это предпроизводственное финансирование, то есть подготовка к дальнейшему серийному производству. Кроме того, начал функционировать механизм проектного финансирования, первые проекты отобраны в основном в сельском хозяйстве, но и в ряде других отраслей. Также у Минкомсвязи имеется фонд «Росинфокоминвест», его объём 1 млрд рублей, и прежде всего он будет ориентироваться на проект по производству программного обеспечения для промышленных, специальных потребителей, то есть это разработка не каких-то операционных систем, систем управления базами данных, а специфических профессиональных систем для отдельных отраслей.
Наконец, у нас есть ряд механизмов субсидирования процентных ставок в различных государственных программах, и мы будем в максимальной степени учитывать приоритетность импортозамещения при реализации этих программ. Это не значит, что импортозамещение – единственное направление экономической политики. У нас есть такие направления, как поддержка экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, ряд других направлений. Но по каждому из этих направлений мы будем учитывать интересы импортозамещения, будем на это ориентироваться.
В ближайшее время планируется формирование правительственной комиссии по импортозамещению. Её полномочия будут определены в том числе поправками в закон о государственных закупках. Эти поправки уже находятся в Думе, они были одобрены на заседании Правительства. Как только Государственная Дума примет этот закон, он будет подписан Президентом после прохождения Совета Федерации, Председатель Правительства соберёт первое заседание комиссии по импортозамещению для рассмотрения уже конкретных инструментов для реализации планов.
Вопрос: То есть Председатель Правительства будет возглавлять эту комиссию?
А.Дворкович: Да, Председатель Правительства возглавит комиссию по импортозамещению. У неё будет две составляющие – гражданская и связанная с оборонно-промышленным комплексом. То есть будут сформированы две рабочие группы (одну буду возглавлять я, другую – мой коллега, Дмитрий Олегович Рогозин) по соответствующим тематикам, и мы будем контролировать реализацию принятых планов.
Вопрос: Когда может пройти первое заседание комиссии?
А.Дворкович: Я думаю, что реалистично в мае, когда уже вступит в действие закон, рассматриваемый сегодня Государственной Думой.
Вопрос: А вот Мантуров (Д.В.Мантуров – Министр промышленности и торговли Российской Федерации) предложил ввести ускоренную амортизацию на российское оборудование. Насколько поддержано это предложение? Это не противоречит как-то нормам ВТО?
А.Дворкович: У нас механизм ускоренной амортизации уже применяется по отдельным видам приоритетного оборудования. Мы этот механизм активно используем, списки формируются Правительством и фактически предложение министра состоит в том, чтобы дополнить уже имеющиеся списки теми, которые связаны с реализацией планов по импортозамещению. Здесь никакого противоречия нормам ВТО нет. Но это такая детальная, специфическая работа, которая будет проведена в ближайшие два-три месяца совместно Минпромторгом, Минэкономразвития, Министерством финансов, совместно с Налоговой службой, чтобы окончательно определиться с этими перечнями. Но «окончательно» по отношению к этим перечням не совсем правильное слово: они носят гибкий характер, они могут меняться во времени. И утверждённые сегодня планы, безусловно, будут корректироваться в сторону расширения, в сторону корректировки отдельных позиций со временем – думаю, что уже в этом году.
Вопрос: Могут ли средства ФНБ (Фонд национального благосостояния России) выделяться на проекты по импортозамещению? Министерство экономического развития вносило вам пять приоритизированных проектов по «Роснефти» на средства ФНБ. Какие-то решения уже приняты?
А.Дворкович: В основном проекты «Роснефти» были связаны с поддержанием уровня добычи нефти, а также с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей. Но есть один проект, который напрямую связан с темой импортозамещения, это проект в сфере судостроения – комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке. Мы хотим создать компетенцию по строительству судов, прежде всего для шельфа, для решения других задач. Это, по сути, импортозамещение тех судов, которые мы сегодня покупаем в Корее и других странах. Этот проект серьёзно рассматривается, там значительные объёмы финансирования. С точки зрения формирования задела на будущее, на ближайшие примерно 15 лет, это действительно интересный, конкурентоспособный проект. Будем его серьёзно анализировать, и думаю, что он может быть поддержан.
Вопрос: Этот один пока? А по остальным четырём нет решения?
А.Дворкович: По остальным окончательного решения нет. Мы выверяем цифры, работаем с «Роснефтью» активно на рабочем уровне, на уровне технических исполнителей, экспертов, с тем чтобы убедиться в обоснованности всех цифр. Все необходимые материалы нам в последние дни были представлены, думаю, что скоро решение может быть принято в отношении тех проектов, которые будут поддержаны.
Вопрос: Аркадий Владимирович, за невыполнение планов по импортозамещению может быть предусмотрена какая-то ответственность? И для кого и какая?
А.Дворкович: У нас всех – у каждого и у коллектива в целом – общая политическая ответственность за выполнение указаний Президента, за выполнение решений Правительства. Планы по импортозамещению – одна из ключевых составляющих этих планов – в этом смысле ничем не отличаются от других поручений.
Я уже сказал, что будут предусмотрены специальные полномочия правительственной комиссии, которые в том числе включают в себя согласование планов закупок крупных предприятий при реализации значимых стратегических проектов. Естественно, раз это предусмотрено законом, если закон не будет выполняться, а решения комиссии будут вытекать из норм закона, то будет и ответственность, но какая именно, должно быть рассмотрено законодателями в рамках подготовки закона.
Вопрос: Аркадий Владимирович, может ли Правительство пойти на отмену экспортной пошлины по зерну раньше установленного срока? Насколько я понимаю, было обращение производителей.
А.Дворкович: Обращение производителей действительно есть. Мы на следующей неделе на совещании этот вопрос рассмотрим. По тем материалам, которые у меня есть на данный момент, я такой целесообразности не вижу. Но, возможно, коллеги приведут серьёзные аргументы, почему это нужно сделать, расчёты, обоснования. Посмотрим и вместе обсудим со всеми заинтересованными министерствами и участниками рынка, и будет принято окончательное решение. Пока я не вижу серьёзных аргументов, почему нужно это досрочно делать.
Вопрос: А кто-то, наоборот, предлагал продлить…
А.Дворкович: Другое предложение, действительно, относительно возможности продления. Как раз в пользу этого решения я вижу больше аргументов, тем не менее окончательную позицию не сформировал. Послушаю всех, доложим руководству и примем решение.
Вопрос: Аркадий Владимирович, много говорилось по поводу того, что из-за роста цен на рыбу такие же пошлины могут быть введены на экспорт рыбы. Рассматривается такое сейчас?..
А.Дворкович: Рассматривается постоянно. Такие предложения звучали начиная с августа прошлого года, но пока чёткая целесообразность доказана не была. В любом случае такого типа меры мы применяем очень аккуратно, и в том числе рассматриваем их вместе с коллегами по Евразийскому союзу. Здесь должна быть скоординированная политика, иначе возникают все те сложности, которые были с некоторыми видами продовольственных товаров, когда они шли через территорию других государств.
Вопрос: Аркадий Владимирович, сегодня стало известно, что компания ННК (Независимая нефтяная компания) Худайнатова (Э.Ю.Худайнатов – глава ННК) собирается подать или уже подала заявку на получение средств ФНБ – 78 млрд рублей. Вы считаете целесообразным рассматривать такого рода заявку? И каково вообще ваше отношение к увеличению количества заявок на средства ФНБ?
А.Дворкович: Рассматриваться должны в соответствии с тем порядком, который есть, любые заявки. Другое дело, какие из них являются приоритетными с учётом ограниченности объёма средств Фонда национального благосостояния. Мы лимиты почти уже исчерпали, они близки к исчерпанию, поэтому у новых заявок шансов существенно меньше, чем у тех, которые находятся в продвинутой стадии рассмотрения.
Вопрос: Достигнуты договорённости по снятию эмбарго в отношении Ирана. Сейчас уже ожидается, что резко увеличится количество нефти, которая будет выходить на рынок, и, соответственно, упадёт цена на нефть, собственно, уже начала падать. В этой связи не приведёт ли это к тому, что цена на Brent окажется слишком низкой для нашего бюджета и, соответственно, придётся её снова пересматривать?
А.Дворкович: Пока мы исходим из того, что цена может составить порядка 50 долларов за баррель.
Вопрос: В среднем за год?
А.Дворкович: В среднем за год. Я думаю, что эта цифра пока вполне соответствует в том числе и ожиданиям выхода на рынок иранской нефти. Я здесь не вижу существенных дополнительных рисков. Это не значит, что их нет, они всегда есть, но думаю, что рынок уже учитывал вероятность заключения соглашения при формировании котировок на ближайшие месяцы.
Вопрос: А какие-то дополнительные возможности для нашего экономического взаимодействия с Ираном открываются для наших нефтяных компаний? Может быть, какие то другие сферы?
А.Дворкович: Конечно. Любое снятие эмбарго открывает дополнительные возможности. Мы никогда не прекращали работать с Ираном, собственно, как и другие страны, в том числе и Европы, никогда не прекращали работать с Ираном. Возможности есть, контакты есть. Думаю, что наши компании будут предлагать проекты, имеющие шансы на реализацию в ближайшее время.
Спасибо.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение