Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Рустэм Хамитов представил отчет Правительства Башкортостана о работе в 2012 году.

21 марта Президент Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на заседании Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан с отчетом Правительства РБ о работе в 2012 году.
Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:
Х?рм?тле депутаттар! Уважаемые депутаты!
В соответствии с 87-й статьей Конституции Республики Башкортостан представляю Государственному Собранию - Курултаю отчет о работе Правительства республики в 2012 году. Сразу хочу сказать, что фактически это отчет о нашей совместной работе – всех ветвей власти: законодательной, исполнительной, муниципальных образований.
Деятельность исполнительной власти была направлена на развитие экономического потенциала Башкортостана, социальной и культурной сфер, и главное, на повышение качества жизни людей. В течение года удалось обеспечить рост основных макроэкономических показателей, уровня благосостояния жителей республики. Добиться положительных изменений по ключевым направлениям работы исполнительной власти.
Для нас, в первую очередь, важно, как проводимая в республике государственная политика отражается на основных демографических индикаторах – численности населения, рождаемости, продолжительности жизни. Башкортостан – один из немногих регионов страны, где рождаемость превышает смертность. В прошлом году родилось 59 тыс. детей. Это лучший показатель с 1991 года. Естественный прирост составил порядка 5600 человек.
В повышении рождаемости положительную роль сыграла реализация государственных программ, в том числе по развитию дошкольного образования. В прошлом году введено свыше 14 тыс. мест за счет строительства 25 новых детских садов, реконструкции и возврата 33 ранее перепрофилированных зданий, внедрения альтернативных форм дошкольного образования. Для сравнения – с 2008 по 2010 годы введено 4800 мест. В прошлом году, вы видите эту цифру, 4 с лишним тысячи мест. В текущем году в детских садах будет введено еще 11 тыс. мест. На эти цели выделяется 2,3 млрд. руб. К 2016 году необходимо полностью решить такую проблему, как "очередь в детский сад" для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Важная задача в сфере демографии – увеличение продолжительности жизни. Здесь наши показатели – на уровне среднероссийских, может быть, чуть-чуть повыше, но мы обязаны ставить более высокие планки. Работать на увеличение продолжительности жизни, доходить до европейских показателей. И здесь ключевую роль играет система здравоохранения. Расходы на её модернизацию в прошлом году увеличились почти на 19% и достигли почти 34 млрд. руб. Это более четверти бюджета республики. Начали работу 9 межмуниципальных медицинских центров. Более чем на 40% сокращен объем незавершенного строительства в отрасли. Средняя зарплата врача выросла на 53% и составила 32,3 тыс. руб., это на 19% больше запланированного.
Большой вопрос – нехватка медицинских кадров, особенно на селе. Благодаря проекту "Земский доктор" в сельских больницах приступили к работе более 600 молодых специалистов. В целом проблема обеспеченности кадрами должна быть решена до 2018 года. Все эти меры позволяют нам рассчитывать на изменения не только в части укрепления материальной базы отрасли, но и в отношении самих медиков к населению. Сегодня лишь 48% – то есть меньше половины опрошенных жителей республики удовлетворены услугами в сфере здравоохранения. Такая оценка, невысокая, должна заставить медиков работать по-другому, по- новому.
Уважаемые коллеги!
Помимо задач в сфере демографии, укрепления здоровья, в республике осуществляются последовательные шаги по созданию рабочих мест, обеспечению достойной зарплаты, решению жилищных проблем.
Положительные изменения произошли на рынке труда. Уровень безработицы в республике снизился с 7,7% в 2011 году до 6,1%. В 2 раза сократилось отставание от среднероссийского значения – с 1,1% до 0,6%. Сегодня у нас сохраняется дисбаланс между спросом на рабочую силу и предложением. То есть специальность или профессиональная квалификация ищущих работу зачастую не отвечают запросам рынка труда. Наша задача – выстроить систему непрерывного образования, обеспечивающую профессиональную мобильность специалистов, их готовность работать на современных производствах. Одновременно нужно улучшать условия труда, повышать технологическую оснащенность рабочих мест. Вы хорошо знаете, что к 2020 году необходимо создать в республике более 600 тыс.современных высокопроизводительных рабочих мест. Это колоссально сложная задача. Нужно проработать отраслевые планы решения этой сложной задачи с конкретными сроками.
Важнейший социальный показатель, достигнутый в прошлом году, – рост среднемесячной заработной платы на 14% до 20,5 тыс. руб. В республике преодолен психологический рубеж в 20 тыс. руб. Это важно, и теперь повышать заработную плату можно, скажем так, не оглядываясь на эти цифры. Более чем на 15% проиндексированы размеры тарифных ставок во внебюджетном секторе экономики. С 1 июля прошлого года на 14% повышены размеры заработной платы работников бюджетной сферы. В целом в стране повышение этой категории работников произведено с 1 октября 2012 года и только на 6%.
Среднедушевые денежные доходы увеличились с 19 тыс. руб. в 2011 году до 21,4 тыс. руб. в 2012 году. Важно, чтобы эти доходы давали возможность людям обеспечивать достойную жизнь, в том числе покупать жильё! Динамика ввода жилья в прошлом году – достаточно неплохая. Введено более 2,3 млн. кв. метров, рост составил почти 10%. Эти темпы двукратно превысили среднероссийский уровень – республика вошла в число семи регионов-лидеров по объемам ввода жилья среди субъектов России и третий год подряд занимает второе место в Приволжском федеральном округе. Тем не менее, по обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя республика пока находится лишь в шестом десятке.
Наряду с активизацией жилищного строительства выросли объемы ипотечного кредитования. Объем выданных кредитов составил около 25 млрд. руб. и вырос по сравнению с 2011 годом более чем в 1,5 раза. В то же время произошло удорожание кредитов. Если год назад в среднем можно было взять кредит под 11,9%, то на начало этого года ставка увеличилась до 12,7% при среднероссийском уровне в 12,3%. И это на фоне того, что по ценам на первичном рынке жилья республика остается на 34-м месте в стране, на вторичном рынке – на 21-м месте.
Жилья, особенно доступного, социального, по-прежнему не хватает. Большинство людей не могут приобрести жилье в ипотеку. Тяжело идет расселение людей из ветхих и аварийных домов. Одним из путей решения жилищных проблем малоимущих граждан, работников бюджетной сферы является строительство жилья эконом-класса. Продолжалось финансирование социальных жилищных программ. Жилье получили 39 многодетных семей, государственную поддержку – 839 молодых семей. Жилищные субсидии выделены 774 семьям, проживающим на селе. Конечно, эти цифры небольшие для нашей республики.
В рамках снижения себестоимости жилья развивалась производственная база современного индустриального домостроения. На смену точечным застройкам, когда возводились дома элитного или бизнес-класса, необходимо переходить к комплексному освоению территорий для возведения многоквартирного жилья. C прошлого года началось активное строительство в микрорайонах "Яркий", "Инорс-4", "Затон Северо-западный", "Новое Булгаково", "Максимовка", поселка Баланово. Это позволит дополнительно ввести около 2 млн. кв. метров жилья. Для снижения затрат по строительству инженерных сетей к местам комплексной застройки создан оператор "Башкирские инженерные сети". В планах – активное освоение в Уфе Забелья. На участке площадью около 3 тыс. гектаров к 2020 году предстоит построить более 6 млн. кв. метров жилья.
Важное направление деятельности Правительства –модернизация жилищно-коммунального комплекса. В прошлом году совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ продолжалась реализация адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья. Как вы знаете, в декабре прошлого года федеральными законами продлен срок работы Фонда. Мы продолжаем с ним тесное взаимодействие в части совершенствования региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов.
В прошлом году в рамках республиканской адресной инвестиционной программы велись реконструкция и новое строительство 51 коммунального объекта на общую сумму свыше 800 млн. руб. Продолжена реализация программ по замене и модернизации лифтов, систем наружного освещения в городах и селах, а также введенная в 2011 году практика оказания финансовой помощи сельским поселениям. Каждому из них из бюджета республики на благоустройство ежеквартально выделялось по 100 тыс. руб. Эту практику, безусловно, продолжаем в 2013 году.
Сегодня важно построить прозрачные взаимоотношения поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг. Этому должен активно способствовать общественный контроль. Для поддержки советов домовых комитетов впервые по итогам прошлого года проведен конкурс на звание "Лучший многоквартирный дом". Победители, а это 100 многоквартирных домов, получат по 100 тыс. руб.
Уважаемые коллеги!
С 2011 года республика участвует в проекте по модернизации региональных систем общего образования. За два года из федерального и республиканского бюджетов на эти цели направлено более 3 млрд. руб., в том числе в 2012 году – 2,3 млрд. руб. В этом году на модернизацию наших школ будет выделено еще 1,4 млрд. руб. Благодаря этим вложениям почти в 2 раза сократилось число школьных зданий, требующих капитального ремонта или находящихся в аварийном состоянии. Благодаря поставке почти 190 автобусов в сельские районы, доля школьников, ежедневно подвозимых в базовые школы, увеличилась до 87%. В прошлом году заработная плата учителей выросла в 1,5 раза – почти до 19 тыс. рублей. А в 4 квартале она превысила среднюю по республике и достигла почти 25 тыс. руб. В этом году средняя зарплата педагогов должна быть на уровне средней заработной платы в республике.
Продолжается работа по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В прошлом году, к сожалению, выявлено более 2500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но это на 12% меньше, чем в 2011 году. 88% из этих ребятишек устроено в семьи. Это хороший показатель, то есть ребята-сироты обрели семьи. В связи с уменьшением числа таких детей с 2008 года закрыты 4 детских дома, сейчас идет подготовка к закрытию еще двух. Наша задача, вообще говоря, закрыть имеющиеся детские дома в республике – все дети будут жить в семьях. Принимаются активные меры по выделению жилья сиротам. Если в 2011 году были обеспечены 430 из них, то в прошлом году уже более 600. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, численность очередников ежегодно увеличивается примерно на 20%. Здесь много причин. Мы знаем о них, понимаем, как их решать. Я надеюсь, что в 2013 году эти показатели будут существенно лучше.
Одно из важных направлений социальной политики – государственная поддержка социально-уязвимых категорий населения. Её получатель – каждый четвертый житель республики. В прошлом году расходы на эти цели составили 15 с лишним миллиардов рублей. Введены дополнительные меры социальной поддержки малоимущих многодетных семей. С этого года на каждого ребенка, рожденного третьим или последующим, в возрасте от полутора до трех лет включительно, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 3 тыс. руб. Кроме того, с 2012 года семьи, в которых одновременно родились двое и более детей, получают ежемесячное пособие.
Важное направление нашей работы – создание условий для социализации пожилых. В рамках программы "Народный университет" в прошлом году прошли обучение основам компьютерной грамотности, иностранным языкам более 18 тыс. человек.
Продолжилась работа по обеспечению доступной среды для инвалидов. По программе "Развитие социального туризма" начали выделять отдельные квоты для инвалидов-колясочников и детей-инвалидов. В целом в прошлом году 6400 пенсионеров и инвалидов побывали в туристических поездках, среди них 138 детей-инвалидов и 66 – инвалидов-колясочников. Никогда эти люди не выезжали за пределы республики, а сейчас они имеют возможность путешествовать, смотреть, оценивать окружающий мир. И спасибо большое муниципалитетам, которые к республиканским деньгам добавляют еще и свои ресурсы, и тем самым увеличивают количество людей, которые могут приобрести такого рода путевки.
В прошлом году активизировалась благотворительная деятельность. Еще одно новое крупное направление. В муниципалитетах созданы советы по вопросам благотворительности. Расширилась сеть социальных столовых. Открыты службы "Социального такси", оказывающие на льготных условиях транспортные услуги пожилым гражданам и инвалидам. Эту важную работу по развитию благотворительности в сфере социальной защиты мы продолжим, безусловно, и в дальнейшем. У нас уже появились города, в которых благотворительность стала идейной основной деятельности муниципальных властей. Это тоже очень здорово.
Серьезное внимание уделялось развитию сферы культуры. Сегодня нужно говорить об изменении самих подходов к оценке её деятельности. За год в республике реализовано 35 крупных международных и всероссийских проектов. 45 фестивалей, конкурсов, праздников прошли в рамках Года благополучного детства и укрепления семейных ценностей. В целом в прошлом году учреждения культуры провели более 10 тыс. мероприятий. Это замечательно, но мы должны сосредоточиться не на отдельных показателях, количестве концертов и так далее, а на системном формировании многонационального культурного пространства региона.
Например, зная, что в нынешнем виде библиотеки теряют свою привлекательность, активизируем работу по обеспечению их компьютерами, доступом к сети Интернет. В Национальной библиотеке открыты два публичных электронных зала. Создан Интернет-портал библиотек республики. Наши музеи стали более посещаемыми за счет организации передвижных выставок, проведения проектов "Ночь музеев", "История – онлайн". Разработан виртуальный тур по уникальной пещере "Шульган-Таш". Гастрольную деятельность наших ведущих коллективов по Республике Башкортостан обязательно надо наращивать. И театры, и филармония, и танцевальные коллективы должны гастролировать по республике. Мы возрождаем эту традицию. Уже появились первые результаты, но пока этого еще мало. Обязательно наши люди должны видеть лучшие коллективы республики. В сфере физической культуры и спорта в прошлом году строилось 32 объекта спортивного назначения, в том числе 12 физкультурно-оздоровительных комплексов. Общий объем расходов – 2,3 млрд. руб. Введены в эксплуатацию спортивный комплекс с ледовой ареной на 2500 мест в Стерлитамаке, 50-метровый бассейн "Алмаз" в Салавате. После капитального ремонта открыт Дворец спорта в Уфе. В этом году готовятся к вводу в эксплуатацию физкультурно-оздоровительные комплексы в Янауле, Кумертау, селах Бакалы, Красная Горка, Киргиз-Мияки. Этот список можно продолжать.
Спортсмены республики успешно выступили на всероссийских и международных соревнованиях. Особенно хорошо они показали себя на XIV Паралимпийских летних играх, завоевав 12 золотых и 5 серебряных медалей. Это лучший результат среди регионов Российской Федерации. Всего в республике физической культурой и спортом занимаются около 10 тысяч лиц с ограниченными физическими возможностями. Будем создавать для них соответствующие условия, для чего необходимо завершить к концу следующего года строительство в Уфе Центра спортивной подготовки для спортсменов-инвалидов.
Уважаемые депутаты!
Для обеспечения высоких социальных стандартов нужна сильная экономика и эффективная финансовая политика. 2012 год республика завершила с неплохими экономическими результатами. Башкортостан направил в бюджетную систему страны более 440 млрд. руб. – на 16% больше, чем в 2011 году. По темпу роста налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики мы переместились с 51-го на 44-е место. Может быть, не очень высокое, но динамика видна и понятна.
Для рассмотрения вопросов увеличения собственных доходов республики создана межведомственная комиссия. Приняты республиканские законы об отмене неэффективных налоговых льгот. Благодарю депутатов за то, что они поддержали эти предложения. Реализуется план мероприятий до 2015 года по увеличению доходной части республиканского и местных бюджетов. Вы видите на слайде, что кривая роста поступлений или отчислений в федеральный бюджет круче идет, чем кривая поступлений в республиканский бюджет. Безусловно, это рассогласование не должно быть таким. Должна существовать пропорциональность поступлений налогов в республиканский бюджет по отношению к федеральному бюджету. Мы обязаны работать над этой задачей в 2013 году с тем, чтобы уменьшить эту диспропорцию. Расширяется финансовая самодостаточность муниципалитетов. С этого года налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, полностью отчисляется в бюджеты районов, в казну городских округов – 10%. Это позволит пополнить их более чем на 500 млн. руб. Расширен перечень муниципальных образований, в бюджеты которых зачисляется налог на доходы физических лиц.
Среди новаций в управлении бюджетными ресурсами – впервые сформированный трехлетний бюджет республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Работа по исполнению бюджета в соответствии с принципами программно-целевого управления, безусловно, будет продолжена.
Конечно, бюджетное наполнение непосредственно связано с развитием экономики. С ростом промышленного производства, укреплением аграрного сектора, увеличением товарного производства и роста потребительского спроса.
Главный индикатор экономического развития – валовой региональный продукт. В прошлом году он увеличился на 5%, превысив рубеж в 1 трлн. руб. В посткризисный период за 2010-2012 годы его прирост в совокупности составил порядка 20%. Рост экономики определялся, с одной стороны, положительной динамикой промышленного производства, активизацией инвестиционной и строительной сфер деятельности. С другой стороны – на него повлиял возросший внутренний потребительский спрос на фоне увеличения доходов населения и развития рынка труда.
Однако снижаются темпы экономического роста. Это обусловлено рядом причин, в числе которых эффект "высокой базы", а также усиление негативных тенденций в мировой экономике. Вы хорошо знаете, что происходит сейчас вокруг кипрской истории, где замораживаются значительные ресурсы, в том числе и российские, ослаблением внешнего спроса. Свою отрицательную роль сыграли и неблагоприятные погодные условия, которые привели к потере части урожая и росту инфляции.
В наших планах – повышение производительности труда. Это очень важный показатель. И по этому показателю мы существенно отстаем от экономик развитых стран. В республике в качестве целевого ориентира определен рост в 1,5 раза к 2018 году. И эту важнейшую задачу нам нужно решать, в первую очередь, с опорой на технологическую модернизацию действующих производств.
В прошлом году существенно укрепился статус республики как инвестиционно привлекательного региона. Это подтверждается ведущими международными и отечественными рейтинговыми агентствами. Для улучшения условий ведения бизнеса проводилась системная работа по снижению административных барьеров. Эту работу, уважаемые депутаты, мы проводили вместе с вами. Внесены изменения в республиканские законы, совершенствующие механизм предоставления налоговых льгот инвесторам.
В прошлом году совместными усилиями с "Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов" мы реализовали основные требования Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В частности, утвердили Дорожную карту внедрения Стандарта, Инвестиционную декларацию республики, разработали проект Стратегии инвестиционного развития региона до 2020 года. Такую работу в стране выполнило всего 10-12 регионов. Сегодня в перечень приоритетных входят почти 70 крупных инвестпроектов общей стоимостью порядка 390 млрд. руб. Их реализация позволит создать до 2020 года около 40 тыс. новых рабочих мест.
В прошлом году реализован ряд проектов, направленных на модернизацию действующих производств. В "Газпром нефтехим Салават" введены в эксплуатацию производственные объекты, обеспечивающие глубину переработки нефти, общей стоимостью более 12 млрд. руб. "Салаватстекло" инвестировало свыше миллиарда руб. на реализацию проекта по производству энергосберегающего стекла. На стадии завершения организация производства стального литья на Баймакском литейно-механическом заводе. Совместно с бразильским концерном "Marcopolo" ведется подготовка к серийному выпуску автобусов малого класса на базе Нефтекамского автозавода. В Уфимском моторостроительном производственном объединении проводится техническое перевооружение производственной базы для организации массового производства комплектующих для вертолетных двигателей и практически для всех типов двигателей для боевой авиации. В Ишимбае на базе машиностроительной компании "Витязь" совместно с российско-китайской компанией "Хунхуа СНГ" до конца 2015 года планируется запуск предприятия по выпуску тяжелых буровых установок для разведки и разработки месторождений нефти и газа. Годовой объем производства – около 9 млрд. руб. Первые буровые установки будут выпущены уже в этом году. Хочу напомнить, что стоимость одной буровой установки более 600 млн. руб. Предприятие будет выпускать не менее 12-15 установок в год.
Важное место в работе по привлечению инвестиций отводится взаимодействию с наиболее крупными корпорациями, институтами развития. В прошлом году Правительство республики заключило соглашения о сотрудничестве с такими крупными компаниями как "ИНТЕР РАО ЕЭС" и "ПЭТ-Технолоджи", Российским фондом прямых инвестиций. В рамках развития механизмов государственно-частного партнерства – с Внешэкономбанком. Подписано инвестсоглашение с крупнейшей австрийской компанией "Kronospan Holdings East Limited" по реализации проекта, ориентированного на развитие лесопромышленного комплекса. Республика успешно сотрудничает с инвесторами из Турции, Бразилии, Германии, Чехии, Франции. Безусловно, и в первую очередь с инвесторами нашей страны, Российской Федерации.
В прошлом году объем инвестиций в основной капитал увеличился на 8% до 233 млрд. руб. Удалось улучшить рейтинговые позиции – по объему инвестиционных вложений республика переместилась с 15-го в 2011 году на 12 место среди субъектов России. Здесь перед нами ставятся новые задачи. Доля инвестиций в валовом региональном продукте должна вырасти с 22% в 2012 году до 26-27% к 2018 году. Вообще, цифра, превышающая 25%, считается вполне достойной и определяющей развитие региона.
Целенаправленно проводимая работа по укреплению репутации республики как надежного и перспективного делового партнера способствовала увеличению почти в 2 раза притока иностранных инвестиций - до 600 млн. долларов США. При этом в общем объеме вложений прямые иностранные инвестиции продолжали занимать незначительную долю – около 10%. И это, надо честно признать, на сегодняшний день одно из слабых звеньев в развитии республиканской экономики. Но в 2013 году мы начинаем строительство крупного предприятия. Я надеюсь, что эта цифра будет совсем другой по итогам 2013 года.
Важным приоритетом в деятельности Правительства остается развитие инновационной инфраструктуры, реализация и поддержка кластерных инициатив. В частности, это кластеры химии и биотехнологий для сельского хозяйства, легкой и сверхлегкой авиации, фармацевтической и медицинской промышленности, информационных технологий, нефтесервисный, наноматериалов и производства изделий из них. В апреле прошлого года Башкортостан вошел в состав "Ассоциации инновационных регионов России". Сегодня мы реализуем совместные проекты с РОСНАНО, "Росатомом", Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В июле между Правительством республики и Фондом "Сколково" подписано соглашение о сотрудничестве и проведении совместных работ в сфере инновационного развития и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Из крупных проектов мы начали работу над созданием Всероссийского центра нефтегазовой химии на базе нефтехимических предприятий, технопарка энергоэффективных технологий совместно с компанией "РусГидро", центра прецизионного машиностроения. Для организации в республике новых производств по выпуску продукции высокой степени передела создается индустриальный парк "ХимТерра" на базе предприятия "Полиэф". Помимо этого, планируется к реализации ряд проектов в сфере биотехнологий. Очень интересное, перспективное направление. Самое главное, у нас есть компетенция, люди, специалисты, знания, институты. Мы, безусловно, должны активно заниматься этой отраслью.
В целом в прошлом году нам удалось продвинуться в части усиления инновационной составляющей экономики. Доля высокотехнологичной продукции в обрабатывающих производствах увеличилась с 7% в 2011 году до 7,5% в прошлом году. Но это, конечно, не тот темп, который нам нужен.
Около 40% промышленной продукции республики экспортировалось за рубеж. По итогам года объем экспорта товаров составил почти 12,5 млрд. долларов США. Несмотря на то, что в структуре экспорта минеральные продукты превышают 84%, увеличились поставки за рубеж машин, оборудования и транспортных средств. Безусловно, этот нас радует. Мы и дальше будем обеспечивать поэтапный переход от сырьевой модели развития к инновационной.
Промышленное производство третий год подряд развивается с двукратным превышением среднероссийских значений. В целом по отношению к 2008 году рост – почти на 30%, в том числе на 5,7% в прошлом году. Объем промышленного производства за пять лет вырос на треть. Безусловно, это результат всей нашей промышленности. Нефтедобывающими предприятиями в прошлом году добыто 15 млн. тонн нефти. Самое главное, по утверждению Башнефти, этот уровень добычи будет сохраняться продолжительное время. Вы знаете, что каждый миллион тонн нефти, добытый на территории республики, дает почти миллиард рублей налогов. Так что для нас важно сохранение такого уровня добычи.
Проведена модернизация производства на Благовещенском арматурном заводе. Объединение активов ряда производителей в единую Башкирскую содовую компанию позволит создать четвертое предприятие в мире по производству кальцинированной соды. Фактически эта новая компания планирует направить на развитие до 2020 года порядка 60 млрд. руб. Вы знаете, что там есть нерешенные вопросы по обеспеченности сырьем, по модернизации производства, по переработке отходов. Надеюсь, что с привлечением этих инвестиций будут решены эти проблемы. Но главное повысится капитализация этой корпорации.
Особая тема – развитие агропромышленного комплекса. Несмотря на засуху, сельхозпредприятия завершили год с положительным финансовым результатом – объем валовой продукции превысил 101 млрд. руб., это шестая позиция в Российской Федерации. Важно, что удалось удержать лидирующие позиции по поголовью крупного рогатого скота – 1 млн. 250 тыс. голов. Аграрии республики собрали около 2 млн. тонн зерна, мы обеспечили себя зернофуражом, картофелем, овощами и семенами. Здесь сыграла свою роль своевременная и эффективная помощь сельхозпроизводителям. Общая сумма поддержки развития АПК выросла на 9% к уровню 2011 года. На эти цели из бюджета республики направлено более 14,5 млрд. руб. и около 2,5 млрд. руб.– федеральных средств. В прошлом году приобретено 3600 единиц сельхозтехники на сумму порядка 4 млрд. руб., в том числе за счет субсидирования из бюджета республики в размере 770 млн. руб. Никогда столько техники не покупали. Речь, конечно, идет о последних годах, не говорю о советском времени. Это действительно прорыв и в этом году покупка техники будет продолжаться. Люди нам верят. Люди верят, что государство поможет им. Спокойно идут в банки, берут кредиты, покупают технику, зная, что мы обязательно будем субсидировать.
За последние два года заметно выросла инвестиционная привлекательность агропромышленного комплекса. Только за прошлый год объем освоенных инвестиций по отрасли превысил 7 млрд. руб. Сегодня реализуются 15 крупных проектов в свиноводстве, птицеводстве, звероводстве – новой отрасли для нашей республики, овощеводстве, с объемом финансирования более 43 млрд. руб. Здесь есть серьезные подвижки, и мы делаем ставку на крупных производителей.
Вместе с тем, важно развивать также малые формы хозяйствования на селе. Этот процесс серьезно тормозит отсутствие системы заготовки и сбыта продукции фермерских хозяйств и населения. И вы, уважаемые депутаты, и я, получаем многочисленные письма от наших крестьян, жителей села с просьбой организовать работу по заготовке продукции фермерских хозяйств и населения. Мы хотим решать этот вопрос через развитие потребительской кооперации. Другого пути фактически у нас нет. Работа в этом направлении начата. В прошлом году из бюджетов обоих уровней на поддержку малых форм хозяйствования было направлено более 320 млн. руб. Действуют программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм. Нужно сказать, что наиболее успешно среди программ в сельском хозяйстве реализуется ставшая уже известной не только у нас в республике, но в стране Программа "500 ферм". В настоящее время 70 реконструированных животноводческих ферм отвечают всем современным требованиям.
Наряду с этим, проблемы в сельском хозяйстве могут серьезно обостриться, поскольку на наш рынок пришли сильные конкуренты. Работа по решению этих проблем будет вестись в рамках комплексных территориальных программ.
Уважаемые депутаты!
Банковская система как финансовый проводник и источник внебюджетных средств с каждым годом играет всё большую роль в жизни республики. Растет доступность банковских офисов для потребителей, открываются новые точки обслуживания. Республика занимает передовые позиции в Приволжском федеральном округе и Российской Федерации по количеству подразделений банков – соответственно 2-е и 5-е места. Укрепление доверия к банковской системе, улучшение благосостояния жителей способствовали увеличению вкладов населения почти на 25%. Это превышает 200 млрд. руб. Только через учреждения Сбербанка зарплату получают 500 тыс. человек, или 27% от общего числа занятых в экономике. Совокупный объем выданных экономике республики кредитов вырос на 5% и сложился на уровне 665 млрд. руб.
Продолжилась реализация административной реформы. Ключевой задачей здесь стала реализация Перечня государственных услуг, их поэтапный перевод в электронный вид. Практически завершена работа по регламентации государственных и муниципальных услуг и функций. Состоялось открытие центрального офиса республиканского многофункционального центра предоставления услуг и его филиала в Кумертау. Но в 2013 и в 2014 году мы должны такую работу провести во всех муниципальных районах и городских округах республики. Сегодня эта работа наращивается, идут и дискуссии, в какой форме должны быть эти многофункциональные центры, предполагаются и передвижные варианты. Но эту работу в любом варианте мы обязаны завершить.
Уважаемые депутаты, коллеги!
Итоги прошлого года показывают, что в целом сделано в республике немало. Но впереди предстоит решить многие сложные задачи. И справиться с ними можно только сообща. В том, что наша республика уверенно входит в число ведущих регионов по уровню экономического развития, социального благополучия, качества жизни, безусловно, большая заслуга депутатов Государственного Собрания. Приняты и действуют важные законы, работающие на реализацию эффективной экономической, инвестиционной и социальной политики, повышение благосостояния жителей республики.
Нам надо продолжать усиливать парламентский контроль за исполнением законов. Жду ваших предложений по обеспечению повышения доходов республиканского и местных бюджетов. В сфере нормотворчества вырисовывается одна проблема. Правительство вносит законопроекты, Госсобрание принимает соответствующие законы, а затем министерства, которые обязаны принять соответствующие подзаконные акты, не делают этого. Так, по утвержденным в прошлом году законам Министерство здравоохранения и Министерство образования не приняли по 5 подзаконных актов, Государственный комитет по строительству и архитектуре – 3, Управление по организации деятельности мировых судей – 4. Министерство экономического развития до сих пор не приняло 6 подзаконных актов по закону, принятому еще в 2011 году. Так не пойдет, это не работа.
Таким образом, на сегодняшний день в полной мере не работает целый ряд законов – об охране здоровья граждан, образовании, бесплатной юридической помощи, инвестиционной деятельности, о мерах по защите прав "обманутых дольщиков",обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не в полной мере работают эти законы. Я прошу и требую от курирующих заместителей Премьер-министра Правительства республики обратить особое внимание на эту проблему и разрешить ее в ближайшее время. Законопроекты должны готовиться вместе со всем пакетом подзаконных актов, механизм их применения должен быть продуман изначально. Наша задача – чтобы законы после их принятия и обнародования сразу начинали реально работать с пользой для каждого жителя республики. И не надо ссылок на то, что не готовы федеральные нормативные акты, подзаконные документы. Не надо этих ссылок, надо, чтобы законы работали немедленно.
Уважаемые депутаты, коллеги!
Стоящие перед нами задачи придется решать на фоне внешних и внутренних вызовов – кризиса мировой экономики, замедления экспорта энергоносителей, усиления конкуренции регионов в гонке за ресурсами, снижения численности населения трудоспособного возраста.
Мы должны адаптировать свою деятельность к жестким рыночным условиям. Работать, как раньше, по старинке, при всем желании – не получится. Сегодня требуются новые решения, нестандартные подходы. Нам нужно усиливать проектную составляющую в нашей деятельности, принимать масштабные, креативные решения. Выгодно отличающие нас от соседей и работающие на опережение. Нужны крупные общероссийские, международные программы и проекты.
И такая практика уже есть. У нас появляются управленческие инструменты, которые могут выступать комплексными драйверами развития экономики и социальной сферы. Например, подготовка республики к проведению в Уфе саммитов стран ШОС и БРИКС, мировым спортивным первенствам. Крупные международные форумы вызывают повышенный интерес инвесторов, дают толчок для развития целого ряда отраслей. Мобилизуют нас на укрепление спортивной, транспортной, гостиничной инфраструктуры, благоустройство наших городов.
Башкортостан должен быть на слуху как один из самых продвинутых российских регионов. С крепкой экономикой, мощной нефтепереработкой и машиностроением. С лучшими рейтингами в части инвестиционной привлекательности. Высокими достижениями в культуре, образовании и науке. Нас должны знать и искренне уважать. У нас для этого есть все.
Уважаемые коллеги!
Нас ждет трудный 2013 год. По многим параметрам он будет сложнее, чем 2012 год. Я уже сказал о том, что мировой кризис вкладывает свою лепту в то, что происходит. И спрос уменьшается, в том числе и на нашу продукцию. Но нам надо выдержать. Мы взяли на себя большие обязательства. Мы уже показали людям, что можем нормально, эффективно работать. И добиваться хороших результатов, несмотря ни на что. Я думаю, что благодаря труду наших граждан Башкортостан еще основательнее закрепится в числе наиболее инициативных и динамично развивающихся регионов Российской Федерации.
Спасибо за внимание. Рахмат.
А теперь я готов ответить на ваши вопросы.
Виктор Сандаков: Есть ли вероятность того, что вопрос обманутых дольщиков будет решен окончательно и нет ли риска появления новых обманутых дольщиков?
Рустэм Хамитов: Я бы сказал так, что не только "вероятность", но полная уверенность в том, что мы решим этот вопрос по обманутым дольщикам в 2013 году. Очень тяжелая задача, очень запутанная история. Криминальная. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, большими деньгами, подкупами, обманами и прочими делами. У нас, вы знаете, в 2011 году удалось уже продвинуться в этом вопросе, и в 2012 году мы решали эти задачи. Сейчас фактически в Уфе только остались: микрорайон "Солнечный", который нужно довести до кондиции и в основном завершить работу, микрорайон "Зеленый берег" и "Седьмое небо" - вот три таких глобальных проекта, на которых на сегодняшний день сосредоточено внимание, в том числе и Правительства Республики Башкортостан.
Риски того, что появятся обманутые дольщики, – есть. Я об этом говорил неоднократно. Законодательство сформировано таким образом, что никоим образом не защищает простых людей от произвола тех, кто собирает деньги и пытается их обманывать.
И в этой части я прошу депутатов еще раз внимательно посмотреть наше законодательство. Может быть, где-то внести корректировки в тексты закона, который вы приняли, кстати, с тем, чтобы эта защита была надежной и сильной.
Конечно, решать этот вопрос очень тяжело. Жулики обманули людей, положили деньги в карманы и сейчас делают вид, что они ни при чем. Нам приходится направлять ресурсы республики на то, чтобы решить эту проблему. Те обогатились, а мы сегодня решаем эту задачу. У нас уже менее двух тысяч человек там осталось. Самый большой, конечно, микрорайон "Солнечный" - более тысячи человек. Думаю, что в этом году мы его введем в эксплуатацию. Занимается Фонд жилищного строительства решением этой проблемы. Мы ее решим.
Ильдар Габитов: Уважаемый Рустэм Закиевич, в соответствии с известными Майскими Указами Президента России Путина была поставлена задача к 2015 году - очереди в дошкольные образовательные учреждения должны исчезнуть. Сделано в республике немало за прошедший период. Более детально: в последующем что планируется? Как планируете решить эту проблему?
Рустэм Хамитов: Спасибо за вопрос. У нас сегодня, вообще говоря, демографический рост наблюдается. Это, наверное, самый главный показатель жизни в нашей республике. И мы знаем, что количество детей будет прибывать в ближайшие не только год-два, но, я надеюсь, и пять лет. Мы по каждому району, городу, муниципалитету выстроили диаграммы, показывающие, как будет идти этот рост. Могу сказать, что к 2016-2017 году количество детей от трех до семи лет вырастет у нас еще на 40-45 тысяч. Нам нужны детские сады. Мы сейчас радуемся тому, что ввели 14 тысяч мест. В этом году будет 11 тысяч мест. И планируем к 2016 году завершить эту работу. Но если рождаемость будет прирастать, то, конечно, нам придется внести коррективы в эти планы. Только за счет бюджетных ресурсов, за счет строительства новых детских садов нам эту задачу не решить. Нам нужны другие формы устройства детей. Это и частные детские сады, семейные детские сады, детские сады неполной смены. В этой части мы пока еще не очень хорошо ведем работу, но уже она началась. С боем мы пробиваем в Уфе частные детские сады. Коллеги – обращаюсь к главам муниципалитетов – поймите, что без частников мы в этом вопросе не справимся. Каждый детский сад – даже если мы будем строить по цене 500-600 тысяч рублей за одно новое место – обходится нам в сотни миллионов рублей. А нам надо решать вопросы повышения заработной платы. Я называл эти цифры. Потребность в деньгах по выполнению Указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы бюджетникам, в части строительства новых садов и так далее и так далее – порядка восьмидесяти миллиардов рублей на три года: тринадцатый, четырнадцатый и пятнадцатый. Мы с вами сверстали бюджет на трехлетку, зная, что у нас пока около сорока миллиардов рублей есть в бюджете. Нам надо еще искать ресурсы. Понятно, что мы не справимся без помощи федерального центра, но что касается частной проблемы – детских садов – конечно же, нужно не только строить новые и вводить в эксплуатацию в свое время "выведенные" детские сады, но и привлекать другие формы. Может быть, деньги давать людям, компенсировать часть затрат на посещение детей в частных детских садах. Другие формы. У нас Лилия Салаватовна ездила и смотрела опыт Самарской области. Эти все формы и методы мы, конечно же, будем использовать. Количество детей растет – это хорошо и мы будем способствовать тому, чтобы это все было. Хотя, конечно, нам еще далеко до тех цифр, которые были в 1960-х годах. Я неоднократно говорил об этом. В 1960-м году в республике при общей численности меньше, чем сегодня, родилось более ста тысяч детей. Сегодня мы радуемся шестидесяти тысячам. Вот у нас какой запас большой – работать надо в этом направлении.
Михаил Бугера: Уважаемый Рустэм Закиевич, в последние годы отмечается увеличение числа обращений наших граждан с жалобами на усиление загазованности атмосферы в крупных городах. Я как депутат представляю Калининский район города Уфы и имею с этим дело непосредственно в работе с избирателями округа. Администрация и Совет городского округа, конечно, принимают, исходя из своих полномочий, определенные меры. Но этих полномочий иногда не хватает. Правительство республики планирует или уже что-то делает в этом направлении? Спасибо.
Рустэм Хамитов: Спасибо. Вы уже сказали, что не хватает полномочий у местной власти. Да и у республиканской власти не хватает полномочий. Сегодня надзор и контроль в области охраны окружающей среды целиком сосредоточен на федеральном уровне и у нас есть совершенно небольшие возможности для того, чтобы регулировать правоотношения и состояние дел в этой важной, нужной для нас области. И, тем не менее, конечно, проблемы существуют. Загазованность не только в Уфе, Салавате, Стерлитамаке, но и других городах республики есть. Хоть и говорят, что большую лепту вносит автомобильный транспорт – а это так – но продолжают "газовать" и наши крупные предприятия. И не только крупные, но и средние, и мелкие предприятия. Сегодня посмотрите номер газеты "Республика Башкортостан" - там есть небольшой анализ в этой части: что делают средние и мелкие предприятия. Вот такой "клоп" сидит в промышленной зоне и, извиняюсь, "воняет" на всю округу. Поймать очень тяжело – он, этот клоп, паразит маленький, спрятался - и не видно его, и по ночам выпускает этот газ. Конечно, нам нужны автоматизированные системы, которые определяют состояние атмосферной среды. Нам нужны газ-анализаторы на всех выбрасывающих установках. Это большие деньги, большие ресурсы. Мы подписали соглашения (Правительство имеется в виду) с Башнефтью. И там все газовые установки, которые выбрасывают в атмосферу горючие газы, будут оснащены современными датчиками, будет установлено две или три стационарных устройства для определения. И, кроме того, безусловно, нужны и автомобили, оснащенные лабораториями. Уфа уже закупила такой автомобиль или Минприроды – работа такого рода уже ведется. Надо усиливать контроль. Если совести у тех, кто выбрасывает по ночам и в штилевую погоду эти вонючие газы в атмосферу, нет, тогда их надо хватать за руку и привлекать к ответственности. Это большая работа, в том числе и для природоохранной прокуратуры. Есть природоохранный прокурор в республике – он отвечает за надзор в этой области. Ни у одного из сидящих в зале нет таких полномочий. Он должен активно работать. Должны работать активно надзорные структуры федеральных органов.
Год охраны окружающей среды – 2013 год – и в Российской Федерации, и у нас в Республике Башкортостан. Конечно, каждый такой случай по выбросу в атмосферу и вбросу в водоемы надо рассматривать как вызов обществу. Безусловно, в этой части надо потуже гайки закручивать. Не надо бояться. Мы отвечаем. Мы, здесь в зале находящиеся люди, отвечаем за общество, за здоровье людей. Конечно, мы должны все делать. Должны все делать для того, чтобы люди спокойны и довольны в этой части.
Вадим Соколов: Уважаемый Рустэм Закиевич, год назад Правительством Республики Башкортостан была принята пятилетняя республиканская программа "500 ферм". Каковы первые результаты ее реализации? Спасибо.
Рустэм Хамитов: Я уже в своем выступлении коснулся этой темы. Могу более подробно рассказать. Почему мы пошли на эту программу? Ясно однозначно совершенно, что мы сегодня проигрываем в производительности труда в сельском хозяйстве. Себестоимость нашей продукции существенно более высокая, чем у наших конкурентов. Я имею в виду – зарубежных. Да и в России есть уже современные предприятия, которые хорошо и здорово работают в этой области. Мы с вами побывали в Белоруссии, увидели, что с учетом дотаций себестоимость молока составляет шесть-семь, редко – восемь рублей. У нас я езжу по районам – и у вас был в хозяйстве. У вас дела идут неплохо совсем. Не буду называть хозяйство. Спрашиваю "Какая себестоимость?" - "Пятнадцать рублей" - " Дорогой, а как ты вообще собираешься конкурировать? Как ты собираешься конкурировать? Что будешь делать, когда придет ВТО?" Это был разговор год назад. Собственно стало понятно, что нам нужна быстрая модернизация наших агропредприятий. И эта хорошая идея, добрая идея сегодня захватила всех. Если в прошлом году более семидесяти ферм реконструировано в рамках этой программы, то на этот год уже заявок более ста тридцати. Конечно, это нагрузка, в том числе и на бюджет. То, что в прошлом году более пятисот миллионов было направлено по этой программе, – на семьдесят. Если сто тридцать в этом году – нужен уже миллиард. У нас с вами есть дефицит, у нас с вами есть обязательства по социальным программам, но нам этот миллиард нужно искать. Нужно искать. Те, кто не был на вновь реконструированных фермах – тем просто настоятельно рекомендую посетить. Вам как депутатам посмотреть, как было и как стало. Какие условия работы. Как люди довольны – главное – тем, что у них все появилось: молокопроводы, современные доильные залы. Условия содержания скотины очень хорошие. Все по-другому. Это то, что называется "специализация" в сельском хозяйстве. Поэтому, безусловно, эти программы по помощи аграриям будут продолжаться. Это наше обязательство, которое не пересматривается ни при каких условиях. Кроме того, я могу сказать, что сейчас на посевную мы закладываем значительные ресурсы для того, чтобы эту погектарную помощь каждому сельхозпроизводителю оказать. Есть федеральные ресурсы – около пятисот с лишним миллионов рублей, мы добавляем около трехсот миллионов рублей. Кроме того, безусловно, мы рассчитаемся по субсидированию покупки сельхозтехники – об этом я уже говорил. И окажем помощь тем районам, которые пострадали в засуху. Это тоже нужно сделать обязательно, потому что по ряду хозяйств у нас еще на сегодняшний день не решены все вопросы. В том числе и с семенами. Я не говорю про подготовку техники и так далее. Так что будем всем миром помогать. Никогда, ни при каких условиях помощь для крестьян, для сельского хозяйства мы уменьшать не будем. Занимать будем, но будем помогать. Спасибо.
Юрий Шевелев: Рустэм Закиевич, сегодня каждый регион стремится пригласить к себе серьезных инвесторов. Какими видятся вам конкурентные преимущества Башкортостана при решении этой серьезной задачи в среднесрочной и долгосрочной перспективе? Спасибо.
Рустэм Хамитов: Собственно говоря, здесь ответ очевиден. Регион должен создавать условия для инвестора. Инвестор приходит со своими деньгами. Представьте себя на месте инвестора. Вы идете на какую-то неизведанную территорию. Вы, безусловно, изучаете все: что за люди там живут, какие условия, какие административные препоны существуют, каково законодательство, кто возглавляет этот регион, что за депутаты в Государственном Собрании и так далее, и так далее – все изучается. Потому что вы же рискуете своими деньгами. Своими. Личными. Реже – может быть корпоративными какими-то ресурсами. Поэтому мы в этой части просто должны быть надежными партнерами. Постоянно общаться с этими людьми. Создавать им комфорт, создавать им условия, чтобы они поверили. Я уже называл ряд проектов, которые будут реализовываться в этом году у нас. В июне месяце мы должны начать стройку предприятия "Кроношпан". До 2017 года объем инвестиций предполагается 20 миллиардов рублей. Будут перерабатывать три миллиона кубов брусовой древесины, выпускать хорошую продукцию. Мы за этого инвестора боролись. Боролись с нашими соседями. Мы выиграли. Несмотря на то, что в некоторых регионах существовали, может быть, даже и более выгодные условия. Но я сам лично встречался с этим человеком. Лично продолжаю контакт с ним. Он приезжает часто. Или по электронной почте, или по телефону – общаемся постоянно. Он нам верит. Он говорит "Я знаю, что вы все сделаете". Делать нам нужно много. Нам надо построить инфраструктуру – дорогу автомобильную и железную, подвести воду, электроэнергию, газ, канализацию и так далее. Большие затраты. Но в результате он нас подвигнул к тому, чтобы мы сформировали индустриальный парк, что этим парком заинтересовались и другие инвесторы в том числе. В начале апреля мы вылетаем в одну из стран для проведения переговоров по строительству в республике крупного предприятия химической отрасли. Заинтересован инвестор и готов с нами работать и подписать соглашение. Я уже сказал про Ишимбай. "Уралвагонзавод" - немаленькое предприятие России - выбрало нас площадкой для производства тяжелого бурового оборудования и вагонов для перевозки сыпучих грузов. Мы пока скромно говорим об объемах в восемь-девять миллиардов рублей, но на самом деле, конечно, считаем больше. Мы активно работаем над формированием этого мощного химического кластера. Не только "Газпром Нефтехим Салават", но и Башнефть. Уже ясно, что в Салавате будет строиться каталитический крекинг. Уже ясно, что в Салавате будет строиться производство по выпуску компонентов для красок самых разных. Ясно, что Башенфть наращивает свое химическое подразделение и планирует очень крупные инвестиции по строительству ряда производств. Но мы же эти идеи даем. Мы с вами. Они могли жить спокойно, не тужить. Но мы толкаем их в эту сторону, говорим: "Давайте стройте, делайте". Мы формируем условия для того, чтобы они заразились этой идеей, им стало интересно. И они ищут ещё и инвесторов. Так что это наша совместная деятельность – депутатского корпуса, ещё раз говорю, муниципалитетов, Правительства Республики Башкортостан. В этих вопросах, как и во всех других, безусловно, мы действуем единым фронтом.
Понятно, что есть оппоненты, которые пытаются опрокинуть необходимость такого рода строительства. Умозрительно рассуждают о чем-то, не зная, или не понимая, или ошибаясь, что простительно, проще говоря. Но эту работу надо вести, вести очень сильно, очень мощно. Это один из шансов на то, чтобы мы пробились. Нам обязательно эту работу нужно выполнить. Спасибо.
Олег Полставалов: Рустэм Закиевич, я хотел бы выразить искреннюю признательность за то кадровое решение, которое случилось по Башкирскому Государственному Университету. Я думаю, что руководство республики не находилось в стороне от этого решения. Конечно, это Министерство образования и науки России приняло подобное решение. Мы наконец-то избавлены от руководителя, который совершенно не отвечал критериям руководителя вуза. Но суть не в этом. Владимир Владимирович Путин в своих предвыборных речах говорил о том, что задача Единой России, в том числе и его, как президента – поднять до средней по региону заработную плату в вузах. Если брать модель нашего университета, то зарплата (вообще средний показатель заработной платы – штука лукавая), зарплата ректора где-то в районе миллиона рублей в месяц, а зарплата рядового профессора где-то в районе 18-22 тысяч рублей в месяц. Я не говорю о надбавках, у кого-то какие-то надбавки установлены, опять же, по принципу личной привязанности. Может быть, выйти на федеральный уровень с предложениями внебюджетные средства использовать? Сейчас нынешняя стратегия решения этой задачи сводится к тому, что в формате ливановского закона об образовании количество преподавательского состава в вузах должно сократиться на 47% к 2018 году. Конечно, так легко поднять зарплату до средней по региону. Может быть, всё-таки внебюджетные средства получат целевое распределение, может быть, депонировать какие-то средства на социальные нужды преподавателей. Институт права зарабатывает в месяц девяносто миллионов, а на зарплату тратятся копейки. У нас доценты получают нищенскую зарплату, где-то в районе 11-12 тыс. Это же просто позор для флагмана образования в республике.
Рустэм Хамитов: Согласен. Спасибо за вопрос. Что касается кадровых решений, это, безусловно, прерогатива Министерства образования Российской Федерации. А что касается заработных плат, вы справедливо говорите о том, что эта заработная плата, просто не соответствует сегодняшнему дню и не выдерживает никакой критики. Как быть? Безусловно, и бюджеты субъектов Российской Федерации, по мнению федеральных органов, должны помогать. Как помочь? Ведь в федеральные учреждения передавать ресурсы из бюджета республики мы не можем. Вот внутри вуза, вы же сами говорите, 90 млн. вы зарабатываете, а сколько на зарплату уходит? Ну, сколько? Миллион, два, три, пять?
Олег Полставалов: Я не берусь ответить. У нас состав преподавателей 170 человек, единицам, профессорам, которых 10 человек, мы платим где-то по 10000 в месяц.
Рустэм Хамитов: Это безобразие. Так же безобразие, как и этот фантастический разрыв между зарплатой ректора и профессора. В моём понимании профессор - это главный человек. Преподаватель – это главный человек, не ректор. Ректор – это организатор и так далее, и так далее. Но главный человек – это профессор. Но если в вашем вузе, вы говорите, так. У нас здесь есть ректоры, и я не хочу открывать дискуссию. Но профессор, безусловно, должен получать достойную заработную плату. 18 тысяч… Это, наверное, базовая ставка? Давайте так: подходите, пообсуждаем эту тему. Подумаем, как привлечь, может быть, внебюджетные источники, как создать эту базу, для того, чтобы зарабатывала профессура. Научная хоздоговорная работа, безусловно, должна быть – так ведь? В этой части мы подталкиваем наши предприятия, чтобы они заключали договоры с вузами, университетами республики. Коллеги, это вопрос такой сложный на самом деле, все мы учились в вузах, все мы знаем, что это такое. В советское время доцент получал 320 рублей. Профессор получал 500-600 рублей. Ректор, наверное, где-то на таком же уровне, если он был профессором. Сейчас, конечно, разница между 20 тысячами и, ну миллион – не миллион, даже 300 тысяч или 500 тысяч, конечно, колоссальная. Эта задача есть, её надо решать. Пожалуйста, подходите, давайте ещё раз подумаем, как республика может помочь в этой ситуации.
***
Стенограмма брифинга для журналистов:
Альбина Хайруллина (телеканал БСТ): Рустэм Закиевич, Вы сегодня подвели итоги за 2012 год, отметили достижения в сфере АПК, в социальной сфере, в экономике. Вы, как Президент, какие из них считаете самыми главными?
Рустэм Хамитов: Я уже неоднократно говорил об этом. Самое главное – у нас родилось 59 тысяч ребят. 59 тысяч новорождённых для нас очень хороший показатель, хорошая цифра. Это, вообще говоря, самый лучший результат, начиная с 1991 года. Будут люди – будет республика, будет страна. Так что, в этой части останавливаться не надо. Наша следующая цель – 60 тысяч детей. 2013 год в этой части начинается неплохо: мы видим, что в ряде районов и городов рождаемость выросла по отношению к 2012 году. Дети – это, прежде всего, и последующее решение вопроса детских садов, яслей, обеспечение малоимущих семей. В этой части мы тоже помогаем, и будем помогать. Потому что главный результат – это дети, это хорошая рождаемость в республике. Всё остальное уже приложится. Ну, и кроме того, хорошая рождаемость свидетельствует о том, что люди начали верить в то, что будет перспектива, будет помощь, будут возможности для обучения ребят. Это хороший результат.
Галия Набиева (агентство "Башинформ"): Рустэм Закиевич, бывший министр финансов России Алексей Кудрин озвучил новую инициативу реформы власти в регионах. В частности, предлагается перейти к формированию правительства на основе выборов в заксобрании. Как Вы относитесь к идее парламентского правления в регионах?
Рустэм Хамитов: Я сегодня утром прочитал это сообщение. Ещё до конца не вник в то, что он предлагает. Но, на мой взгляд, переход к парламентским вариантам прямой власти в субъектах Российской Федерации входит в противоречие с тем, что есть на федеральном уровне. На мой взгляд, руководителя региона надо избирать. Законодательство сформировано. Все уже понимают, это неизбежно, что называется. Кроме того, население, мы тоже проводили социологический опрос, подтверждает, что нужно избирать руководителя: 65-67% жителей республики говорят о том, что руководителя республики надо избирать. Практика показывает, что в субъектах Российской Федерации должен быть руководитель, избранный населением, имеющий достаточные полномочия для решения всех больших, сложных задач, которые имеются на сегодняшний день.
Азат Самерханов (телеканал "Вести-Башкортостан"): Рустэм Закиевич, можно вопрос не по теме итогов года? Сегодня все говорят о хоккее. Я знаю, что Вы тоже следили за противостоянием "Салавата Юлаева" и "Ак Барса". Как оцениваете выступление спортсменов?
Рустэм Хамитов: Сегодня болельщики "Салавата Юлаева" провели плохую ночь. С одной стороны, проиграли вчера в решающем матче "Ак Барсу". С другой стороны, нам упрекнуть хоккеистов, тренеров не в чем. Мы, болельщики, вообще говоря, довольны, что команда показала волю, характер, сражалась очень здорово. И, собственно, немного не повезло. Это спорт. В спорте бывает всё. Я хотел бы поблагодарить хоккеистов, тренеров, спонсоров, болельщиков за то, что происходило в республике в последние две-три недели, когда наша команда играла в плей-офф. Хорошее настроение у нас, тем не менее, несмотря на проигрыш. Мы знаем и понимаем, что создана хорошая команда. Мы будем за неё болеть и в 2013 году и в 2014 и все последующие годы. Конечно, пожелаем ей успехов. Так что расстраиваться не надо. Все самые большие победы ещё впереди. Я в это верю. Я точно знаю, что так и будет.
Артур Асафьев (газета "Коммерсант"): Рустэм Закиевич, Вы упомянули в своём докладе, что кривая отчислений в федеральный бюджет постоянно становится круче, чем в республиканский бюджет. Почему сложилась такая диспропорция и что нужно делать: добиваться перераспределения налогов?
Рустэм Хамитов: На слайде были представлены цифры поступлений в бюджет. Если приплюсовать сюда поступления в социальные фонды – Пенсионный, Соцстраха – то примерно пропорции будут выдержаны. Но этого всё равно нам мало. И, конечно же, мы доказываем в Министерстве финансов России и на уровне Правительства Российской Федерации, что значительная часть налогов должна оставаться в Республике Башкортостан. Мы говорим о возвращении к истокам федерализма. Мы говорим о том, что у республик должно быть больше полномочий, в том числе, не только в получении денег, но и в контрольно-надзорной части, в управлении ресурсами своими, в решении задач жилищно-коммунального комплекса, в решении задач по заработной плате, труду и так далее. У нас на сегодняшний день полномочий очень немного. И в финансовой части, и в бюджетной части, и в контрольной деятельности. Поэтому мы не молчим, мы действуем. Я надеюсь, что нам удастся поправить цифры в 2013 году. Удастся.
Станислав Шахов (газета "Комсомольская правда"): Рустэм Закиевич, наша газета готовит материал о машинах, на которых ездят госслужащие. Сразу несколько глав районов объявили недавно тендер о покупках достаточно дорогостоящих авто. Как Вы к этому относитесь и не собираетесь ли менять свою машину в ближайшее время?
Рустэм Хамитов: Свою нет, сразу скажу. Тот парк, который мне достался по наследству, вполне в приличном состоянии. Я думаю, что можно ещё несколько лет ездить, не думая о том, что машину надо менять. Я этого делать не собираюсь. Что касается глав районов, здесь ситуация разная. Есть у нас очень удалённые районы, не то, что труднодоступные, но где есть проблемы передвижения зимой. Здесь мы иногда идём навстречу и разрешаем, чтобы они покупали автомобили повышенной проходимости. Хотя, я считаю, конечно, что в этом вопросе надо быть скромным. Тратить огромные ресурсы на транспорт, ну, просто-напросто это неверно и неперспективно. И люди этого не понимают. Есть машины, которые собираются на наших предприятиях (Тойота Камри), очень неплохие. Не такая дорогая Королла. Есть небольшие джипы, на которых можно ездить внутри района. Собственно говоря, выход и решение этой проблемы есть.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.