Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Взлет "Бристоля": почему алкогольная сеть растет в среднем на 114% в год. "РосБизнесКонсалтинг". 24 ноября 2018

Ретейлер "Бристоль" впервые попал в рейтинг РБК "50 быстрорастущих компаний России". Алкогольная сеть "табачных королей" России Игоря Кесаева и Сергея Кациева сразу оказалась в первой пятерке
Нижегородский алкогольный ретейлер "Бристоль" впервые стал участником рейтинга РБК "50 быстрорастущих компаний России", сразу оказавшись в первой пятерке списка. Это выше, чем у его главного конкурента и лидера сегмента сетей, специализирующихся на торговле алкоголем, — челябинская "Красное & Белое" (КиБ) заняла девятое место.
"Бристоль" торгует алкоголем в среднем и нижнем ценовых сегментах и, подобно конкуренту, до недавнего времени развивался в провинции, работая в 30 регионах. В 2017 году выручка компании выросла на 60% и составила 67,4 млрд руб., а количество магазинов превысило 3500 (у "Красного & Белого" — 210 млрд руб. выручки и 5268 точек). Прогноз на 2018 год — 95 млрд руб.
"Бристоль" принадлежит "табачным королям" и одним из самых непубличных российских миллиардеров Игорю Кесаеву и Сергею Кациеву, основателям ГК "Меркурий". Российский Forbes в 2018 году оценил их состояния в $2,4 млрд и $950 млн. В 1990-е годы компания создавалась для импорта алкоголя и табака, сейчас это огромный многопрофильный холдинг. Один лишь табачный дистрибьютор "Мегаполис" (входит в "Меркурий") с выручкой в размере 656 млрд руб. занял пятнадцатое место в последнем рейтинге крупнейших компаний России РБК 500.
"Мегаполис" — эксклюзивный поставщик продукции транснациональных табачных компаний Japan Tobacco International (JTI), Philip Morris International (PMI) и Imperial Tobacco Group. По данным Nielsen, в 2017 году эти компании занимали 66% российского рынка табака. До января 2018 года контроль в "Мегаполисе" принадлежал структурам Кесаева и Кациева, затем, как следует из отчетности Megapolis Distribution B.V., их доля снизилась до 49,85%: по 23% у PMI и JTI, владелец оставшихся 4,2% не раскрывается.
Кесаеву и Кациеву также принадлежат ГК "Дикси" (сети "Дикси", "Виктория") и активы вне потребительского рынка. Среди них — автоперевозчик "СовинтерАвтосервис", "Меркурий Девелопмент", Горевский ГОК, завод "Турбохолод", Завод имени Дегтярева.
Диверсификация как спасение
Создание сети "Бристоль" выглядело попыткой владельцев "Мегаполиса" компенсировать последствия введения "антитабачного закона", который запрещает продажу табачной продукции в нестационарных объектах торговли, то есть киосках и павильонах. К моменту его внесения на рассмотрение в Госдуму в 2012 году через этот канал продавалось более трети сигарет компании. По оценке Euromonitor International объем российского табачного рынка в натуральном выражении снижается шесть лет подряд: если в 2012 году он составлял 370,8 млрд сигарет, то в 2017-м — уже 258 млрд.
В том же 2012 году уже работало несколько магазинов "Бристоль", стартовой точкой сети стал Нижний Новгород. Здесь и в Омске также развивается малый формат "Бристоль-Экспресс" (в основном продает табачные изделия), он начинался с торговой недвижимости, выкупленной "Мегаполисом" у одного из своих нижегородских оптовиков, "Юпитер-НН".
"Бристоль" сразу задумывался как масштабный проект, говорит представитель компании, основателям хотелось всероссийского масштаба. И хотя сеть строилась с оглядкой на главного конкурента — в 2012 году Кациев, курирующий в холдинге направление ретейла, вместе с бывшим президентом "Дикси" Ильей Якубсоном даже приезжали в Челябинск для консультаций с основателем "Красного & Белого" Сергеем Студенниковым, — у нее были неплохие конкурентные преимущества. Компания масштаба "Мегаполиса", который кроме табака занимается дистрибуцией бакалейной продукции, энергетических напитков и т.п., имеет большие преференции в закупках партий товаров.
За два года "Бристоль" разросся до 900 магазинов и по плану владельцев затем должен был объединиться с ГК "Дикси", сохранив бренд и став отдельным дивизионом. С 2014 года сети начали объединять некоторые операционные подразделения, а в мае 2015 года "Дикси-Юг" за 1,78 млрд руб. купила 31,5% долей ООО "Альбион-2002", операционной компании "Бристоль". Таким образом ее пакет увеличился до 33%, и покупка должна была стать первым этапом слияния. Одновременно с этим "Мегаполис" сообщил, что Кациев отошел от операционного управления "Мегаполисом", чтобы сосредоточиться на развитии "Бристоля".
Но сделка по выкупу оставшихся 67% долей "Бристоля" в итоге не состоялась: сначала ГК "Дикси" намекала, что слияние может не состояться, поскольку рынок изменился, затем объединение и вовсе запретила ФАС. Структура "Дикси" вернула акции "Бристоля", совершив обратную продажу (33% акций были переданы кипрскому офшору Kronia Limited). Кациев в марте 2018 года вернулся на пост гендиректора табачного дистрибьютора.
"Как показало время, "Бристоль" успешно развивается как самостоятельный проект", — говорит представитель компании. "Каннибализации" продаж акционеры не опасаются, так как у сетей разные товарная матрица и профиль потребителей.
Не только "алко"
Несмотря на ужесточение законодательства в отношении производства и сбыта алкогольной и табачной продукции и снижение их потребления в России, алкомаркеты не первый год становятся рекордсменами по росту выручки. Лидерам этого сегмента удается отъедать покупателей у FMCG-сетей — неприхотливость в выборе помещений и малый метраж торговых точек позволяют подбирать площадки, которые не подходят другим ретейлерам. Кроме того, они намеренно открывают магазины рядом с точками крупнейших продовольственных ретейлеров: "Пятерочки", "Магнита" и так далее.
Уводить потребителей помогают ценовая политика и ассортимент. КиБ и "Бристоль" делают упор на недорогой алкоголь из-за его высокой оборачиваемости, и их аппетит к маржинальности алкогольной и табачной продукции меньше, чем у обычных ретейлеров, а значит, меньше и конечная цена, говорит партнер Bain & Company Евгений Белащенко.
Тон в нише задают КиБ и "Бристоль", отмечает далее Белащенко: весь объем российского рынка специализированных алкогольных сетей оценивается в $7,5 млрд, около 50% занимает челябинская компания, примерно 15–20% — у "Бристоля", оставшаяся доля приходится на прочие сети, как работающие в экономсегменте ("Норман", "Горилка" и др.), так и премиальные ("Ароматный мир" и др). Последние занимают 10% рынка.
Приучив потребителей приходить за недорогим алкоголем, алкомаркеты пытаются дрейфовать в категорию "магазинов у дома", постепенно избавляясь от приставки "алко". Уже сейчас на алкоголь приходится примерно 65% ассортимента у "Красного & Белого", говорит Белащенко. У "Бристоля" — только 30%, утверждает представитель сети. Остальное — бакалея, овощи-фрукты, сладости и другие товары. Кроме ассортимента под СТМ в "Бристоле" продается и продукция компаний Кациева: минеральная вода "Нижний Кармадон" и фрукты компании "Казачий хутор" из Северной Осетии.
"Нельзя сказать, что у этих компаний блестяще получается торговать новыми категориями, но они постепенно учатся наполнять корзины потребителей и другими товарами", — говорит Белащенко.

Для справки: Название компании: Альбион-2002, ООО (Торговая сеть Бристоль) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Рады сообщить, что в июле мы актуализировали один из самых востребованных бизнесом продуктов INFOLine – базу «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. 2025 год».

Для клиентов, приобретающих годовой обзор «Розничная торговля Food и потребительский рынок России ‘2025», действует скидка 50% на реестр.

спецпред FMCG_база 200.jpg

Данные базы предоставляются в формате excel.

Параметры реестра:

  • Контактная информация (компания, бренд, основное операционное юридическое лицо, тип сети, специализация, фактический адрес, телефон, е-mail, сайт, соцсети).
  • Менеджмент компании (генеральный и финансовый директора, руководитель по электронной коммерции и IT, директора по закупкам, логистике, маркетингу, развитию, франчайзингу).
  • Операционные показатели:
    • количество собственных торговых объектов по форматам (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер и магазин у дома),
    • число франчайзинговых торговых объектов,
    • региональная представленность собственных и франчайзинговых магазинов,
    • общая торговая площадь.
  • Логистика (количество, площадь, тип и регионы логистической инфраструктуры),
  • Развитие online-продаж (e-grocery):
    • интернет-магазин и услуга click&collect,
    • мобильное приложение и возможность покупки товара через него,
    • наличие экспресс-доставки,
    • количество dark store,
    • сотрудничество с сервисами доставки,
    • представленность на маркетплейсах,
    • финансовые показатели online (выручка за 2024 год, доля online-продаж в выручке).
  • Финансовые показатели:
    • выручка без НДС,
    • плотность продаж (выручка с кв. м),

Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.