Экономика России: насколько уязвим потребительский тренд?
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
Финансовые услуги » Туристический рынок
Структура роста потребления неоднородна. Анализ структуры роста потребления показывает неоднородную картину. В России с начала года действительно происходил спад (1) продаж автомобилей; (2) международного туризма; и (3) даже потребления продуктов питания в 2К14. Однако снижение роста в продовольственном сегменте отражает спад продаж алкогольной продукции из-за повышения внутренних акцизов на алкоголь, тогда как спад в международном туризме связан с ограничениями на выезд заграницу отдельных категорий госслужащих, а не со снижением уровня жизни. Тем не менее, действительно настораживает слабость потребления в непродуктовом сегменте, в частности снижение продаж автомобилей, а также бытовой техники и электроники.
Правительство резко понизило прогноз роста розничной торговли - до 0,6% на 2015 г. Правительство, судя по всему, настроено негативно. Хотя официальный прогноз роста розничной торговли на 1,9% на этот год не изменился, прогноз на 2015 г. понижен с 2,1% до 0,6%, оказывая давление на прогноз рынка, который составляет примерно 3%.
Инфляция и индексация зарплат пока на руку потреблению. Наш взгляд более оптимистичен. Поводом к такому оптимизму служит инфляция, которая сохранится высокой на протяжении 2015 г. Мы повысили наш прогноз по инфляции до 7,8% на 2014 г. и до 8,0% - на 2015 г. и не исключаем, что к середине 2015 г. инфляция может достичь 10% г/г. На наш взгляд, это поддержит потребление, подталкивая правительство к выполнению своих социальных обязательств по индексации зарплат госсектора на уровне 10-15% в год.
Располагаемые доходы под давлением: замедление роста депозитов снижает процентные доходы на 100 млрд руб. в год; повышение ставки на 2,5 п. п. увеличивает процентные расходы на 300 млрд руб. в год. В то же время новая угроза потреблению сейчас исходит из финансового сектора. Рост розничных депозитов в этом году замедлился до 8% г/г с 20% в 2012-2013 гг., отражая бегство населения из банков в недвижимость. Это означает, что домохозяйства недополучат 100 млрд руб. процентного дохода ежегодно. Повышение ставки на 2,5 п. п. обойдется примерно в 300 млрд руб. ежегодно в форме дополнительных расходов на обслуживания долга. Единственный позитивный фактор связан с тем, что основной шок, вызванный повышением ставки, судя по всему, уже позади; едва ли ставка повысится более чем на 100 б. п. с текущего уровня к середине 2015 г.
Наш прогноз роста розничной торговли составляет 2% на 2014 г. и 1,5% - на 2015 г. Мы понизили прогноз роста розничной торговли до 2,0% на этот год и до 1,5% - на следующий. При этом последствия для роста ВВП весьма умеренные: теперь прогноз роста составляет 0,8% на 2014 г. и 1,0% - на 2015 год. Поддержку росту окажут инвестиции, рост которых будет выше наших прежних ожиданий; однако сыграть на этом росте становится все сложнее, так как он будет профинансирован госсектором. В этой ситуации ключевым моментом является способность сохранить курс на инфляционное таргетирование. Если умеренное ускорение инфляции и может поддержать потребление, превышение нашего прогноза в 8% г/г (который и так выше консенсуса), будет уже вредно для потребительского тренда.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot