ОБЗОР: Мечты о саморегулировании в торговле разбиваются о российские законы - эксперты. "ПРАЙМ". 16 сентября 2015
"Мне кажется, что законопроект, который обсуждают депутаты, может в значительной степени приблизить нашу общую мечту о саморегулировании, в том числе торговых сетей и поставщиков", - считает начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.
В мае Госдума приняла в первом чтении поправки к закону о торговле, сейчас документ готовится ко второму чтению. Минэкономразвития подготовило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия по новым правилам работы торговли.
В законопроекте предлагается ограничить ретро-бонусы поставщиков — премии за покупку товара, которые поставщики платят торговым сетям. Депутаты предложили снизить совокупный размер бонусов до 3%, Минпромторг выступил за полный отказ от бонусов.
Минэкономразвития предложило создать биржу или реестр для ритейлеров или поставщиков как один из вариантов решения вопроса саморегулирования в торговле.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СЕРЬЕЗНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ
Ссылаясь на зарубежный опыт, Нижегородцев подчеркнул, что система саморегулирования эффективно работает за счет строгих законов, несоблюдение которых грозит серьезными санкциями для участников рынка.
"Мы все с 2005 года говорим о саморегулировании... Но почему-то у нас каждый раз не получается по одной простой причине. Страны, где это состоялось... где это работает как механизм, там саморегулирование обеспечено в бэкграунде с очень серьезными санкциями", - отметил Нижегородцев.
По его словам, в случае недобросовестного ведения деятельности суд в таких странах, как США, может оштрафовать на несколько миллиардов торговую сеть или поставщика. Поэтому участники рынка стараются решать все разногласия вне суда.
"Судья охраняет правила добросовестности как таковые, поэтому его не заботит судьба конкретной торговой сети или конкретного поставщика", - заключил сотрудник ФАС.
РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ НЕСОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОВ
В российских реалиях не существует последствий за несоблюдение законов, поэтому саморегулированию существовать в таких условиях довольно трудно, считает Нижегородцев.
С этой точкой зрения солидарен заместитель директора департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Денис Пак.
"На сегодняшний день самая большая проблема - это неисполнение федеральных законов, поэтому говорить об исполнении норм саморегулирования довольно сложно", - сказал он.
Нормы, которые примет рынок, должны будут стать законом, обязательным к исполнению, заключил Пак.
Саморегулирование должно также предоставлять ритейлерам и поставщикам определенные преимущества, считает директор по развитию ассоциации производителей поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.
"Мы считаем, что саморегулирование станет возможным лишь тогда, когда оно будет внесено в закон и будут предоставлены определенные преимущества тем субъектам, которые участвуют в этом процессе. На тех, кто не участвует, будут наложены определенные ограничения", - сказал Востриков.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot