Ситуация и тенденции: российский рынок чая и кофе - Nielsen.
В 2015 году продажи в категориях чая и кофе по сравнению с предыдущим выросли в денежном выражении на 18% и 22%, соответственно, в натуральном выражении продажи стабильны. Несмотря на значительный рост цен на данные категории, российские потребители не собираются отказываться от излюбленных горячих напитков, но серьезно нацелены на поиск выгодных предложений. Ритейлеры и производители дают им такую возможность: сегодня 37% продаж кофе и 29% чая в денежном выражении "проходят" через промоакции, которые в большинстве случаев представляют собой ценовой дискаунт. Для большинства российских потребителей ценовое промо — основной мотив покупки. "Подогревание" интереса к категории с помощью промо — распространенная тактика, однако не может не обращать на себя внимание стагнация продаж в категориях чаях и кофе в натуральном выражении. Какие новые возможности для увеличения спроса на данные категории существуют?
В кризисных условиях 54% потребителей в России сократили расходы на развлечения вне дома и проводят больше времени в семейном кругу и в гостях. Такая тенденция дает категориям чая и кофе преимущество, которое могут использовать производители и ритейлеры, создав правильное позиционирование в рамках маркетинговых коммуникаций. Не менее важно внимательнее рассмотреть "механики" промоакций: скидка не всегда является самым выигрышным решением, в то время, как бонус в виде плитки шоколада или кружки в дополнение к чаю и кофе может служить не меньшим стимулом к покупке — в краткосрочной перспективе — и укрепит любовь россиян к домашнему чаепитию — в долгосрочной.
Одно из проведенных Nielsen исследований, показывает недостаточность знаний россиян о сортах и видах чая и кофе, а также об их влиянии на состояние организма. Повышение осведомленности по данным категориям вполне может способствовать увеличению интереса со стороны потребителей.
"В структуре продовольственных FMCG-категорий чай и кофе являются одними из самых эластичных категорий к ценовым изменениям: растет цена — падают продажи, — комментирует Сергей Гламазда, директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка Nielsen Россия. – На стагнирующем рынке это говорит о том, что покупатель не может четко дифференцировать в своем сознании продукт по качеству и не имеет эмоциональной привязанности к бренду, поэтому ориентируется, в первую очередь, на цену. Скидки приятно радуют потребителей, однако для компании-производителя подобные инициативы подразумевают многомиллионные инвестиции, и с каждым месяцем такой "диалог" будет обходиться дороже. Имеет смысл рассмотреть альтернативные способы создания стимулов к покупке и построения долгосрочных отношений покупателя с брендом. Производителям и ритейлерам стоит обращать больше внимания на поведение потребителя, принимая к сведению его привычки, желания и знания. Чашка чая или кофе стали ежедневным ритуалом российского покупателя, а домашние чаепития стали решением в режиме экономии. Для производителей и ритейлеров такие тенденции открывают новые возможности для принятия эффективных решений".
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot