Торговлю берут на партийный контроль. "Фонтанка.ru". 8 августа 2016.
После заявлений торговых сетей о возможном подорожании продуктов в результате принятия новой редакции Закона о торговле и жалоб поставщиков на нежелание ретейлеров расставаться с прибылью, авторы поправок, депутаты "Единой России", запросили помощи у Федеральной антимонопольной службы и региональных властей по недопущению роста цен. От первых ждут тотальных проверок, вторых просят создать альтернативные площадки для торговли без наценки.
Суть поправок в Закон о торговле, разработанных депутатом Ириной Яровой и вступивших в силу 15 июля, заключается в сокращении платежей, которые поставщик перечисляет ретейлеру за объем проданных товаров и различные маркетинговые и логистические услуги. Ограничивая их пятью процентами от стоимости поставки, авторы закона рассчитывали, что сэкономленные суммы могут быть направлены на другие цели, к примеру на развитие производства.
Однако после жалоб поставщиков на сети, которые не торопятся начинать игру по новым правилам, и предупреждений самих ретейлеров о возможномподорожании продуктов автор поправок Ирина Яровая сообщила о необходимости создания мониторинговой группы, которая будет следить за исполнением закона.
В распоряжении "Фонтанки" оказался проект "дорожной карты" по организации мониторинга на региональном уровне, в которой указано, с помощью каких мер местные власти "под эгидой" "Единой России" должны "не допустить повышения розничных цен в связи с введением новых правил и ограничений для торговых сетей". Смольный и петербургское УФАС подтвердили готовность оказать содействие партийным активистам в сложный предвыборный период. Однако у участников рынка в эффективности данных мер для сдерживания роста цен имеются большие сомнения.
На проверку становись
Наиболее активную роль в контроле за соблюдением закона о торговле "Единая Россия" отводит Федеральной монопольной службе. В пункте "задачи региональной мониторинговой группы (ФАС)" указано, что ведомству надлежит проверять как действующие, так и новые договоры между торговыми сетями и поставщиками на предмет соответствия требованиям закона о торговле. В частности, им предписано препятствовать "включению издержек, связанных с уменьшением размера "ретробонуса", в торговую наценку".
Учитывая, что количество договоров поставки у крупных сетей исчисляется десятками тысяч, работа предстоит немалая. В петербургском УФАС в ответ на запрос "Фонтанки" о готовности к масштабным проверкам развели руками: из центрального управления антимонопольного ведомства пришло указание оказать содействие рабочей группе "в рамках имеющихся полномочий". Однако, как выполнять это предписание, не совсем ясно: сейчас управление проводит только ежемесячный мониторинг цен на социально значимые продукты питания и анализирует состояние конкуренции на рынке.
За разъяснениями "Фонтанка" обратилась в Федеральную антимонопольную службу. Там подтвердили, что в данный момент договоры поставки могут запрашиваться только по обращению участников рынка и в рамках совместных проверок с прокуратурой. "Но мы попросили правительство о полномочиях по мониторингу договоров поставок", – заявил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров. По его словам, аналогичная практика использовалась после принятия закона о торговле 2010 года. Пока же региональные УФАС могут поддерживать "Единую России" методологически. "Например, разъясняем, что 5% бонуса нельзя толковать как максимально допустимую наценку", – пояснил он.
Среди мер, предложенных "Единой Россией", также значатся "контрольные рейды в торговых организациях и на рынках" с привлечением кандидатов от партии и производителей. Однако, что именно предполагается искать во время этих проверок, в пресс-службе партии на момент публикации уточнить не смогли.
Площадки альтернативной торговли
Партийные активисты попросили также содействия Смольного. "Дорожная карта" говорит о необходимости предусмотреть в региональных программах развития торговли мероприятия "для увеличения спроса на товары российских производителей", а также "во взаимодействии с органами власти создать под эгидой партии площадки альтернативной торговли для прямого сбыта товаров отечественного производства, исключающих торговые наценки".
Что будут представлять собой такие площадки, в пресс-службе "Единой России" уточнить оперативно не смогли. В комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка Смольного готовность следовать задачам, поставленным партией, пообещали прокомментировать завтра.
Однако один из пунктов дорожной карты, а именно запуск горячей линии для "выявления и обобщения проблем реализации закона о торговле", комитет выполнил на прошлой неделе. Однако, по словам петербуржцев, попытавшихся дозвониться по указанному номеру, им ответили, что никаких обращений по поводу закона о торговле не принимают. В пресс-службе комитета по предпринимательству объяснили ситуацию техническим сбоем и отметили, что сейчас линия функционирует в нормальном режиме.
Мнения самих участников рынка, успевших ознакомиться с дорожной картой "Единой России", разделились.
Так, исполнительный директор мясного производителя "Иней" Виктория Михайлова считает что сдержать цены с помощью тотального контроля не удастся. "Анализ договоров поставок покажет, что сети сократили бонусы, как предписывает им закон. Закупочные цены, скорее всего, не снизятся – хотя сети будут вынуждать производителя сократить их на размер бонуса, их скорректируют инфляционные процессы", – говорит она. Поскольку сеть вряд ли пожелает расставаться с прибылью, то сохранит уровень наценки с учетом потерянного бонуса, а значит, вырастет цена на полке. "Но наценка в договоре поставки не отражается, и ее размер законом не ограничен. Даже если в ходе рейда мы установим, что ретейлер продает колбасу в два раза дороже, чем купил у нас, это не будет иметь никаких последствий", – считает она.
Директор по продажам "Мит Стар" Валерий Сергеев считает, что участвовать в таких рейдах поставщики не заинтересованы. "Сеть просто сразу после этого расторгнет договор по формальному основанию — например, потому что поставщик мало участвует в акциях", – отмечает он. По его мнению, более целесообразным было бы не усиливать контроль, а создать более прозрачные условия взаимодействия поставщиков и сетей. "Сейчас главная проблема – непрозрачность отбора контрагента. Закон о торговле предписал сетям публиковать их принципы на сайте, но многие подошли к этому формально, ясности в формулировки отказов это не добавило", – отмечает он.
А вот заместитель генерального директора "Пискаревского молокозавода" Григорий Житмарев, напротив, надеется, что предложенные "Единой Россией" меры помогут производителям отстоять свои интересы.
"Сейчас действительно есть перекос в сторону сетей. После вступления в силу поправок в закон о торговле ретейлеры заявили об ужесточении штрафов и намекают, что с бонусами расставаться не планируют", – говорит он. По словам топ-менеджера, производители не подают жалобы в УФАС, опасаясь, что сети прекратят с ними работать. Но анализ типовых договоров позволит дать правовую оценку таким действиям, уверен он.
Ретейлеры, впрочем, пока не собираются упрощать жизнь УФАС и "Единой России", публикуя на сайтах подробные договоры поставки, приведенные в соответствие с новыми требованиями. "Конкретные условия – это коммерческая тайна", – сообщили в сети "Лента". Отвечая на вопрос, сможет ли тотальная проверка договоров дестабилизировать работу в сети, в пресс-службе указали, что рассчитывают "на объективность и прозрачность проводимых мониторингов".
Что касается идеи площадок "альтернативной торговли", то производители поддержат такую возможность при условии, что городские власти пойдут навстречу и, к примеру, дадут площади с льготной арендой, которые позволят им торговать без наценки, говорит Виктория Михайлова. Однако в УФАС указали на сложности реализации такого сценария. "Статья 15 Закона о защите конкуренции налагает запрет на ограничивающие конкуренцию акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации", – отметили в пресс-службе.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot