Поправка на розницу: что получат потребители от нового закона о торговле. "РосБизнесКонсалтинг". 26 октября 2016
Поправки в закон заставят торговые сети конкурировать уровнем наценки, что будет способствовать снижению цен
Поправки в закон о торговле, вступающие в силу с 1 января 2017 года, были приняты после активной дискуссии, в которой принял участие даже президент. Дискуссия продолжается и сейчас. Поправки призваны исправить диспропорцию в договорных отношениях между розничными сетями и поставщиками продукции. В России последние десять лет прошли под знаком динамичной консолидации розничной торговли — рынка с темпами роста в 30% в год. При этом укрупнение торговых сетей сопровождалось их давлением на производящие компании, в результате которого сложилась практика взимания с последних не только фронт-маржи — прямой наценки на товар в размере 10–25%, но и бэк-маржи — платы за обязательные маркетинговые, информационные и прочие услуги в размере 20–40%. Как следствие — совокупная наценка на товары достигала 60–80% при отсутствии государственного и общественного контроля, который бы уравнивал права обеих сторон.
"Диктатура" ретейлеров
Отмечу, что расцвет сетевого сектора проходил параллельно с ухудшением экономических показателей производителей потребительских товаров. Выручка российских компаний из разных отраслей производства в десятки и сотни раз отличалась от выручки ретейлеров. Возникли локальные монополии в рамках взаимодействия двух хозяйствующих субъектов. Торговые сети, используя изначальное неравенство бизнес-отношений, могли без ущерба разорвать контракт с любым поставщиком, отказывающимся играть по навязанным правилам. Для производителя такой разрыв означал существенные потери.
При этом общая ситуация изначально складывалась как вполне рыночная, а не как вид картельного сговора. Сетевой сектор действовал абсолютно по правилам свободного рынка, на основе здравой экономической логики: дают — бери, бьют — беги. Любой предприниматель от производства, очутившийся волею судеб по ту сторону баррикады, не преминул бы воспользоваться волшебной палочкой под названием "рыночная сила" при переговорах. А она всегда на стороне сетевого сектора.
В итоге 10% от выручки, причитающихся сетям от производителя, которые законодатели изначально закладывали в качестве максимальной планки, стали обязательным минимумом. Навязывание дополнительных услуг — маркетинга, логистики, промоакций превратилось в норму.
Государство как арбитр
Поправки изменяют сроки оплаты поставленной продукции, устанавливают порядок возврата некондиционного товара, однако основное нововведение, конечно, касается ретробонусов и премий. Фактически закон запрещает любые виды сборов, за исключением премии в 5%, которую поставщики могут платить сетям либо за услуги, либо за объем проданной продукции. Важно, что поправки не дискриминируют позиции ретейла, так как ценообразование в сетевой рознице не ограничивается. Наценка на товары остается прерогативой сетей, и именно она становится основным источников их доходов. Формирование наценки — это святая святых для торгового сектора и основа рыночных отношений, поскольку покупатель приобретает товар не на основе его себестоимости, а на основе согласия заплатить указанную цену.
Наиболее вероятно, что при переходе на нетто-цену ретейлеры получат условия, математически очень близкие к предыдущим. Здесь не стоит ожидать чуда и того, что производители сохранят уровень гросс-цены, а прибыль, которую забирал ретейлер, переместится в доходы производителя. Ожидается, что ретейлеры так или иначе получат эту маржу за счет снижения цены поставки, но при этом установят более высокие наценки. И казалось бы, ничего не изменится. Но это не так. Теперь сетевые игроки начнут конкурировать между собой при помощи фронт-маржи, не имея за спиной гарантированной подушки безопасности в виде годовых бонусов от поставщиков.
Обострение конкуренции
В новых условиях, получая продукцию по нетто-цене, ретейлеры начнут конкурировать уровнем наценки. При этом любой из них будет прекрасно понимать: если конкурент опустит совокупную наценку до 10–15%, то и ему придется сделать то же самое, умерив аппетит и включившись в борьбу за покупателя. Конкурентная среда окажет давление на маржу, в результате чего выиграет конечный потребитель. В таких условиях можно будет прогнозировать повышение доступности продуктов и определенное снижение инфляции.
Фактически в новых реалиях ретейлеры вернутся к своей основной функции — торговле. Если раньше шел аукцион за полку или услугу и фиксированная прибыль с квадратного метра была фактически гарантирована, то сейчас эти деньги придется зарабатывать через продажу и оборот товара.
Отмечу, что от новых поправок выиграют и сами ретейлеры, как минимум самые эффективные из них. Крупные сети, обладающие эффектом масштаба, станут конкурировать за счет лучшей входящей нетто-цены, затраты на единицу проданной продукции у них также будут ниже. Благодаря этому более слабые игроки покинут рынок, поскольку не смогут конкурировать в подобных более жестких условиях. Следовательно, выживут лучшие, сильнейшие, которые еще быстрее консолидируют рыночные доли выбывших игроков.
С другой стороны, важно, чтобы государство и общество гарантировали ретейлерам неприкосновенность принципа самостоятельного определения наценки. При этом она должна быть прозрачной, ее размер должен устанавливать рынок, а ретейлер должен иметь возможность конкурировать этой фронт-маржой.
Вопрос бенефициаров
Поправки к закону имеют существенный вес и для производителей. Новые правила позволят точнее просчитывать экономику бизнеса, не закладывать в бизнес-модель фактор бонусов, имеющий непредсказуемый характер. Ранее, осуществляя листинговые выплаты сетям, производитель относил их к некоему предполагаемому товарообороту, который он получит в течение года или 2–3 лет. Подчастую выплаты за листинг носили авансовый характер. На фоне быстро меняющихся экономических условий точность таких расчетов оставалась невысокой, и в результате возникала ситуация — кому-то вершки, а кому-то корешки. Осуществляя фиксированные или авансовые платежи, имея навязанный из года в год растущий букет выплачиваемых бонусов по различным основаниям, поставщик получал серьезные убытки по части своего ассортимента или по целым контрактам.
Сегодня же все производители ориентируются на более понятные и прозрачные правила игры, благодаря которым могут точнее прогнозировать свои экономические действия и рентабельность продукции. При отсутствии фиксированных выплат и при ограничении ретробонусов производители будут плавно повышать свою рентабельность через ассортиментные и ценовые стратегии. Компании — владельцы сильных торговых марок с узнаваемой маркетинговой историей станут для ретейлеров более привлекательными и получат двойной эффект от изменений в законе. Если ранее некоторые производители могли удержать свои продукты в сетях только благодаря выплатам за полку, а не оборачиваемости, то сейчас ретейлер будет больше заинтересован в известных брендах с сильными позициями.
Безусловно, еще одним бенефициаром нововведений станет и государство, получая прозрачный тип отношений между розницей и производителями. Исчезнут все лишние выплаты под непонятными предлогами на аффилированные компании, а налоговая база станет более ясной и легко просчитываемой.
Конечно, противоречия между ретейлерами, поставщиками и потребителями будут и дальше возникать. Но в целом государство при участии всех заинтересованных сторон сделало большой шаг вперед на потребительском рынке. Сейчас слово за бизнесом, разумными практиками и политикой компромисса.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot