Поправки Яровой к закону "О торговле" ударят по всем участникам потребрынка. "Деловой квартал". 22 мая 2015
25.05.2015 в 08:28 | Деловой квартал | Advis.ru
Поправки к закону "О торговле", снижающие размер ретробонусов, были приняты в первом чтении под лозунгом поддержки отечественного производителя. По факту он же от них и пострадают, считают эксперты.
19 мая в первом чтении Госдума приняла поправки к закону "О торговле", меняющие правила взаимодействия поставщика и ритейлера. Проект предполагает уменьшение ретробонуса (дополнительного вознаграждения ритейлера со стороны поставщика) с 10% до 3%, сокращение отсрочки платежей до 5-ти дней (если товар скоропортящийся), до 20 дней (срок хранения – до одного месяца), до 35 дней (товары с длительным сроком хранения). Кроме того, проект предполагает, что поставщик не должен платить за так называемое "продвижение товара" в торговой сети. Под продвижением авторы поправок к закону понимают выгодное расположение на полках, дополнительную рекламу продукта и т.д.
Дискриминационные практики в отношении поставщиков продукции необходимо перенести "в категорию полного запрета", уверены автора проекта. Иначе ритейлеру может грозить административная ответственность – штрафные санкции до 5 млн. рублей и дисквалификация.
Автор новых положений, депутат Ирина Яровая, полагает, что подобное регулирование отношений защитит поставщиков от неправомерных деяний торговых сетей и сократит "злоупотребления" со стороны ритейла.
"Для нас чрезвычайно важно, чтобы отечественный производитель чувствовал себя защищенным с точки зрения закона", - заявила Яровая на заседании Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.
Производители Яровую поддерживают и призывают бороться "фальш-маркетингом", который стал популярен у ритейлеров. Ретробонус для большинства поставщиков превратился в "фактический налог с продаж", который выплачивается автоматически при достижении минимального, практически любого отличного от нуля, объема продаж, утверждает Дмитрий Леонов, заместитель Председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз".
"Величина данного бонуса должна зависеть от реального прироста объема, - говорит он. - Есть риск, что в последствии такие фальш-выплаты могут просто перейти в фальш-скидку от поставщика ритейлеру, когда недобросовестные торговые сети будут требовать с поставщика скидку за проведение несуществующей или навязанной промо-акции".
Но ритейлеры считают, что от меры, предложенные Яровой, скорее всего, нарушат хрупкий баланс рынка.
"Отсрочка, ретробонус - все это инструменты продвижения продукции производителя, а не только требования жадных сетей, - утверждает директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов. - Допустим, на рынке есть 10 поставщиков какого-либо, а ритейлеру нужно только три. Сейчас поставщики, которым не удалось попасть на полку, имеют возможность предложить ритейлеру взять товар с дополнительной по сравнению с конкурентами отсрочкой. Ритейлер может согласиться с таким предложением, так как получает возможность снизить риски в случае невысокой оборачиваемости товара. Если говорить о ретробонусах, сейчас по факту у большей части торговых сетей он не превышают 3-4%. Если рынок лишится этих инструментов, то сети будут вынуждены сокращать ассортимент, оставляя на полках продукцию с наиболее высокой оборачиваемостью, а также развивать собственные торговые марки, делая упор на минимальную закупочную цену".
В итоге пострадают все: и сети, и поставщики, особенно мелкие и средние, в первую очередь отечественные. Малый и средний производитель будет фактически лишен возможности развивать свои бренды, выводить на рынок новые продукты. В выигрыше могут оказаться только наиболее крупные, в первую очередь транснациональные производители, а также крупнейшие розничные сети, которые и так имеют очень сильные позиции на рынке, считает Кузнецов
Напомним, ранее ясность и прозрачность во взаимоотношения поставщика и ритейлера пытались внести сами сети, например, с помощью разработанного крупнейшими российскими ассоциациями потребительского рынка Кодекса добросовестных практик. В подписанном комиссией документе сказано, например, что торговая сеть не имеет права задерживать оплату товара, ссылаясь на недостатки в документации (непропечатанные буквы, нечитаемый текст и так далее).
Отправная точка, с которой начинается отсчет срока положенной оплаты, - момент приема товара. После этого разные категории продуктов, согласно закону "О торговле", должны быть оплачены в разный срок: например, продовольствие со сроком хранения 10 дней должно быть оплачено не позднее, чем через 10 дней после приемки.
Если в документах поставщика замечены неточности, то сообщить о них следует не позднее чем через 5 дней с момента приема. В следующие 5 дней поставщик обязуется поправить недостатки.
19 мая в первом чтении Госдума приняла поправки к закону "О торговле", меняющие правила взаимодействия поставщика и ритейлера. Проект предполагает уменьшение ретробонуса (дополнительного вознаграждения ритейлера со стороны поставщика) с 10% до 3%, сокращение отсрочки платежей до 5-ти дней (если товар скоропортящийся), до 20 дней (срок хранения – до одного месяца), до 35 дней (товары с длительным сроком хранения). Кроме того, проект предполагает, что поставщик не должен платить за так называемое "продвижение товара" в торговой сети. Под продвижением авторы поправок к закону понимают выгодное расположение на полках, дополнительную рекламу продукта и т.д.
Дискриминационные практики в отношении поставщиков продукции необходимо перенести "в категорию полного запрета", уверены автора проекта. Иначе ритейлеру может грозить административная ответственность – штрафные санкции до 5 млн. рублей и дисквалификация.
Автор новых положений, депутат Ирина Яровая, полагает, что подобное регулирование отношений защитит поставщиков от неправомерных деяний торговых сетей и сократит "злоупотребления" со стороны ритейла.
"Для нас чрезвычайно важно, чтобы отечественный производитель чувствовал себя защищенным с точки зрения закона", - заявила Яровая на заседании Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции.
Производители Яровую поддерживают и призывают бороться "фальш-маркетингом", который стал популярен у ритейлеров. Ретробонус для большинства поставщиков превратился в "фактический налог с продаж", который выплачивается автоматически при достижении минимального, практически любого отличного от нуля, объема продаж, утверждает Дмитрий Леонов, заместитель Председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз".
"Величина данного бонуса должна зависеть от реального прироста объема, - говорит он. - Есть риск, что в последствии такие фальш-выплаты могут просто перейти в фальш-скидку от поставщика ритейлеру, когда недобросовестные торговые сети будут требовать с поставщика скидку за проведение несуществующей или навязанной промо-акции".
Но ритейлеры считают, что от меры, предложенные Яровой, скорее всего, нарушат хрупкий баланс рынка.
"Отсрочка, ретробонус - все это инструменты продвижения продукции производителя, а не только требования жадных сетей, - утверждает директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов. - Допустим, на рынке есть 10 поставщиков какого-либо, а ритейлеру нужно только три. Сейчас поставщики, которым не удалось попасть на полку, имеют возможность предложить ритейлеру взять товар с дополнительной по сравнению с конкурентами отсрочкой. Ритейлер может согласиться с таким предложением, так как получает возможность снизить риски в случае невысокой оборачиваемости товара. Если говорить о ретробонусах, сейчас по факту у большей части торговых сетей он не превышают 3-4%. Если рынок лишится этих инструментов, то сети будут вынуждены сокращать ассортимент, оставляя на полках продукцию с наиболее высокой оборачиваемостью, а также развивать собственные торговые марки, делая упор на минимальную закупочную цену".
В итоге пострадают все: и сети, и поставщики, особенно мелкие и средние, в первую очередь отечественные. Малый и средний производитель будет фактически лишен возможности развивать свои бренды, выводить на рынок новые продукты. В выигрыше могут оказаться только наиболее крупные, в первую очередь транснациональные производители, а также крупнейшие розничные сети, которые и так имеют очень сильные позиции на рынке, считает Кузнецов
Напомним, ранее ясность и прозрачность во взаимоотношения поставщика и ритейлера пытались внести сами сети, например, с помощью разработанного крупнейшими российскими ассоциациями потребительского рынка Кодекса добросовестных практик. В подписанном комиссией документе сказано, например, что торговая сеть не имеет права задерживать оплату товара, ссылаясь на недостатки в документации (непропечатанные буквы, нечитаемый текст и так далее).
Отправная точка, с которой начинается отсчет срока положенной оплаты, - момент приема товара. После этого разные категории продуктов, согласно закону "О торговле", должны быть оплачены в разный срок: например, продовольствие со сроком хранения 10 дней должно быть оплачено не позднее, чем через 10 дней после приемки.
Если в документах поставщика замечены неточности, то сообщить о них следует не позднее чем через 5 дней с момента приема. В следующие 5 дней поставщик обязуется поправить недостатки.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
