Новые технологии изменят торговые центры. "Строительный еженедельник". 24 ноября 2014
24.11.2014 в 15:04 | Строительный еженедельник | Advis.ru
Усиление роли информационных технологий в повседневной жизни может повлиять и на облик торговых комплексов. Как полагают некоторые аналитики, в ближайшие 10 лет магазины в сегодняшнем виде могут уйти с рынка.
Эксперты проектного бюро Portner Architects считают, что торговые комплексы в их традиционном виде заменит формат шоу-румов с индивидуально ориентированным сервисом, основанном на инновационных информационных технологиях.
"Доминирующий объем покупок продуктов (за исключением формата рынка со свежими продуктами) перейдет в интернет-среду с микрологистической сетью распределительных центров, типа британского Ocado. Остальные магазины будут действовать в формате шоу-румов и будут необходимы для того, чтобы покупатель смог "пощупать" товар и получить индивидуально ориентированный сервис", – рассуждают маркетологи Portner Architects.
Предпосылки к этим переменам созданы, считают в Portner Architects. Главным образом эти перемены связаны с развитием информационных технологий: доступного высокоскоростного Интернета, смартфонов, перехода на безналичную систему оплаты, что, в свою очередь, способствовало значительному увеличению продаж интернет-магазинов, развитию микрологистики и кастомизации производства товаров массового потребления. Хотя на сегодняшний день доля интернет-торговли на российском рынке составляет всего 3%, или около 14 млрд USD, что ниже, чем в странах Западной Европы (5-6%) и в США (10%), все это меняет покупательское поведение и отношение к походу в торговый центр уже сейчас. "Количество магазинов и хороший набор интересных арендаторов становится недостаточным фактором для привлечения большого потока покупателей. Уже сегодня посещение торгового центра – это не только шопинг, а способ отдохнуть, развлечься, провести время с комфортом и удовольствием. В поведении покупателей происходит крупнейшая революция со времен появления денег. И ее результат – полную переориентацию торговых центров в социально значимые места и лайфстайл-центры – мы ожидаем в России в ближайшие 10 лет", – прогнозирует Саша Лукич, управляющий партнер и главный архитектор проектного бюро Portner Architects.
Впрочем, далеко не все участники рынка согласны с таким прогнозом.
"Безусловно, девелоперы сейчас все больше внимания уделяют комфортному пребыванию посетителей в своих объектах, особенно внимательно подходят к общей концепции проектов, не только с точки зрения пула арендаторов, но и с точки зрения грамотного распределения потоков внутри комплексов, создания комфортных и атмосферных общественных пространств. Рынок ретейла, конечно, реагирует на современные тенденции, в области в том числе информационных технологий, внедряя их, где возможно, для более комфортного и порой даже более интересного процесса шопинга, однако полностью заменить привычный нам формат торговли таким образом вряд ли удастся", – рассуждает Екатерина Заволокина, руководитель проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге.
Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости "БестЪ", более категоричен: "Данное предположение скорее из мира фантастики, так как фраза "Общественные зоны в торговых центрах будут занимать более 50% площадей" предполагает резкое повышение арендных ставок, что мне кажется нереалистичным".
Впрочем, даже если такой прогноз и оправдается, девелоперы говорят, что к нему уже готовы. Управляющий партнер холдинга "Ай Би ГРУПП" Юрий Борисов рассуждает: "Форматы шоу-румов совершенно не пугают нас как девелоперов и управляющих торговыми центрами. Более того, в своих перспективах мы уже апробируем такой способ продажи соответствующих товарных групп, ранее представленных исключительно розничными магазинами".
Мнение:
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg:
– Увеличение площади общественных пространств до 50% не очень вероятно, поскольку большие, не приносящие дохода площади ухудшают экономику проекта. Увеличение мест для проведения досуга более вероятно не за счет просто общественных пространств, а скорее за счет увеличения доли коммерческих помещений, рассчитанных на проведение отдыха и досуга.
Эксперты проектного бюро Portner Architects считают, что торговые комплексы в их традиционном виде заменит формат шоу-румов с индивидуально ориентированным сервисом, основанном на инновационных информационных технологиях.
"Доминирующий объем покупок продуктов (за исключением формата рынка со свежими продуктами) перейдет в интернет-среду с микрологистической сетью распределительных центров, типа британского Ocado. Остальные магазины будут действовать в формате шоу-румов и будут необходимы для того, чтобы покупатель смог "пощупать" товар и получить индивидуально ориентированный сервис", – рассуждают маркетологи Portner Architects.
Предпосылки к этим переменам созданы, считают в Portner Architects. Главным образом эти перемены связаны с развитием информационных технологий: доступного высокоскоростного Интернета, смартфонов, перехода на безналичную систему оплаты, что, в свою очередь, способствовало значительному увеличению продаж интернет-магазинов, развитию микрологистики и кастомизации производства товаров массового потребления. Хотя на сегодняшний день доля интернет-торговли на российском рынке составляет всего 3%, или около 14 млрд USD, что ниже, чем в странах Западной Европы (5-6%) и в США (10%), все это меняет покупательское поведение и отношение к походу в торговый центр уже сейчас. "Количество магазинов и хороший набор интересных арендаторов становится недостаточным фактором для привлечения большого потока покупателей. Уже сегодня посещение торгового центра – это не только шопинг, а способ отдохнуть, развлечься, провести время с комфортом и удовольствием. В поведении покупателей происходит крупнейшая революция со времен появления денег. И ее результат – полную переориентацию торговых центров в социально значимые места и лайфстайл-центры – мы ожидаем в России в ближайшие 10 лет", – прогнозирует Саша Лукич, управляющий партнер и главный архитектор проектного бюро Portner Architects.
Впрочем, далеко не все участники рынка согласны с таким прогнозом.
"Безусловно, девелоперы сейчас все больше внимания уделяют комфортному пребыванию посетителей в своих объектах, особенно внимательно подходят к общей концепции проектов, не только с точки зрения пула арендаторов, но и с точки зрения грамотного распределения потоков внутри комплексов, создания комфортных и атмосферных общественных пространств. Рынок ретейла, конечно, реагирует на современные тенденции, в области в том числе информационных технологий, внедряя их, где возможно, для более комфортного и порой даже более интересного процесса шопинга, однако полностью заменить привычный нам формат торговли таким образом вряд ли удастся", – рассуждает Екатерина Заволокина, руководитель проектов отдела стратегического консалтинга компании JLL в Санкт-Петербурге.
Станислав Ступников, руководитель направления торговой недвижимости "БестЪ", более категоричен: "Данное предположение скорее из мира фантастики, так как фраза "Общественные зоны в торговых центрах будут занимать более 50% площадей" предполагает резкое повышение арендных ставок, что мне кажется нереалистичным".
Впрочем, даже если такой прогноз и оправдается, девелоперы говорят, что к нему уже готовы. Управляющий партнер холдинга "Ай Би ГРУПП" Юрий Борисов рассуждает: "Форматы шоу-румов совершенно не пугают нас как девелоперов и управляющих торговыми центрами. Более того, в своих перспективах мы уже апробируем такой способ продажи соответствующих товарных групп, ранее представленных исключительно розничными магазинами".
Мнение:
Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg:
– Увеличение площади общественных пространств до 50% не очень вероятно, поскольку большие, не приносящие дохода площади ухудшают экономику проекта. Увеличение мест для проведения досуга более вероятно не за счет просто общественных пространств, а скорее за счет увеличения доли коммерческих помещений, рассчитанных на проведение отдыха и досуга.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:

Рады сообщить, что в июле мы актуализировали один из самых востребованных бизнесом продуктов INFOLine – базу «ТОП-200 крупнейших торговых сетей FMCG России. 2025 год».
Для клиентов, приобретающих годовой обзор «Розничная торговля Food и потребительский рынок России ‘2025», действует скидка 50% на реестр.
Данные базы предоставляются в формате excel.
Параметры реестра:- Контактная информация (компания, бренд, основное операционное юридическое лицо, тип сети, специализация, фактический адрес, телефон, е-mail, сайт, соцсети).
- Менеджмент компании (генеральный и финансовый директора, руководитель по электронной коммерции и IT, директора по закупкам, логистике, маркетингу, развитию, франчайзингу).
- Операционные показатели:
- количество собственных торговых объектов по форматам (гипермаркет, супермаркет, дискаунтер и магазин у дома),
- число франчайзинговых торговых объектов,
- региональная представленность собственных и франчайзинговых магазинов,
- общая торговая площадь.
- Логистика (количество, площадь, тип и регионы логистической инфраструктуры),
- Развитие online-продаж (e-grocery):
- интернет-магазин и услуга click&collect,
- мобильное приложение и возможность покупки товара через него,
- наличие экспресс-доставки,
- количество dark store,
- сотрудничество с сервисами доставки,
- представленность на маркетплейсах,
- финансовые показатели online (выручка за год, доля online-продаж в выручке).
- Финансовые показатели:
- выручка без НДС,
- плотность продаж (выручка с кв. м),
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.