22 декабря Эльгиз Качаев на заседании Правительства Санкт-Петербурга представил проект распоряжения Правительства Санкт-Петербурга "О Программе поддержки предприятий розничной торговли, реализующих продукцию российских производителей, на 2015-2017 годы".
Проект был разработан с учетом Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и в период до 2020 года и Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года.
Торговля – это одна из важнейших сфер городского хозяйства. Состояние, структура, динамика развития отражают социально-экономическое положение в регионе и напрямую влияют на качество жизни населения.
За последние пять лет вклад отрасли в валовый региональный продукт сохраняется на уровне 20 процентов, по объему поступлений налогов в консолидированный бюджет сфера торговли занимает третье место в экономике, достигая 14,8 %, что выше аналогичного показателя по Российской Федерации (11%).
В сфере торговли задействовано более 500,0 тысяч человек, что составляет 21,9% занятого населения города.
В течение всех месяцев этого года, кроме января, наблюдается снижение динамики оборота розничной торговли.
В ноябре 2015 г. на фоне сокращения реальной заработной платы, роста цен на товары, снижения кредитования населения банками и перехода населения к сберегательной модели потребления продолжилось падение оборота розничной торговли. Оборот розничной торговли в январе - ноябре 2015 года к соответствующему периоду прошлого года снизился до максимального уровня за последние 15 лет - на 11,3 процента. В том числе наблюдается снижение по пищевым продуктам, включая напитки и табачным изделиям – на 9,3%, по непродовольственным товарам –
на 12,3 процента.
Доля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей составляет 99 %, рынки и ярмарки – 1%.
Ежедневно населением Санкт-Петербурга приобретается товаров и услуг в среднем на 2,9 млрд рублей. Всего на территории города зарегистрировано:
21 200 объектов стационарной розничной торговли; 7 400 предприятий общественного питания; 9 400 предприятий бытового обслуживания; 5 500 нестационарных торговых объектов; 19 розничных рынков, в том числе 16 сельскохозяйственных .
Законом Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 года № 761-135 установлена "потребительская корзина" для трудоспособных граждан в составе следующих продуктов: 130 кг хлеба, 87,9 кг картофеля, 115,2 кг овощей, 60 кг в год свежих фруктов (для детей – 118,1 кг), сахара и кондитерских изделий – 23,8 кг, мясной продукции – 58,9 кг, в том числе 33,6 кг – мяса птицы. Так же включено 280,2 кг молокопродуктов и не менее 210 яиц в год.
Денежная стоимость потребительской корзины представляет собой прожиточный минимум. Его перерасчет производится раз в квартал, на региональном уровне.
Прожиточный минимум за четвертый квартал 2015 года еще не установлен, предположительно это произойдет в феврале 2016-го года. Величина прожиточного минимума за 3 квартал 2015 года установлена в размере: для трудового населения 10998,20 руб., для пенсионеров 7992,10 руб., для детей 9617,90 руб.
По оценке Комитета в Санкт-Петербург ввозится порядка 60-70% продовольственных товаров (Комитетом проведен опрос представителей торговых предприятий).
Поставки продовольственных товаров в Санкт-Петербург из других регионов страны, за исключением областей СЗФО, поступают в Санкт-Петербург через территорию Москвы или Московской области. Москва, являясь основным распределительным центром товаров по всей территории РФ, располагает инфраструктурой автомобильных и железных дорог и транспортных узлов.
Импорт поступает через порты Санкт-Петербурга, а также транзитом через Финляндию.
Товар поступает на склад временного хранения, далее в оптово-распределительные центры (базы) для последующей развозки по торговым предприятиям. Часть товара может быть реализована непосредственно на этих базах.
В торговые предприятия представлены следующими форматами:
- дискаунтеры (Дикси, Народный, Пятерочка и др.);
- магазины "шаговой доступности",
- супермаркеты,
- гипермаркеты,
- магазины премиум-класса,
- рынки и ярмарки,
- нестационарные торговые объекты (МТС, киоски, павильоны и др.).
После введения санкций произошло импортозамещение от 8% до 18% продовольственных товаров, в том числе российскими производителями. Большая часть поставок – из Российской Федерации.
Ориентация на российских поставщиков была еще до введения санкций в целях сокращения издержек.
У федеральных розничных сетей, например в магазины "Пятерочка" компании X5 Retail Group в 2014 году поставки осуществляли 13,0 тысяч российских производителей, в 2015 году – 17,0 тысяч, что на 30% больше.
Сейчас в бакалее – 50% российских поставщиков.
Хлеб, молоко, птица – 100% российские и в основном местные поставщики.
В Ленте по сравнению с 2014 годом рост поставок региональных поставщиков увеличился на 10%. По свежим продуктам – 50% местные поставщики и только 1,6% прямой импорт.
Если рассматривать поставки овощей и фруктов на примере поставок в местную торговую сеть "Фруктовая лавка", то там произошла смена практически 90% поставщиков. Большая часть поставок – из Российской Федерации. Одновременно произошло изменение ассортимента и сокращение количества наименований овощей и фруктов.
Проблемы российских поставщиков: качество товаров, тара, упаковка, технологии, сезонность, сырье, оборудование, логистика и т.д.
В рамках работы по импортозамещению удалось в 2014-2015 годах увеличить производство сырого молока в 10 хозяйствах холдинга, расположенных в Ленинградской области, на 1000 тонн в месяц. Имеется возможность дальнейшего увеличения надоев, однако рост производства продукции из этого молока невозможен, так как прилавки магазинов заполнены фальсифицированной молочной продукцией, в первую очередь содержащей пальмовые жиры. Из проверенных ЦКК образцов масла коровьего фальсификат составил 100%.
Для развития и поддержки российских производителей потребуется на уровне правительства Российской Федерации внести изменение в действующее законодательство и разработать "дорожную карту". В плане преференции и дотации.
Проектом предлагается утвердить в Санкт-Петербурге Программу поддержки предприятий розничной торговли, реализующих продукцию российских производителей, на 2015-2017 годы, главной целью, которой является – поддержка отечественных производителей.
Программа состоит из трех разделов:
Информационно-аналитическое сопровождение настоящей Программы и меры, направленные на популяризацию предприятий розничной торговли, реализующих продукцию российских производителей.
Стимулирование экономического развития предприятий розничной торговли.
Организация ярмарок.
В настоящее время в федеральном и региональном законодательстве отсутствуют критерии отнесения предприятия розничной торговли к предприятиям, реализующим продукцию российских производителей. В связи с этим в Первый раздел Программы включены мероприятия, обеспечивающие разработку данных критериев и формирование перечня предприятий, реализующих продукцию российских производителей.
В указанный раздел включены также мероприятия, направленные на популяризацию данных предприятий, такие как: включение номинации "Лучшее предприятие фирменной торговли" в перечень номинации конкурса "Золотой Гермес", информационное сопровождение и иных мероприятий Программы в средствах массовой информации в рамках социальной рекламы.
Предлагаю использовать слоган "Покупай отечественное!"
Во второй раздел включены мероприятия:
подготовка предложений по установлению понижающего коэффициента при расчете арендной платы за нежилые помещения, используемые для реализации продовольственных товаров российского производства;
подготовка предложений по земельным участкам в целях их включения в схему размещения нестационарных торговых объектов для размещения специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции;
формирование адресного перечня торговых мест для осуществления деятельности по продаже излишков выращенной продукции садоводами и огородниками:
взаимодействие с регионами и субъектами РФ по предоставлению сведений о местных товаропроизводителях, производимой продукции, условиях ее поставки.
Данные мероприятия направлены на стимулирование экономического развития предприятий розничной торговли, реализующих продукцию российских производителей, в том числе по сохранению существующих и размещению новых предприятий.
В третий раздел включены мероприятия по организации региональных ярмарок и ярмарок выходного дня по реализации продукции российских производителей, которые предусматривают:
формирование ежегодных планов проведения ярмарок;
подготовку предложений по предоставлению товаропроизводителям, включая фермеров, садоводов и огородников, торговых мест на льготной основе,
привлечение к участию в ярмарках товаропроизводителей (информирование союзов, ассоциаций, общественных организаций товаропроизводителей о проводимых ярмарках).
Реализация указанных мероприятий будет способствовать снижению издержек и увеличению товарооборота предприятий розничной торговли, реализующих продукцию российских производителей.
Принятие Проекта не потребует внесения изменений в правовые акты Правительства Санкт-Петербурга.
Реализация Проекта не будет иметь отрицательных социально-экономических последствий и не потребует дополнительного финансирования из бюджета Санкт-Петербурга.
В информационно-рекламном сопровождении принятого проекта предлагается осуществить:
подготовку и рассылку пресс-релизов на базе СМИ КРППР, а также через Управление информации пресс-службы Администрации Губернатора Санкт-Петербурга;
направление информации в СМИ объединенного медиа-ресурса Правительства Санкт-Петербурга (газета "Петербургский дневник" и телеканал "Санкт-Петербург").
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot