Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Максим Орешкин: Мы планируем внедрять новую модель финансирования строительства инфраструктуры за счет привлечения частных ресурсов.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин открыл деловую программу форума ИННОПРОМ-2017 выступлением на круглом столе "Развитие транспортно-инфраструктурных проектов России: основные вызовы".
Максим Орешкин: Всем добрый день, рад быть в Екатеринбурге. Говорить о качественном и устойчивом развитии экономики без качественного улучшения инфраструктуры невозможно. Если мы говорим о росте на уровне 3-3,5% в год, который заложен в наш целевой сценарий, он должен быть обеспечен необходимой инфраструктурой, а сами инвестиции в инфраструктуру должны быть неотъемлемой частью этого роста.
По разным показателям Россия сейчас находится в различных рейтингах в пятом или шестом десятке. Имея такой уровень и способность развивать инфраструктуру, пока сложно показывать темпы подушевого роста выше, чем среднемировые. Поэтому резкий рост, активный рост расходов на инфраструктуру – это то, что является необходимым условием выхода на высокие темпы экономического роста. Потому что тот рост, который экономика показывает сейчас, он во многом в ближайшие годы может упереться в два серьезных инфраструктурных ограничения: ограничение на рынке труда и инфраструктуру. Преодолению этих двух ограничений посвящены соответствующие разделы комплексного плана действий правительства.
В настоящее время текущая модель финансирования инфраструктуры, особенно в состоянии сокращения финансирования инфраструктурных расходов в рамках федеральных и региональных бюджетов привела к тому, что ситуация может характеризоваться хроническим недофинансированием.
Де-факто выбранная стратегия бюджетной политики – сохранение традиционных подходов к финансированию инфраструктуры с сокращением объема расходов – ведет к формированию негативной спирали развития экономики. Ухудшается конкурентоспособность инфраструктуры, доступность для предприятий, а значит падает количество рентабельных инвестиционных проектов, возможных к реализации. Как результат: низкие темпы экономического развития и долгосрочная уязвимость бюджета. Это та самая негативная спираль, когда недофинансированность здесь ведет к сокращению инвестиций в других секторах экономики и в итоге сказывается на бюджете. Сразу скажу, что мои слова не означают, что нам нужно увеличивать дефицит бюджета – устойчивость государственных финансов – базовый принцип стабильности экономического развития. Здесь вопрос больше не количественный – это вопрос качества.
Доминирующим способом финансирования инфраструктурных проектов является финансирование по государственному заказу, причем государство также отвечает и за эксплуатацию построенных объектов инфраструктуры.
Какие проблемы это порождает?
Первое. Тренд на сокращение дефицита, связанного с ухудшением внешней ситуации, привел к тому, что государству пришлось во-первых, ужать объем инфраструктурных расходов, и как результат сконцентрироваться на реализации считанных инфраструктурных проектов. При этом общее качество инфраструктуры остается во многих местах неудовлетворительным. Весь этот механизм характеризуется очень большим количеством недостатков. У нас имеют место частые случаи значительного удорожания строительства и срывы сроков и все эти риски при текущей системе финансирования несет на себе государство. На этапе содержания объектов также существует проблема – это высокие расходы на обслуживание, которые также подъедают небольшой пирог бюджетных средств. Такой подход стимулирует региональных губернаторов увеличить рост бюджетного финансирования, но при этом мотивация - привлечь частное финансирование - отсутствует. Для того, чтобы все эти проблемы преодолеть мы как раз сейчас и занимаемся разработкой Плана Правительства по развитию инфраструктуры с использованием частных финансовых инвесторов. Об этой программе в своем выступлении на Санкт-Петербургском экономическом форуме говорил Президент, когда упомянул так называемую "инфраструктурную ипотеку". Программа будет представлена этой осенью.
В рамках Плана перед нами стоит задача создать механизм, обеспечивающий де-факто монетизацию будущих бюджетных эффектов от инфраструктурного строительства, а также экономию на издержках как при строительстве объектов, так и издержки при их эксплуатации.
Модель, которую мы планируем внедрять, построена следующим образом: мы отходим от финансирования строительства за счет бюджетных средств здесь и сейчас в сторону привлечения частных финансовых ресурсов. А обслуживание и погашение той задолженности, которая возникает, во многом осуществляется за счет бюджетных эффектов и с точки зрения бюджета вместо полного финансирования за 2 года – это будет растянутое во времени финансирование.
В чем государство может помочь в этом процессе? Первое – это выработать принцип отбора проектов и их оценки. Говорить мы должны о всех типах инфраструктуры, это не только транспорт, это и энергетика, и коммуникации, и жилищно-коммунальная сфера, и социальные проекты. Важно также создавать типовые решения, чтобы иметь возможность быстро нарастить количество реализуемых проектов. Второе – это создание единых подходов на законодательном уровне, объединение реализуемых проектов в рамках единой федеральной программы, которая будет выступать ориентиром для реализуемых проектов и защищать их от претензий тех или иных сторон. Главное, чтобы не было разных трактовок законодательства и очень важно обеспечить стабильность государственного регулирования в тех решениях, которые могут серьезно повлиять на экономику проекта. Говоря об известных случаях, например, это известная ситуация с механизмом ГЧП в Башкирии, важно сделать так, чтобы такие случаи исключить,чтобы не было неочевидной трактовки законодательства. Третье – это совершенствовать механизмы привлечения частного финансирования, сделав возможным создание так называемого "пула" инвесторов – федеральных, региональных властей, инфраструктурных и частных компаний, конечных потребителей услуг. Участие федерального Правительства может быть как в форме капитальных грантов, платежей "за доступность" и предоставления государственных гарантий для качественного снижения риска по привлекаемому частному ресурсу. Это будет также удешевлять стоимость финансирования.
Четвертое направление - это то, что накоплен ряд проблем в законодательном обеспечении инвестиций в инфраструктуру, и мы здесь будем разрабатывать специальную дорожную карту, которая будет направлена на снижение рисков участников процесса и снижение издержек. В целом важно говорить не только о количественных показателях, но и о качестве и повышении эффективности.
Грамотное планирование и взаимоувязка реализуемых проектов являются залогом максимального эффекта на экономический рост. Важно максимально использовать так называемый сетевой эффект.
По многим проектам до сих пор сетевые эффекты реализованы не полностью. Мы сегодня еще будем говорить о строительстве новых веток высокоскоростных железнодорожных магистралей. Однако, пока даже если смотреть на уже построенную ветку Москва – Санкт-Петербург, можно сказать что потенциал дороги построен не полностью.
Я недавно был в Великом Новгороде и, например, РЖД до сих пор не смог реализовать единый билет из Москвы до Великого Новгорода с пересадкой на станции Чудово. То есть дополнительная нагрузка на базовую магистраль не реализована и те регионы, которые находятся по пути следования поезда вовлечены не полностью.
Взаимосвязь регионов с крупными агломерациями нужно продумывать на стартовом этапе.
Расходы программы на содержание должны вести к тому, что себестоимость строительства будут вестись за счет привлечения частного капитала.
Такие примеры есть в разных странах. Например, Дания – здесь переход на активные принципы ГЧП в дорожном строительстве позволили снизить расходы на 10-20% содержания дорог в нашем случае эффект может быть больше.
Главное то, что программа должна обеспечить на предстоящие 5-10 лет – это сделать качественный рывок вперед с точки зрения инфраструктуры, которая будут позволять обеспечивать высокое качество жизни для населения, с одной стороны. С другой стороны, обеспечивать возможность реализации большего количества инвестиционных проектов и это все вместе будет способствовать более высоким темпам экономического роста.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение