Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Нас уличили в мнимой экономии. "Фонтанка.ru". 18 апреля 2017

Россияне продолжают экономить, гоняясь за скидками и переходя на домашние заготовки. Но уже чаще покупают мраморную говядину (на распродажах) и увеличивают траты на косметику, выяснили аналитики.
Александр Петросян/КоммерсантъПетербургские ретейлеры тоже видят рост спроса на отдельные категории, но, в отличие от экспертов, не торопятся делать оптимистичные выводы.
Страсть россиян к экономии не утихает, но эта экономия "в некотором смысле мнимая". Такой вывод содержится в исследовании "Дефлятор", опубликованном 18 апреля холдингом "Ромир". По словам экспертов, в марте личная инфляция россиян, в отличие от официальной, снова оказалась отрицательной. Если в январе отечественные потребители потратили на 3% больше денег, чем в декабре, то в феврале сократили траты на 0,2%, а в марте – на 1,6%. Такое поведение является нетипичным — обычно в первый месяц весны покупатели начинают увеличивать расходы, подчеркивают в "Ромире".
В марте, мол, покупатели массово обходили большее число торговых точек в поисках лучших предложений и за счет этого сократили расходы на привычную корзину, не снижая потребления. Кроме того, приобретая повседневные товары по сниженным ценам, покупатели тратят высвободившиеся деньги на дополнительные покупки, добавляют в "Ромире".
Эти выводы подтверждает и исследование международной компании GfK, опубликованное 17 апреля. По мнению аналитиков, россияне в 2017 году будут придерживаться консервативной модели потребления: если в 2016 году их траты на покупку товаров повседневного спроса выросли на 5,6%, то в нынешнем году увеличатся только на 5%, незначительно превысив уровень инфляции (официальный прогноз МЭР и ЦБ – 4%. – Прим. ред.).
Но в отличие от прошлых лет экономия не будет тотальной. Экономя на продуктах питания, россияне, в частности, готовы тратить больше денег на товары личной гигиены, считают в GFK. Так, продажи продуктов по уходу за лицом выросли в 2016 году на 28% в денежном выражении и 9% в штуках.
"Красота не терпит кризиса. Очевидно, что потребитель инвестирует в свой внешний вид", – говорит заместитель генерального директора GfK Rus Сергей Яшко. В то же время покупка этой категории может рассматриваться потребителем как более практичная и экономная альтернатива другим подаркам, добавляет он.
Наблюдения экспертов коррелируют с данными сетей. Так, крупнейшая в Петербурге сеть магазинов-"дрогери" "Улыбка радуги" фиксирует по итогам 2016 года увеличение продаж на 21%. На это повлиял не только рост числа магазинов, но и "расширение покупательской корзины и приток новых лояльных клиентов", – отмечают там. Но при этом потребители не готовы переплачивать за бренд и предпочитают более дешевые собственные марки ретейлера, подчеркивает глава компании Алексей Баулин.
Впрочем, по мнению экспертов GFK, так называемый "даун-трейдинг", то есть переключение потребителей на более дешевые варианты в той же категории, перестают быть главным фактором снижения продаж. В 2016 году марки-лидеры начали возвращать утраченные позиции в непродовольственном сегменте. Не исключено, что их примеру последуют и продукты питания, надеются эксперты, но признают, что пока четкого тренда не видят.
С одной стороны, россияне не готовы тратить больше денег на фрукты и овощи. Потребление так называемого "борщевого набора" в 2016 году не изменилось, хотя он подешевел более чем на 20%. Зато спрос на томаты в прошлом году упал на 7%, а картофеля – на 3,4%.
"Скорее всего, сказывается то, что россияне всерьез взялись за возделывание огородов на дачах и приусадебных участках. 46% российских домохозяйств имеют дачу и участок и выращивают свои овощи и фрукты, и 9 из 10 этих семей делают запасы свежих овощей и фруктов и консервацию на осенне-зимний период", – отмечают в GfK.
Зато растут "бурными темпами" (какими именно, компания не уточняет) продажи премиального мяса – говядины, индейки, свинины. "В 2016 году 5,5 млн российских семей покупали мраморную говядину и полуфабрикаты из нее", – говорит Сергей Яшко. Возможно, что у потребителя накопилась некоторая "усталость" от мяса курицы, продажи которой активно росли в предыдущие годы, предполагает он.
Однако сами потребители также не слишком оптимистично оценивают свою модель поведения. Так, опрос "Фонтанки" показал, что 66,5% наших читателей хватает денег только на продукты, квартплату и необходимую одежду, 22,5% могут позволить себе также походы в кафе, поездки на 1 – 3 дня и редко — что-то красивое. Лишь 6% имеют средства на рестораны, туризм и полноценный шопинг. Менее 5% готовы покупать новую недвижимость и автомобили. (В опросе проголосовало без малого 5 тысяч читателей.) Процентное соотношение коррелирует с недавним исследованием Высшей школы экономики, которое показало, что продолжающееся более двух лет падение уровня жизни поставило на грань выживания 70% российских семей.
Ретейлеры подтверждают положительную динамику отдельных категорий, но усматривают в этом тот же тренд экономии, но с другой стороны. К примеру, в сети "Дикси" продажи охлаждённого мяса более чем удвоились. Но это связано с переориентацией аудитории формата "у дома" на домашние обеды и ужины. "Если раньше покупатели чаще ходили в кафе и рестораны и в бизнес-ланчи, и по вечерам, то теперь они предпочитают готовить дома", – ранее комментировал "Фонтанке" их представитель.
А вот в сети "Реалъ" не видят роста спроса на мясо — ни на обычное, ни на премиальное. "Закупочные цены выросли на 10%, приходится постоянно устраивать скидки и акции, чтобы поддержать спрос", – говорит коммерческий директор компании Владимир Кучерук. Снижение спроса на овощи, по его мнению, происходит из-за того, что, несмотря на рост цен, падает качество. "После запрета на поставки турецких помидоров продукции того же уровня по стоимости и вкусовым характеристикам не появилось", – отмечает он.
В сервисе доставки продуктов из гипермаркетов iGooоds подтверждают, что покупатели не переходят на более дешевые продукты, но по-прежнему остаются чувствительными к акциям. "Когда есть скидки, средний чек сразу увеличивается", – комментирует генеральный директор Григорий Кунис.
Продавцы непродовольственных товаров, которым, по мнению экспертов, россияне несут сэкономленные на еде деньги, фиксируют небольшое восстановление спроса.
Так, по предварительной оценке "М.Видео", продажи смарфонов в первом квартале 2017 года вырастут на 5% в штуках и на 3% в деньгах относительно аналогичного периода прошлого года. Но покупатели отдают предпочтение более бюджетным моделям – доля сегмента от 10 до 20 тысяч рублей выросла до 27,3% с 21% годом ранее.
Петербуржцы стали чаще покупать и дорогие модели смартфонов, поскольку на фоне укрепления рубля они стали более доступными цене, а банки стали чаще одобрять кредиты, соглашается Денис Голещихин, управляющий филиала "Северо-Западный" компании "Евросеть". Но в целом "покупатель ещё не пришёл в себя от длительного кризиса, и рациональный подход к потребительской корзине продолжает доминировать", – заключает он.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.

Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.

Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.

титулы обзоров 2025.jpg

В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА

Наши контакты:

+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot