Нас уличили в мнимой экономии. "Фонтанка.ru". 18 апреля 2017
Александр Петросян/КоммерсантъПетербургские ретейлеры тоже видят рост спроса на отдельные категории, но, в отличие от экспертов, не торопятся делать оптимистичные выводы.
Страсть россиян к экономии не утихает, но эта экономия "в некотором смысле мнимая". Такой вывод содержится в исследовании "Дефлятор", опубликованном 18 апреля холдингом "Ромир". По словам экспертов, в марте личная инфляция россиян, в отличие от официальной, снова оказалась отрицательной. Если в январе отечественные потребители потратили на 3% больше денег, чем в декабре, то в феврале сократили траты на 0,2%, а в марте – на 1,6%. Такое поведение является нетипичным — обычно в первый месяц весны покупатели начинают увеличивать расходы, подчеркивают в "Ромире".
В марте, мол, покупатели массово обходили большее число торговых точек в поисках лучших предложений и за счет этого сократили расходы на привычную корзину, не снижая потребления. Кроме того, приобретая повседневные товары по сниженным ценам, покупатели тратят высвободившиеся деньги на дополнительные покупки, добавляют в "Ромире".
Эти выводы подтверждает и исследование международной компании GfK, опубликованное 17 апреля. По мнению аналитиков, россияне в 2017 году будут придерживаться консервативной модели потребления: если в 2016 году их траты на покупку товаров повседневного спроса выросли на 5,6%, то в нынешнем году увеличатся только на 5%, незначительно превысив уровень инфляции (официальный прогноз МЭР и ЦБ – 4%. – Прим. ред.).
Но в отличие от прошлых лет экономия не будет тотальной. Экономя на продуктах питания, россияне, в частности, готовы тратить больше денег на товары личной гигиены, считают в GFK. Так, продажи продуктов по уходу за лицом выросли в 2016 году на 28% в денежном выражении и 9% в штуках.
"Красота не терпит кризиса. Очевидно, что потребитель инвестирует в свой внешний вид", – говорит заместитель генерального директора GfK Rus Сергей Яшко. В то же время покупка этой категории может рассматриваться потребителем как более практичная и экономная альтернатива другим подаркам, добавляет он.
Наблюдения экспертов коррелируют с данными сетей. Так, крупнейшая в Петербурге сеть магазинов-"дрогери" "Улыбка радуги" фиксирует по итогам 2016 года увеличение продаж на 21%. На это повлиял не только рост числа магазинов, но и "расширение покупательской корзины и приток новых лояльных клиентов", – отмечают там. Но при этом потребители не готовы переплачивать за бренд и предпочитают более дешевые собственные марки ретейлера, подчеркивает глава компании Алексей Баулин.
Впрочем, по мнению экспертов GFK, так называемый "даун-трейдинг", то есть переключение потребителей на более дешевые варианты в той же категории, перестают быть главным фактором снижения продаж. В 2016 году марки-лидеры начали возвращать утраченные позиции в непродовольственном сегменте. Не исключено, что их примеру последуют и продукты питания, надеются эксперты, но признают, что пока четкого тренда не видят.
С одной стороны, россияне не готовы тратить больше денег на фрукты и овощи. Потребление так называемого "борщевого набора" в 2016 году не изменилось, хотя он подешевел более чем на 20%. Зато спрос на томаты в прошлом году упал на 7%, а картофеля – на 3,4%.
"Скорее всего, сказывается то, что россияне всерьез взялись за возделывание огородов на дачах и приусадебных участках. 46% российских домохозяйств имеют дачу и участок и выращивают свои овощи и фрукты, и 9 из 10 этих семей делают запасы свежих овощей и фруктов и консервацию на осенне-зимний период", – отмечают в GfK.
Зато растут "бурными темпами" (какими именно, компания не уточняет) продажи премиального мяса – говядины, индейки, свинины. "В 2016 году 5,5 млн российских семей покупали мраморную говядину и полуфабрикаты из нее", – говорит Сергей Яшко. Возможно, что у потребителя накопилась некоторая "усталость" от мяса курицы, продажи которой активно росли в предыдущие годы, предполагает он.
Однако сами потребители также не слишком оптимистично оценивают свою модель поведения. Так, опрос "Фонтанки" показал, что 66,5% наших читателей хватает денег только на продукты, квартплату и необходимую одежду, 22,5% могут позволить себе также походы в кафе, поездки на 1 – 3 дня и редко — что-то красивое. Лишь 6% имеют средства на рестораны, туризм и полноценный шопинг. Менее 5% готовы покупать новую недвижимость и автомобили. (В опросе проголосовало без малого 5 тысяч читателей.) Процентное соотношение коррелирует с недавним исследованием Высшей школы экономики, которое показало, что продолжающееся более двух лет падение уровня жизни поставило на грань выживания 70% российских семей.
Ретейлеры подтверждают положительную динамику отдельных категорий, но усматривают в этом тот же тренд экономии, но с другой стороны. К примеру, в сети "Дикси" продажи охлаждённого мяса более чем удвоились. Но это связано с переориентацией аудитории формата "у дома" на домашние обеды и ужины. "Если раньше покупатели чаще ходили в кафе и рестораны и в бизнес-ланчи, и по вечерам, то теперь они предпочитают готовить дома", – ранее комментировал "Фонтанке" их представитель.
А вот в сети "Реалъ" не видят роста спроса на мясо — ни на обычное, ни на премиальное. "Закупочные цены выросли на 10%, приходится постоянно устраивать скидки и акции, чтобы поддержать спрос", – говорит коммерческий директор компании Владимир Кучерук. Снижение спроса на овощи, по его мнению, происходит из-за того, что, несмотря на рост цен, падает качество. "После запрета на поставки турецких помидоров продукции того же уровня по стоимости и вкусовым характеристикам не появилось", – отмечает он.
В сервисе доставки продуктов из гипермаркетов iGooоds подтверждают, что покупатели не переходят на более дешевые продукты, но по-прежнему остаются чувствительными к акциям. "Когда есть скидки, средний чек сразу увеличивается", – комментирует генеральный директор Григорий Кунис.
Продавцы непродовольственных товаров, которым, по мнению экспертов, россияне несут сэкономленные на еде деньги, фиксируют небольшое восстановление спроса.
Так, по предварительной оценке "М.Видео", продажи смарфонов в первом квартале 2017 года вырастут на 5% в штуках и на 3% в деньгах относительно аналогичного периода прошлого года. Но покупатели отдают предпочтение более бюджетным моделям – доля сегмента от 10 до 20 тысяч рублей выросла до 27,3% с 21% годом ранее.
Петербуржцы стали чаще покупать и дорогие модели смартфонов, поскольку на фоне укрепления рубля они стали более доступными цене, а банки стали чаще одобрять кредиты, соглашается Денис Голещихин, управляющий филиала "Северо-Западный" компании "Евросеть". Но в целом "покупатель ещё не пришёл в себя от длительного кризиса, и рациональный подход к потребительской корзине продолжает доминировать", – заключает он.
Получить информацию:

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС И СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Агропромышленный комплекс РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- демонстрация основных показателей агропромышленного комплекса,
- объемы и динамика экспорта и импорта сельскохозяйственных товаров,
- сделки M&A,
- импортозависимость и импортозамещение,
- детальное описание состояния всех основных направлений агропромышленного комплекса,
- рейтинг крупнейших агрохолдингов РФ,
- цифровизация в АПК,
- прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «160 строящихся и проектируемых предприятий агропромышленного комплекса РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- мясное животноводство,
- молочное животноводство,
- птицеводство,
- растениеводство,
- грибоводство,
- аквакультура и рыбоводство,
- хранение зерновых и масличных культур,
- хранение овощей, фруктов и корнеплодов.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.