"Глобус Гурмэ" против аудиторов. Знаковый процесс для российского бизнеса. "BFM.RU". 27 октября 2017

В московском суде идет знаковый для российского бизнеса процесс между торговой сетью "Глобус Гурмэ" и компанией "ФинЭкспертиза". Несколько лет назад сеть премиальных продуктовых магазинов заказала у этой компании аудит. По закону, для "Глобуса" эта процедура обязательна.
Аудиторы провели проверку, а потом пришла налоговая и обнаружила бухгалтерские ошибки, связанные с уплатой страховых взносов. В итоге ритейлер заплатил недоимку, пени и штрафы — больше миллиона рублей. "Глобус" счел, что в этом вина аудиторов — они пропустили ошибку.
В "ФинЭкспертизе" Business FM заявили, что проверка, которую они проводили, не должна была быть такой подробной, чтобы найти ошибку на миллион:
Нина Козлова, гендиректор ООО "ФинЭкспертиза"
"Эта сумма менее 0,1% годовой суммы расходов "Столичной торговой компании", то есть она несущественна. И при выборке этот блок не попал в проверку, аудитор его не исследовал, что абсолютно нормально".
Для "Глобус Гурмэ", годовая выручка которого, судя по базе СПАРК, исчисляется миллиардами рублей, потерянный миллион — вряд ли критичная сумма. Но там говорят, что вопрос принципиальный. Крупные российские компании обязаны проводить аудит, который стоит немалых денег, а в итоге, если аналитики что-то пропускают, ошибаются, то платят за это только заказчики.
Андрей Яковлев, генеральный директор сети "Глобус Гурмэ"
"Выяснилась прекрасная, удивительная деталь: у большинства так называемых аудиторов даже нет аудиторского образования, а у части нет никакого образования. По крайней мере, это следует из тех документов, которые нам предоставила "ФинЭкспертиза" в ходе судебного разбирательства. Компании тратят в рамках экономики миллиарды, десятки миллиардов рублей на проведение обязательного аудита, реальный бизнес кормит огромное количество аудиторских компаний, которые за свою работу никак не отвечают на уровне законодательства".
В законе ответственность аудиторов предусмотрена, вплоть до уголовной, если будет доказан злой умысел. Но юристы говорят, что в реальности выиграть у консалтеров шансов мало. В конце концов, это их хлеб. Даже если в договоре о проверке прописаны все детали, аудиторы обычно убеждают суд в том, что их вины в ошибках нет. Впрочем, до суда обычно стараются не доводить, замечает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:
Алексей Карпенко, адвокат, старший партнер компании Forward Legal
"В консалтинге, особенно в профессиональном консалтинге, когда речь идет об аудиторских, юридических услугах, репутационные риски очень высоки. Сам факт судебного процесса не на руку аудиторам, и, я думаю, с их стороны было бы правильней урегулировать этот спор, не доводя его до вынесения каких бы то ни было решений".
В "Глобусе" Business FM рассказали, что пытались решить вопрос в досудебном порядке, но мировой не получилось. В первой инстанции ритейлер проиграл и собирается обжаловать решение. Радиостанция спросила мнение других представителей бизнеса, в частности пересказала историю президенту группы компаний "Диана" Дмитрию Несветову.
Дмитрий Несветов
президент группы компаний "Диана"
"К сожалению, практика бизнес-отношений в нашей стране не лишена такого рода огрехов. Ошибаются все, но в случае, если ошибки критичны, у заказчика всегда есть возможность аудитора поменять. Отказ от дальнейших отношений для аудитора достаточно болезненный".
В результате потерять могут все: одни — деньги, другие — репутацию, а в итоге тоже деньги, и все это на фоне грядущих глобальных перемен. Проводить обязательный аудит в некоторых ситуациях, вероятно, скоро придется и небольшим компаниям.
В Думе намерены отменить аудиторскую тайну. Это значит, что все сведения будут доступны налоговой. А квалифицированных кадров среди аудиторов, как можно понять даже из этой истории, не хватает. Недоимки всего лишь на миллион, возможно, будут вспоминать с ностальгией.
Для справки: Название компании: Столичная Торговая Компания, ООО (Глобус Гурмэ) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot