Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Встреча Дмитрия Медведева с членами Совета палаты Совета Федерации Федерального Собрания.

Обсуждались различные аспекты взаимодействия Правительства и Совета Федерации в ходе законотворческого процесса, в частности, реализация задач, установленных Указом Президента №204 от 7 мая текущего года.
Из стенограммы:
Д.Медведев: Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые коллеги, члены Совета палаты Совета Федерации!
У нас очередная встреча после определённого промежутка времени. Мы в последний раз встречались чуть больше года назад, в феврале 2017 года. Я считаю, что такой формат общения полезен и достаточно эффективен. В прошлый раз мы тоже рассматривали актуальные вопросы жизни нашей страны, и практически все ваши предложения, адресованные Правительству, идеи, которые тогда высказывались, были учтены, как нам представляется, по максимуму.
Сегодня, как и обычно, в Правительстве очень важно уточнить позицию с законодателями. Особенно сейчас, когда Правительству и законодателям предстоит реализовать задачи развития, которые установлены Указом Президента №204 от 7 мая текущего года. Причём график у нас достаточно напряжённый. В Совет Федерации продолжают поступать законопроекты из Государственной Думы. На своём заседании в минувшую пятницу вы одобрили 19 федеральных законов, которые были внесены Правительством.
Как и коллегам из Государственной Думы, вам пришлось продлить сроки работы, за что хочу вас искренне поблагодарить.
Теперь о некоторых позициях по наиболее актуальным направлениям нашего взаимодействия. Это общая рамка, естественно, разговор наш будет касаться и тех вопросов, которые вы посчитаете необходимым обсудить. Тем не менее есть важные темы, которые, очевидно, для всех, участвующих во встрече, представляют интерес.
Во-первых, это поддержка региональных бюджетов после повышения минимального размера оплаты труда. Мы знаем, что в ряде регионов эта тема стала чувствительной. Регионы не так легко способны решить эту задачу. Я имею в виду повышение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума. Я об этом говорил,выступая в Госдуме с отчётом ещё от имени предыдущего Правительства, и сказал там, и ещё раз хотел бы сказать здесь, в этом кругу: мы, конечно, регионам обязательно поддержку здесь будем оказывать. Уже выделили на эти цели из резервного фонда Правительства 36 млрд рублей (я подписал два документа) и прорабатываем вопрос о дополнительном финансировании. Думаю, что эту тему мы ещё так или иначе затронем.
Эти меры поддержки должны быть обязательно увязаны с комплексным развитием территорий. Поэтому второе важное для нас направление – Стратегия пространственного развития. Сразу хочу сказать, что подготовка документа завершается. Вы много сделали для того, чтобы документ получился сбалансированным. Ввели в том числе в свою практику так называемый час субъекта. Главы регионов получили возможность выступить с парламентской трибуны. Всё это, безусловно, должно быть учтено в стратегии.
Есть целый ряд других направлений, на которых, я думаю, мы тоже сегодня остановимся.
Это и строительство школ. Мы и в прошлом году об этом говорили, потому что программа действует и, по всей вероятности, ещё будет действовать достаточное количество лет с учётом прогнозов, которые у нас есть. Мы планировали её на 10 лет. Тем не менее тут есть, наверное, нюансы, о которых нужно поговорить.
Мы затрагивали вопросы медицинской помощи, туризма в ходе нашего предыдущего общения. Мы с Валентиной Ивановной (Матвиенко) недавно, во время встречи в рамках совещания по Десятилетию детства, обсуждали вопрос медицинского сопровождения детских учреждений здравоохранения, их состояния. Давайте, может быть, к этому вопросу обратимся.
Есть и другие весьма важные и сложные темы. Не так давно вы обсуждали на заседании комитета по социальной политике законопроект об изменениях в пенсионное законодательство. Совсем скоро, в четверг, его уже будет рассматривать в первом чтении Государственная Дума. Позиция Правительства вам известна. Хорошо, что и вы подключились к этой дискуссии, тем более что тема действительно непростая и такого рода дискуссия необходима. Рассчитываю, что Совет Федерации и в дальнейшем будет участвовать в этом.
Хотел бы специально отметить, что между Советом Федерации и Правительством установлены хорошие рабочие отношения практически на всех уровнях. Успешно сотрудничают профильные комитеты палаты с министерствами и ведомствами. Мы работаем вместе в правительственной Комиссии по законопроектной деятельности, которую возглавляет Руководитель Аппарата. Министры регулярно участвуют в заседаниях Совета Федерации в рамках правительственного часа. Уверен, что и сегодняшний разговор будет продуктивным и мы сможем выйти на новые идеи и предложения, которые будут полезны для граждан нашей страны.
Мы договорились, что просто обменяемся мнениями. Хотел бы передать слово Валентине Ивановне (Матвиенко).
В.Матвиенко: Спасибо, уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Прежде всего хочу искренне поблагодарить Вас за возможность руководящему составу Совета Федерации на регулярной основе с Вами встречаться. Если можно, мы бы просили, чтобы это было не реже двух раз в год. Мы так же, как и Вы, считаем эти встречи крайне полезными. Совет Федерации как палата регионов – это та площадка, куда оперативно стекается информация со всей страны, из всех субъектов Федерации по проблемам, которые волнуют регионы, по вопросам, которые требуют решения. А для нас это возможность донести эти тревоги и до Вас.
И второе, почему мы считаем такие встречи полезными, – потому что они очень результативны. Все предыдущие встречи – поручения, которые Вы по ним дали, исполнены абсолютно. Эти встречи – это не просто "поговорить", мы к этим встречам готовимся, стараемся максимум возможного выжать в виде Ваших поручений и результата, который потом достигается.
Основные проблемы, которые нас волновали, – это плохое финансовое положение регионов и большой уровень задолженности. Объективно огромная работа проделана Правительством за это время. Ситуация далека от идеальной, остаются проблемы, но ситуацию удалось сдвинуть – с точки зрения снижения уровня долга, более внимательного отношения к субъектам Федерации, поиска резервов улучшения финансовой ситуации. Кроме того, наметился – в среднем, но тем не менее – рост собственных доходов регионов. Но проблема была и остаётся острой. И мы, и Вы будем вместе держать руку на пульсе, с тем чтобы её решать.
Конкретные меры – я могу много примеров привести, где именно Совет Федерации поднимал острые проблемы. Это и нормализация алкогольного рынка. Очень много удалось сделать за это время: уменьшить нелегальное производство водки в разы, увеличить доходы в бюджеты и так далее.
Мы многократно ставили вопрос о консолидированной группе налогоплательщиков и проблемах, которые в этой связи возникли. Правительство услышало, приняты, на наш взгляд, правильные решения, поэтапные, но абсолютно правильные.
Мы постоянно с Министерством экономического развития работаем над Стратегией пространственного развития. Мы не просто критикуем, мы работаем с экспертным сообществом, со специалистами, работаем с субъектами Федерации. Мы предлагаем, что, на наш взгляд, надо сделать, что нужно в основу такого серьёзного документа положить. И, знаете, он стал намного лучше. Коллеги мои ещё выступят по этому вопросу.
Хотя, на мой взгляд, для разработки такого масштаба стратегического документа, как Стратегия пространственного развития, конечно, нужно усиливать интеллектуальный аппарат, потенциал тех людей, которые этим занимаются, чтобы это не свелось, как мы говорили, к агломерациям, только к крупным инфраструктурным и иным проектам для связывания страны, и то в рамках финансовых возможностей. В общем, над этим вопросом мы будем дальше работать вместе с Министерством экономического развития и другими.
Хочу сказать, Дмитрий Анатольевич, что Ваше уважительное отношение к парламенту переносится и на стиль работы Правительства. У Совета Федерации действительно сложилось конструктивное взаимодействие с Правительством. У нас сложился дух партнёрства, у нас нет ни у кого никакой фанаберии, нет такого: "старший/младший брат" – мы работаем в одной команде и всегда находим понимание.
Наработаны эффективные формы взаимодействия – это и правительственные часы, Дни субъектов Федерации, парламентские слушания, расширенные заседания комитетов, ежегодные совещания со статс-секретарями – по определению приоритетов законодательной деятельности. Мы недавно встречались с новым Заместителем Председателя Правительства – Руководителем Аппарата Константином Анатольевичем Чуйченко, проанализировали эти форматы, условились их развивать, расширять и работать над повышением их эффективности.
Хочу отметить, что у нас уже сложились хорошие рабочие контакты и с новыми министрами, и с Аппаратом Правительства.
Нынешняя встреча – первая после формирования обновлённого состава Правительства, которое пополнилось целым рядом грамотных профессионалов. Нам как палате регионов приятно, что многие из этих профессионалов имеют серьёзный опыт работы в регионах. То, что губернаторы пополнили состав Правительства, люди, имеющие такой большой опыт регионального управления, безусловно, пойдёт на пользу. При этом важно, что сохранился крепкий управленческий фундамент, выстроенный Вами, показавший свою эффективность в непростых политических, экономических условиях последних лет.
Сегодня очевидно, что выполнение майского указа, поставленных Президентом амбициозных, масштабных задач потребует ещё большей консолидации усилий органов исполнительной, законодательной власти, Федерального Собрания и субъектов Федерации. Мы к такой работе готовы. Для того чтобы во многих сферах совершить прорыв (это слово должно войти в наш менталитет), прорыв в структурных реформах, прорыв в развитии экономики, в социальной сфере и так далее – а именно такую задачу поставил Президент, – для того чтобы добиться высоких целевых показателей, нужна, безусловно, обновлённая, более современная законодательная база. И времени для раскачки у нас нет. Важность этого указа, кроме содержания, я считаю, ещё и в том, что основные направления обозначены в виде конечных целевых показателей, которых мы должны достигнуть. И это очень ответственно для власти, потому что теперь не только депутаты, но и институты гражданского общества, политические партии, да просто граждане будут строго спрашивать с власти, как идёт реализация этих целевых показателей и выйдем ли мы на конечные результаты через шесть лет.
Всё это успеть сделать не позволит, на мой взгляд, существующая практика подготовки законопроектов, очень забюрократизированная, длительная по срокам, с усложнёнными процедурами межведомственного согласования. И если её не изменить, не придумать новый инструментарий, новые механизмы, новый порядок, – мне кажется, прорыва достичь не получится. Мне думается, чтобы реализовать майский указ, нужно оперативно сформировать пакет первоочередных законов и предложить новую организационную форму ускоренной их разработки и принятия. Конечно же, ни в коем случае не в ущерб качеству. Но резервы для более плотной работы, безусловно, у нас есть.
Вот если, например, взять государственную программу по развитию цифровой экономики, очень серьёзный, основательный документ, – она была утверждена в октябре прошлого года (уже год прошёл, время так быстро летит). В этой программе есть отдельный раздел о её законодательном обеспечении, там предусмотрен пакет из 56 законов. Я буквально вчера ещё раз поинтересовалась – ни одного законопроекта ещё не внесено, и только по 16 ведётся работа по разработке проектов законов. Как мы тогда эту программу реализуем, если... Что впереди – лошадь или телега? Конечно, лошадь – в виде законов, которые обеспечат реализацию этой программы. И много других таких примеров можно привести. Конечно, это не обеспечит прорыв.
Второе. Президентом поставлена задача в целях выполнения майского указа до 1 октября сформировать национальные проекты. Причём отдельно отмечено, что эту работу нужно вести с непосредственным участием регионов. Целевые показатели, если упрощённо говорить, должны слагаться из суммы целевых показателей, которые будут достигнуты в субъектах Федерации. Только на федеральном уровне, безусловно, невозможно их достичь. Пока в регионах (как показывают мои последние поездки в несколько регионов, встречи с руководством, активом, общественными структурами) такого взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации по разработке этих национальных проектов не чувствуется.
Пожалуй, два исключения я бы отметила. Вчера мы проводили первое общественное слушание в Совете Федерации по уже рассмотренному Правительством национальному проекту "Здравоохранение". Оно прошло очень интересно и содержательно. В том числе мы рассматривали национальную программу по борьбе с онкологическими заболеваниями. У Минздрава есть такое понимание, они взаимодействуют с каждым субъектом. Сегодня намечено селекторное совещание с участием вице-губернаторов, министров здравоохранения. Минздрав работает с каждым субъектом в плане разработки его программы национального проекта по здравоохранению, и таким образом сложится большой национальный проект.
По Десятилетию детства после Вашего совещания (ещё раз хочу поблагодарить Вас за поддержку этого важнейшего государственного проекта) также началась организационная работа по включению субъектов. Вы разослали (или разошлёте в ближайшее время) письма с задачами. Так должна строиться работа с регионами и по другим субъектам.
Собираем актив, два-три часа разговора. Они ждут указаний из центра. Конечно, инициатива должна в регионах проявляться в первую очередь, как задействовать потенциал. На конкретные вопросы – "Как вы собираетесь, какими инструментами, какими механизмами сократить бедность в два раза?" – тишина. "Какими механизмами вы собираетесь увеличить объём строительства жилья, чтобы 120 млн построить, какие-то есть идеи?" (не буду называть регион, чтобы не обижать, 0,2 кв. м строится, а минимум нужно 1 кв. м) – "Мы ждём, что нам там скажут". Сейчас нужно очень серьёзно работать с субъектами Федерации. Я попросила Вас дать соответствующее поручение на этот счёт.
Ещё хочу отметить, очень приятно, что нас слышат. Правда – никогда нет отказа со стороны Правительства. Идёт диалог. Мы не политизированы, не популистская палата, мы палата регионов. Мы стараемся выдвигать только конструктивные предложения. И мы благодарны за такое внимательное отношение.
Вот к Вам обращались, Вы поддержали – Силуанов Антон Германович услышал – по орфанным заболеваниям. Мы условились, что будем действовать поэтапно, и первые пять нозологий, особенно в части обеспечения лекарствами детей, будут внесены уже в этом году в закон. Мы такой законопроект внесли в Думу, постараемся на весенней сессии его принять, чтобы с 2019 года уже закупка этих лекарств и финансировалась, закупалась централизованно Минздравом. И будем поэтапно двигаться.
Такой компромисс всегда возможен, если стороны слышат друг друга.
Мы действительно продлили сессию. Совет Федерации всегда готов работать столько, сколько надо. У нас завершающее заседание 28 июля. Хочу сказать, что сессия была напряжённая – и с точки зрения принятия законов, и с точки зрения нашей деятельности по развитию межпарламентского сотрудничества, общественной деятельности и иной. Сенаторами, Советом Федерации на этой сессии внесено существенно больше законодательных инициатив и проектов (мы стараемся активно использовать наше право законодательной инициативы), большинство из которых либо приняты, либо на стадии принятия.
Мы сейчас выстраиваем планы на осеннюю сессию и включим все приоритетные задачи, которые определит Правительство, для активной работы в осенне-зимнюю сессию.
Д.Медведев: Сейчас хочу передать слово нашим коллегам. Только на один Ваш тезис отреагирую – по поводу того, что "сидят и ждут указаний из центра". Это, к сожалению, бывает в нашей жизни. Но мы все прекрасно понимаем, что регионы, даже несмотря на то, что они все разные, у всех разная бюджетная обеспеченность, разные географические условия, разная структура населения и так далее, должны, как Вы сами справедливо сказали, проявлять инициативу в исполнении указа Президента. И самое главное – в общем повышении уровня жизни, поиске новых источников роста. Я слышу то, что Вы говорите, и считаю, что регионы должны, безусловно, принять участие в подготовке документов, связанных с национальными проектами. Кстати, регионы участвуют в этом – в составе нашего президиума совета по стратегическому развитию. Я его заседания регулярно провожу – практически на каждом присутствуют руководители регионов.
Но, наверное, Вы правы в том, что нам нужно сделать так, чтобы регионы понимали в большей степени, что от них требуется, даже несмотря на то, что они должны сами работать. Такого рода методическая работа действительно должна идти по линии министерств и ведомств. Я думаю, её следует усилить в ближайшее время. В противном случае мы можем создать ситуацию, когда в центре занимаются одним, а в ряде регионов – другим.
Это касается даже понятийного аппарата. Мы недавно проводили совещание по национальным проектам, и я специально сказал, и хотел бы, чтобы и члены Совета Федерации меня услышали: у нас нет никаких региональных проектов. У нас есть национальные проекты, которые предложены в указе Президента для того, чтобы достичь целей развития. И у них есть региональная составляющая. А когда мы начинаем это всё делить: это федеральный проект, пусть на это нам деньги дадут и объяснят, как с этим работать, а это региональный проект, мы сами его придумали... В те цели развития, которые в указе №204 от 7 мая 2018 года установлены, и в национальные проекты, паспорта которых мы в настоящий момент готовим (эта работа будет осенью завершена), включено практически всё. И было бы желательно, чтобы эту идею все понимали. Это в части организации работы.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение