Индекс Потребительский Активности (ИПА): Гонка деда Мороза удалась.
Розничная торговля » FMCG сети
Розничная торговля » DIY & Household Retail
Розничная торговля » Сети сотовой связи
Розничная торговля » Сети бытовой техники
Розничная торговля » Прочие торговые сети
Розничная торговля » Общественное питание
Розничная торговля » Сети компьютерной техники
По сравнению с декабрем 2013 года повседневные расходы выросли в номинальном выражении на 15%, что примерно соответствует уровню продовольственной инфляции, но заметно превышает показатель инфляции непродовольственного рынка. При этом расходы на покупку продуктов питания за год выросли на 23%, а на непродовольственные товары повседневного спроса всего лишь на 4%.
Двузначный годовой рост повседневных расходов регистрируется второй месяц подряд, в ноябре цифра составила 12%. Реальный рост повседневных расходов в ноябре – декабре 2014 года составил лишь 2-2,5%. В предыдущие 12 месяцев (с октября 2013 года по октябрь 2014 года) реальные повседневные расходы сокращались на 1-11% в годовом выражении. Значительный рост повседневных расходов (более 30% к ноябрю и 16 – 19% к декабрю 2013 года) наблюдался в Москве и Санкт-Петербурге.
После продолжительного периода снижения реальных и номинальных повседневных расходов у представителей среднего класса в октябре и ноябре 2014 года показатели вновь выросли на 11 - 13% в номинальном выражении. В декабре темп роста увеличился до 18,5% годовых. Реальный рост повседневного потребления среднего класса в четвертом квартале составил порядка 4%.
Россияне в декабре продолжили снимать средства со своих рублевых депозитов и конвертировать их в доллары и евро. Благодаря переоценке валютных депозитов общий итог сберегательного процесса остается положительным. За 2014 год объем рублевых депозитов россиян сократился примерно на 500 млрд. рублей. В то время как за 2013 год он увеличился на два триллиона рублей. Таким образом, дополнительный прирост наличности (в рублях, долларах и евро) у населения составляет примерно 2,5 триллиона рублей. Это соответствует совокупному объему потребительских расходов за целый месяц.
Как было отмечено в предыдущем обзоре, дополнительная наличность стала "давить" не только на рынок наличной иностранной валюты, но и на рынки товаров длительного пользования. В декабре 2014 неожиданно для самих продавцов вырос спрос на легковые автомобили. Декабрьские продажи 2014 года на 2,5% превысили продажи декабря 2013 года. В то время как с февраля по октябрь продажи падали на 10 – 25% от месяца к месяцу. В итоге продажи в 2014 году на автомобильном рынке снизились на 10% в натуральном выражении вместо ожидаемого спада на 12-13%. В 2015 году участники рынка ожидают снижения на 20-25%.
На рынке крупной бытовой и компьютерной техники в декабре случился бум продаж в результате ажиотажного спроса. За две недели были распроданы товары, не находившие своего покупателя предыдущие 11 месяцев, кофе-машины, например. Все это создает предпосылки для резкого роста цен, формирования диспропорций спроса и предложения.
По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, в декабре 2014 года повседневные потребительские расходы выросли в номинальном выражении на 24% по сравнению с ноябрем 2014 года. Это самый высокий предновогодний рост за весь период наблюдений Ромир. В 2013 и 2012 годах декабрьский рост составлял только 20% к ноябрю. В 2011 году гонка деда Мороза ограничилась лишь 14% к ноябрю 2011 года. В далеком 2008 году предновогодний рост составил 21% к ноябрю 2008 года. Расходы на продукты питания в декабре выросли на 30% по сравнению с ноябрем, а расходы на непродовольственные товары – на 16% (см. Гистограмму 1). Приобретение автомобилей, телевизоров и кофе-машин в анализе повседневных расходов не учитывалось.
В сравнении с декабрем 2013 года повседневные расходы выросли в номинальном выражении на 15%, что примерно соответствует уровню инфляции продовольственного рынка. Тем не менее, эта цифра немного превышает общий уровень инфляции, обозначенный Росстатом на отметке в 11,4% в годовом выражении. В результате реальные повседневные расходы в декабре минувшего года оказались выше расходов декабря 2013 года на 2-2,5%. С октября 2013 года по апрель 2014 года и в сентябре 2014 года наблюдалось снижение номинальных повседневных расходов на 1-4%, а реальных на 7-11% в годовом выражении. С мая по июль 2014 года был отмечен небольшой номинальный рост повседневных расходов в 4-6%. С поправкой на инфляцию в эти месяцы можно говорить о снижении реального объема потребления в пределах 1,5-3%
Гистограмма 1. Номинальные и реальные темпы роста повседневных расходов в январе – декабре 2014 года.

Доля продовольствия
В декабре 2014 года доля продуктов питания в общем объеме потребления повседневных товаров (без учета услуг и крупных покупок) выросла по сравнению с показателем ноября на три процентных пункта и составила 59% от общего объема расходов. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса снизилась до 41% от общего объема повседневных расходов. С учетом изменения структуры потребления получается, что расходы на продукты питания за месяц выросли на 30% в номинальном выражении, а расходы на непродовольственные товары повседневного спроса - увеличились на 16%.
По сравнению с декабрем 2013 года доля продуктов питания выросла на четыре процентных пункта (до 59%), непродовольственных товаров - снизилась до 41% от доли повседневных расходов. В годовом выражении расходы на продукты питания выросли в декабре минувшего года на 23%, обогнав инфляцию продуктового рынка (около 15% годовых). Расходы на непродовольственные товары увеличились за год на 4%, отстав от непродовольственной инфляции в два раза. Подобный сценарий стал возможен благодаря жесткой оптимизации непродовольственных повседневных расходов потребителями. В декабре 2014 года россияне решили не экономить на продуктах к праздничному столу.
Города
В Москве индекс потребительской активности в декабре вырос на 34% по сравнению с ноябрем. Такой же рост был зафиксирован в декабре 2008 года. В предыдущие годы показатель индекса не поднимался выше отметки в 25%, а в 2011 году и вовсе составил 16%. По сравнению с декабрем 2013 года повседневные расходы в Моск ве выросли на 19%, ощутимо перегнав показатели потребительской инфляции. За два года, с декабря 2012 по декабрь 2014 года, рост повседневного потребления в Москве составил 16%, что ниже потребительской инфляции за аналогичный период. За три года (с декабря 2011 года) номинальный рост расходов в Москве составил 42%, что более, чем в 1,5 раза превышает показатель общей инфляции потребительского рынка, накопленной за данный период (26%).
В Санкт-Петербурге повседневные расходы в декабре 2014 года выросли по сравнению ноябрем на 31%, что демонстрирует самый высокий предновогодний рост за весь период наблюдений. В 2012 и 2008 годах декабрьский рост был на уровне 26%, в остальные годы - ниже. В сравнении с декабрем 2013 года повседневные расходы в северной столице выросли на 15%, что немного выше уровня потребительской инфляции. За три года (с декабря 2011года) номинальный рост расходов в Петербурге составил 43%, что более чем в 1,5 раза превышает показатель общей инфляции потребительского рынка, накопленной за этот период (26%).
В городах с населением свыше миллиона жителей повседневное потребление в декабре выросло по сравнению с ноябрем на 23%, что также является рекордным показателем за весь период наблюдений. Обычно новогодняя гонка ограничивалась ростом лишь на 15-19%. За год повседневные расходы в городах-миллионниках выросли на 11,3%, как и показатель инфляции потребительского рынка. За три (с декабря 2011 года) номинальный рост расходов в городах-миллионниках составил 31,5%, что выше инфляции потребительского рынка на 5,5 процентных пункта.
В городах с населением свыше 500 тысяч жителей повседневные расходы в декабре выросли на 15% по сравнению с ноябрем, что весьма скромно. В 2013 году рост составил 18%, в 2012 - 21%. В реальном выражении можно говорить о росте потребительских расходов за год всего на 2-2,5%. За три года (с декабря 2011 года) номинальный рост расходов в городах этого размера составил 49%, что почти в два раза выше инфляции потребительского рынка, накопленной за этот период.
В городах с населением 100-500 тысяч жителей повседневные расходы в декабре 2014 года выросли на 28% по сравнению с ноябрем. В 2013 году аналогичный показатель был зафиксирован на уровне 24%, в 2012 году - на уровне 30%. За год (с декабря 2013 года) показатель увеличился до 18%. В реальном выражении можно говорить о росте потребительских расходов на 4-5% за год. За три года (с декабря 2011 года) номинальный рост расходов превысил отметку в 65%, что больше показателя инфляции потребительского рынка в 2,5 раза.
Доходные группы
Потребители с доходами ниже среднего в декабре 2014 года потратили на повседневные нужды на 14,5% больше средств в номинальном выражении, чем ноябре минувшего года. В 2013 году декабрьский рост расходов составлял у них 20%, в 2012 году - 30%. По сравнению с декабрем 2013 года расходы у этих потребителей возросли на 10%, что ниже инфляции потребительского рынка. Реальное повседневное потребление у этой группы россиян снизилось на 1,5% за год с поправкой на инфляцию. За два года (с декабря 2012 года) номинальный рост расходов в этой группе потребителей составил только 15% на уровне инфляции в 19%. За три года (с декабря 2011 года) повседневные расходы у данной группы потребителей в номинальном выражении выросли на 32%, что превышает потребительскую инфляцию, накопленную за этот период, на 6-7 пунктов.
У группы семей со средним уровнем доходов повседневные расходы в декабре 2014 года выросли на 26% к ноябрю и октябрю, и на 45% к провальному сентябрю. По сравнению с декабрем 2013 года повседневные расходы у группы россиян выросли на 18%, обогнав инфляцию потребительского рынка в 1,5 раза. За два года (с декабря 2012 года) номинальный рост расходов в этой группе составил только 11%, что ниже инфляции потребительского рынка почти в два раза. За три года (с декабря 2011 года) повседневные расходы этой группы потребителей в номинальном выражении выросли на 32%, что превышает потребительскую инфляцию, накопленную за этот период на 6 - 7 пунктов. Рост реальных расходов по сравнению с декабрем 2011 года - в пределах 5%.
У потребителей с доходами выше среднего уровня повседневные расходы в декабре 2014 года выросли на 25% по сравнению с ноябрьскими значениями. В декабре 2008 года рост был зафиксирован на уровне 23%, в декабре 2010 года - на уровне 24%, в остальные годы - значительно ниже. За год повседневные расходы обеспеченных потребителей выросли на 12%, что немного выше общей потребительской инфляции. За два года (с декабря 2012 года) номинальный рост расходов в этой группе составил 16%, полностью совпадая с показателями инфляции потребительского рынка. За три года (с декабря 2011 года) повседневные расходы этой группы потребителей в номинальном выражении выросли на 36%, что превышает потребительскую инфляцию, накопленную за этот период, на 10 пунктов. Рост реальных расходов по сравнению с декабрем 2011 года - около 8%.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Household Panel основана на данных потребления 10000 россиян, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир - крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot