Заморозку цен на продукты сохранят, а ряд товаров даже подешевеет.
Ритейлеры объясняли происходящее ростом закупочных цен. Ведь многие группы товаров приходится закупать за границей, а в тех, что производятся в России, велика импортная составляющая. На это наложилось объявленное в августе прошлого года продовольственное эмбарго. Многие недорогие импортные продукты попросту исчезли с прилавков, а оставшиеся в отсутствие конкуренции подорожали.
Но при этом начали расти в цене и традиционные отечественные продукты – сахар, крупы, молочка и т.п. На этом фоне Федеральная антимонопольная служба поддержала инициативу ритейлеров. Каждый продавец формирует корзину для заморозки сам, опираясь на утвержденный правительством список социально значимых товаров. Поэтому в одном магазине могут быть фиксированные цены на курятину, в другом на гречку, в третьем на картофель и т.д.
В феврале цены заморозили на два месяца. За это время рубль укрепился, и цены на народные продукты в торговых сетях начали снижаться в среднем на 10-15%. Отдельные ритейлеры отрапортовали об удешевлении овощей и фруктов до 40%.
Впрочем, происходит это далеко не везде. Многие поставщики не переписывают ценники, стремясь продать без убытков купленные по высокой закупочной цене продукты. Ведь доставка некоторых товаров в Россию занимает несколько недель, и их цена зафиксирована с учетом прежнего курса валют. Поэтому резкого удешевления ждать не приходится. Более того, в ряде случаев повышение цен продолжается. Например, поставщики мясных деликатесов отмечают сохраняющееся подорожание сырья из-за санкций и прогнозируют подорожание порядка 10%.
О продлении заморозки АКОРТ в конце апреля попросили депутаты Госдумы от КПРФ. По их словам, мораторий необходим как минимум до экономической стабилизации в стране, да и после нужно отменять его постепенно, дабы не допустить скачка цен. Это станет проявлением социальной ответственности бизнеса, считают коммунисты.
Дешевле, еще дешевле
В принципе, никаких особенных жертв от торговых сетей "заморозка" цен не требует. И власти, и экспертное сообщество ожидают снижения темпов инфляции. Если сейчас она достигает 17% в годовом исчислении, то к концу года замедлится до 10-12%. Традиционно летом начнут дешеветь отечественные овощи и фрукты: морковка, картошка, лук, свекла, огурцы. Весной их запасы истощаются, поэтому поставщики наращивают дорогостоящий экспорт, но уже с конца июня на прилавках появится продукция российских полей. К сентябрю цены на плодоовощную продукцию минимальны. Обычно они на 50-60% ниже, чем в мае, но в этом году скажется подорожание семенного материала из-за девальвации. В России семена в основном импортные. Поэтому плодоовощная продукция упадет в цене не больше чем на 40-50%.
На фоне снижения спроса могут дешеветь мясо и мясопродукты, которые сильно подорожали в период дорогого доллара. По данным Национальной мясной ассоциации, потребление мяса в 2015 году сократилось на 2-3%, а по итогам года снизится примерно на 6% . Эксперты отмечают некоторое удешевление рыбы в оптовом звене, но на рознице это пока не отражается. По-настоящему дешевая рыба появится лишь тогда, когда львиная доля необработанной продукции будет оставаться внутри страны. Пока же этого не происходит.
Подсолнечное масло с начала года подорожало почти на 20%, следует из данных Росстата. Причина этого – не только изменение валютных курсов, но и низкий урожай подсолнечника в прошлом году. Поэтому многие производители предпочитали продавать его за рубеж, а не внутри страны. В итоге оптовые цены выросли почти вдвое. Сейчас темпы роста в рознице замедляются, и в ближайшие месяцы могут стабилизироваться. Если с урожаем этого года будет все в порядке, подсолнечное масло может немного подешеветь.
Все эти прогнозы сбудутся, если не произойдет никакого форс-мажора. В случае очередной нестабильности на валютном рынке или геополитических неурядиц цены вновь взлетят вверх, отмечают эксперты. И никакие договоренности о заморозке сдержать их не смогут, поскольку работать себе в убыток не станет ни одна сеть.
Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot