Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Картуш с буквой М, амуры и витражи: особняк в стиле модерн на проспекте Мира отреставрируют. (Москва)

Здание было построено в первой трети XIX века в стиле классицизм, однако облик, сохранившийся до наших дней, оно приобрело в 1902 году. Его перестроили в соответствии с канонами стиля модерн. С того времени уцелели фасады и убранство парадных помещений второго этажа — лепные барельефы с изображением амуров, а также росписи на оконных и дверных стеклах, где изображены цветочные гирлянды.
Бывший жилой дом XIX–XX веков на проспекте Мира ждет реставрация. Это образец архитектурного стиля модерн. Изначально это был главный двухэтажный усадебный дом с мезонином, принадлежавший надворной советнице Марии Антоновне Раевской.
В 1902 году, когда им владела уже жена московского купца второй гильдии Софья Циммерман, здание было перестроено в монументальный особняк в стиле модерн. В результате реконструкции, которой занимался гражданский инженер и архитектор Александр Гребенщиков, мезонин разобрали. У здания появились ризалиты (выступы), а с северной стороны возвели трехэтажную пристройку с проездной аркой. В таком виде он и сохранился до наших дней. Последним собственником здания был хозяин ткацкой фабрики Сергей Моргунов. В советское время в особняке располагалась больница. Сейчас его занимает музыкальный коллектив "Хор солистов" под руководством Михаила Турецкого.
Что хранит старый особняк
Из-за того, что у разных частей дома разное количество этажей (два-три этажа), его форма асимметрична и нехарактерна для усадебных особняков. Композиционный центр выделен ризалитом — высоким выступом, напоминающим башню. Более низкие выступы, также напоминающие башни, расположены на углах здания с юго-восточной и северо-восточной сторон. Над окном в вензеле помещена монограмма последнего владельца особняка — фабриканта Моргунова. Проходящий над вензелем карниз плавно изогнут. Характерная для европейского модерна лепнина с растительным орнаментом украшает стены в верхней части окон.
Изначально цоколь центрального фасада был облицован камнем, а цоколь дворового и бокового фасадов — черной керамической плиткой "кабанчик", вытянутой, со скошенными краями, а по форме и размеру напоминающей кирпич. В советское время была проведена реконструкция здания. Внутри убрали часть домовых печей и разрушили некоторые перегородки, облицовку фасадов тоже изменили. И каменный цоколь, и плитку "кабанчик" заменили на черную керамическую плитку классической прямоугольной формы.
"Сохранились декоративные украшения в парадных помещениях второго этажа — большом и малом залах, а также лестница со ступенями из искусственного розового мрамора в северной части здания. Так, стены большого зала, выкрашенные в бирюзовый цвет, украшает лепнина — гирлянды из роз, перевитых лентами, а также барельефы с амурами. Уцелели живописные полотна с изображением цветов. Кроме того, в зале сохранились оригинальные деревянные двери и оконные рамы и даже витражное остекление. Стекла окон и дверей расписаны цветочными гирляндами. В малом зале, где, предположительно, принимали гостей хозяева дома, находится камин из натурального и искусственного мрамора. По бокам от камина к стенам примыкают шкафчики, куда ставили мелкую посуду и безделушки", — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Как пояснил глава ведомства, в здании периодически проводились локальные ремонтные и восстановительные работы, однако комплексной реставрации не было с момента его постройки. Крыша протекает, из-за чего штукатурный и красочный слои внутри дома частично разрушены, на стенах видны следы протечек, местами появилась плесень. Металлические балки перекрытий покрылись ржавчиной, а в каменной кладке образовались трещины.
Как будут реставрировать памятник модерна
Особняк на проспекте Мира — объект культурного наследия регионального значения. Специалисты провели большую научно-исследовательскую работу — изучили архивные документы, чертежи и фотографии, оценили состояние здания и особенности его архитектуры, а затем составили проект реставрации. Он был согласован Департаментом культурного наследия, а все работы будут проводиться под контролем его специалистов.
Согласно проекту, специалисты укрепят каменную кадку и фундамент, отреставрируют исторические окна, демонтируют старую кровлю и заменят ее на новую. На крыше также воссоздадут световой фонарь над каминным залом, слуховые окна, кирпичные трубы, оставшиеся от печей, отреставрируют, а утраченные восстановят по сохранившимся образцам.
Фасады очистят от старой краски и штукатурки, трещины на стенах заделают специальными связующими составами. Затем поверхность стен выровняют, загрунтуют и покрасят в горчичный цвет, а лепной декор — в белый. Черную керамическую плитку, появившуюся на стенах в советское время, демонтируют, вместо нее цоколь на главном фасаде облицуют черным "кабанчиком".
Внутри здания приведут в порядок сохранившийся паркет и воссоздадут его утраченные элементы, отреставрируют лепной декор, витражи, камин, а также люстры, стекло с росписью в малом зале. Деревянные панели в парадном фойе восстановят по аналогу панелей в каминном зале. Кроме того, в здании полностью заменят инженерные системы.
Восстановительные работы коснутся и ограды вокруг здания. Со столбов демонтируют черную керамическую плитку, укрепят на них кирпичную кладку, а затем облицуют белым камнем. Утраченные элементы металлической ограды восстановят по существующим аналогам. Кроме того, по сохранившимся образцам воссоздадут декоративные элементы ограды — вазоны и карнизы.
Александр Гребенщиков (1873–1930) — русский и советский инженер и архитектор, мастер стиля модерн. Окончил Институт гражданских инженеров, с 1908 по 1912 год служил архитектором Московского университета. Руководил возведением психологического и неврологического институтов при университете. Проектировал системы канализации, вентиляции и отопления зданий, проектировал частные дома. Среди его работ — собственные доходные дома в Колобковском переулке (дом 10) и на Никитском бульваре (дом 15), жилой дом с квартирами для приезжих астрономов (Нововаганьковский переулок, дом 5, строение 4).
Подпольная типография и многое другое: что еще реставрируют в Москве
Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важнейших направлений работы столичного Департамента культурного наследия. За последние восемь лет в городе отреставрировали более 1200 памятников архитектуры.
В декабре прошлого года на Покровском бульваре завершилась реставрация дома Дурасова, построенного в конце XVIII века по проекту архитектора Матвея Казакова. Особняк XVIII века — типичный образец архитектуры русского классицизма. В этом году были отреставрированы фасады здания на Лесной улице, где располагается музей "Подпольная типография 1905–1906 годов", а также домПавла Щапова, построенный в 1867-м. В марте этого года в порядок привели бывший жилой дом городской усадьбы XVIII–XIX веков в Денежном переулке, яркий пример архитектуры московского классицизма.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.