Госдума в третьем чтении приняла федеральный закон о ГЧП. "pppcenter.ru". 1 июля 2015
Транспорт и логистика » Деятельность портов
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Воздушный транспорт
Транспорт и логистика » Строительство железных дорог
Строительство » Московский регион
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Воздушный транспорт
Транспорт и логистика » Строительство железных дорог
Строительство » Московский регион
02.07.2015 в 09:27 | INFOLine, ИА (по материалам компании) | Advis.ru
С 1 января 2016 года Россия будет жить в новой реальности привлечения инвестиций в инфраструктуру - Госдума в третьем чтении приняла федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации".
В будущее с оптимизмом
Закон будет ратифицирован Президентом в июле, до его вступления в силу остается еще полгода, а сколько будет формироваться рынок проектов ГЧП предсказать достаточно трудно – закон "О концессионных соглашениях" тому пример. Тем не менее эксперты оптимистично смотрят на перспективы закона и выражают уверенность в его жизнеспособности: "Закон о ГЧП предусматривает ряд механизмов, которые значительно расширят возможности партнеров по структурированию ГЧП-проектов и создадут серьезную альтернативу концессии, а в перспективе позволят не только расширить рынок ГЧП-проектов, но и вывести его на качественно новый уровень" - уверен Председатель Совета директоров InfraOne и председатель Совета партнеров VEGAS LEX Альберт Еганян.
Мы постарались разобраться, может ли закон действительно расширить рынок проектов и устраняет ли он существующие ограничения, которые тормозили процесс привлечения инвестиций в общественную инфраструктуру.
"На сегодняшний день в виду отсутствия федерального закона, регулирующего реализацию проектов ГЧП в 44 субъектах РФ сдерживается реализация 142 проектов ГЧП. Из особенностей закона, которые снимут имеющиеся ограничения и позволят вывести ГЧП в нашей стране на качественно новый уровень, можно отметить: возникновение у инвесторов частной собственности на объекты ГЧП, гарантии окупаемости инвестиций частного партнера и снижение рисков оспаривания контрольно-надзорными органами соглашений о ГЧП, которые имели место в региональном законодательстве о ГЧП", - отмечает заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития ЧГПМария Ярмальчук.
Возникновение права частной собственности на создаваемые объекты – обязательный элемент соглашения, наряду с обязательствами частного партнера по созданию объектов инфраструктуры, их эксплуатацией или техническим обслуживанием, полным или частичным финансированием на этапе строительства. Такой подход соответствует лучшим международным практикам по расширению моделей реализации проектов ГЧП. Также стоит отметить, что в случае, если затраты публичной стороны в проекте больше, чем объем инвестиций частного инвестора, то объект инфраструктуры должен быть передан в собственность государства по истечению срока соглашения.
Важной новеллой в отношении гарантий частного партнера является закрепление субсидии, как единственной формы предоставления бюджетных средств публичным партнером в соглашениях о ГЧП. Это позволяет устранить неопределенность, которая, например, и сейчас сохраняется в концессиях – отсутствие четкого соответствия между финансовыми обязательствами государства по соглашению и формами предоставления бюджетных средств. Правда для жизнеспособности данной нормы потребуются дополнительные внесения изменений в Бюджетное законодательство.
На пути к совершенству
Ряд экспертов отмечает необходимость доработки закона уже в ближайшее время: "Ограничения по участию в проектах в качестве частного партнера иностранных юридических лиц и компаний, находящихся под контролем государства, совершенно не обоснованы и не соответствуют лучшей международной практике" - рассуждает партнер международной юридической фирмы Hogan Lovells (CIS) Александр Долгов. Действительно законом напрямую вводится ограничение на "государственно-государственное партнерство", что может затруднить запуск проектов ГЧП на начальном этапе, и если в предыдущей редакции законопроекта был предусмотрен трехлетний переходный период, то уже с момента вступления в силу закона стоит привыкать к тому, что доля государства в компаниях, которые планируют запускать проекты, должна быть менее 50%.
"Следующий момент, вызывающий вопросы – исчерпывающий перечень объектов соглашений о ГЧП, который создает препятствия (например, в сельском хозяйстве, за исключением мелиорации) или, по крайней мере, из-за которого возникают "серые зоны" (например, фото - и видеофиксация нарушений ПДД) в отношении реализации проектов ГЧП. Перечень можно сделать открытым, либо спустить его на уровень Правительства РФ, либо вместо пообъектного подхода установить общие сферы применения ФЗ о ГЧП" - продолжает Александр Долгов. Перечень действительно носит закрытый характер и из него помимо прочего исключены объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, ввиду специального регулирования законодательством о концессиях, а также дороги федерального, регионального и местного значения. Одно из нововведений перечня – линии связи и коммуникаций, иные объекты линии связи и коммуникаций.
В ответе за качество
Ключевое нововведение закона – внедрение института оценки эффективности проекта на этапе его подготовки. Оценка эффективности будет строиться на основании оценки финансовой эффективности от реализации проекта и достижения социально-экономического эффекта, рассчитанного с учетом целей и задач, определенных в документах стратегического развития. Процесс оценки может достигать 180 дней, а сама методика оценки должна быть утверждена Правительством до конца года.
Председатель Совета Ассоциации "Центр развития ГЧП" Павел Селезнев предлагает системное решение этого вопроса: "Уже сейчас важно консолидировать усилия экспертного сообщества по подготовке методики такой оценки и внедрению ее на региональном уровне. Мы обладаем определенным опытом по разработке такого рода документов и планируем оказывать всяческое содействие Минэкономразвития России в этой работе. Грамотная методика позволит ускорить процесс принятия решений о реализации проектов и позволит оценить качество проектов на этапе их структурирования".
Также оценка эффективности коснется и частной инициативы, в связи с чем подготовка предложения инвестора будет занимать существенно больше времени, поскольку он обязан будет предоставить сведения не только общего характера и проект соглашения, но и материалы, которые позволят оценить финансовую эффективность перспективного проекта, а также его социально-экономический эффект. Рассмотрение предложения инициатора может растянуться до 11 месяцев, а вот позволит ли это избежать некачественного проекта, покажут усилия партнеров.
Региональная повестка
Субъекты Российской Федерации должны привести в соответствие региональную нормативно-правовую базу в соответствие с нормами федерального закона. На текущий момент в субъектах РФ принят 71 региональный закон о ГЧП и более 200 региональных и муниципальных нормативно-правовых актов в сфере ГЧП. "Одной из ключевых задач Центра развития ГЧП на ближайший период станет содействие субъектам РФ в гармонизации региональной нормативно-правовой базы с положениями Федерального закона и повышение квалификации специалистов органов государственной и муниципальной власти в сфере применения положений Федерального закона", - делится планами Павел Селезнев.
Ближайшая перспектива – это наделение полномочиями по реализации политики в сфере ГЧП региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Такая работа сейчас ведется региональными администрациями, но с учетом новых реалий она, безусловно, потребует значительно больше внимания.
В будущее с оптимизмом
Закон будет ратифицирован Президентом в июле, до его вступления в силу остается еще полгода, а сколько будет формироваться рынок проектов ГЧП предсказать достаточно трудно – закон "О концессионных соглашениях" тому пример. Тем не менее эксперты оптимистично смотрят на перспективы закона и выражают уверенность в его жизнеспособности: "Закон о ГЧП предусматривает ряд механизмов, которые значительно расширят возможности партнеров по структурированию ГЧП-проектов и создадут серьезную альтернативу концессии, а в перспективе позволят не только расширить рынок ГЧП-проектов, но и вывести его на качественно новый уровень" - уверен Председатель Совета директоров InfraOne и председатель Совета партнеров VEGAS LEX Альберт Еганян.
Мы постарались разобраться, может ли закон действительно расширить рынок проектов и устраняет ли он существующие ограничения, которые тормозили процесс привлечения инвестиций в общественную инфраструктуру.
"На сегодняшний день в виду отсутствия федерального закона, регулирующего реализацию проектов ГЧП в 44 субъектах РФ сдерживается реализация 142 проектов ГЧП. Из особенностей закона, которые снимут имеющиеся ограничения и позволят вывести ГЧП в нашей стране на качественно новый уровень, можно отметить: возникновение у инвесторов частной собственности на объекты ГЧП, гарантии окупаемости инвестиций частного партнера и снижение рисков оспаривания контрольно-надзорными органами соглашений о ГЧП, которые имели место в региональном законодательстве о ГЧП", - отмечает заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития ЧГПМария Ярмальчук.
Возникновение права частной собственности на создаваемые объекты – обязательный элемент соглашения, наряду с обязательствами частного партнера по созданию объектов инфраструктуры, их эксплуатацией или техническим обслуживанием, полным или частичным финансированием на этапе строительства. Такой подход соответствует лучшим международным практикам по расширению моделей реализации проектов ГЧП. Также стоит отметить, что в случае, если затраты публичной стороны в проекте больше, чем объем инвестиций частного инвестора, то объект инфраструктуры должен быть передан в собственность государства по истечению срока соглашения.
Важной новеллой в отношении гарантий частного партнера является закрепление субсидии, как единственной формы предоставления бюджетных средств публичным партнером в соглашениях о ГЧП. Это позволяет устранить неопределенность, которая, например, и сейчас сохраняется в концессиях – отсутствие четкого соответствия между финансовыми обязательствами государства по соглашению и формами предоставления бюджетных средств. Правда для жизнеспособности данной нормы потребуются дополнительные внесения изменений в Бюджетное законодательство.
На пути к совершенству
Ряд экспертов отмечает необходимость доработки закона уже в ближайшее время: "Ограничения по участию в проектах в качестве частного партнера иностранных юридических лиц и компаний, находящихся под контролем государства, совершенно не обоснованы и не соответствуют лучшей международной практике" - рассуждает партнер международной юридической фирмы Hogan Lovells (CIS) Александр Долгов. Действительно законом напрямую вводится ограничение на "государственно-государственное партнерство", что может затруднить запуск проектов ГЧП на начальном этапе, и если в предыдущей редакции законопроекта был предусмотрен трехлетний переходный период, то уже с момента вступления в силу закона стоит привыкать к тому, что доля государства в компаниях, которые планируют запускать проекты, должна быть менее 50%.
"Следующий момент, вызывающий вопросы – исчерпывающий перечень объектов соглашений о ГЧП, который создает препятствия (например, в сельском хозяйстве, за исключением мелиорации) или, по крайней мере, из-за которого возникают "серые зоны" (например, фото - и видеофиксация нарушений ПДД) в отношении реализации проектов ГЧП. Перечень можно сделать открытым, либо спустить его на уровень Правительства РФ, либо вместо пообъектного подхода установить общие сферы применения ФЗ о ГЧП" - продолжает Александр Долгов. Перечень действительно носит закрытый характер и из него помимо прочего исключены объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, ввиду специального регулирования законодательством о концессиях, а также дороги федерального, регионального и местного значения. Одно из нововведений перечня – линии связи и коммуникаций, иные объекты линии связи и коммуникаций.
В ответе за качество
Ключевое нововведение закона – внедрение института оценки эффективности проекта на этапе его подготовки. Оценка эффективности будет строиться на основании оценки финансовой эффективности от реализации проекта и достижения социально-экономического эффекта, рассчитанного с учетом целей и задач, определенных в документах стратегического развития. Процесс оценки может достигать 180 дней, а сама методика оценки должна быть утверждена Правительством до конца года.
Председатель Совета Ассоциации "Центр развития ГЧП" Павел Селезнев предлагает системное решение этого вопроса: "Уже сейчас важно консолидировать усилия экспертного сообщества по подготовке методики такой оценки и внедрению ее на региональном уровне. Мы обладаем определенным опытом по разработке такого рода документов и планируем оказывать всяческое содействие Минэкономразвития России в этой работе. Грамотная методика позволит ускорить процесс принятия решений о реализации проектов и позволит оценить качество проектов на этапе их структурирования".
Также оценка эффективности коснется и частной инициативы, в связи с чем подготовка предложения инвестора будет занимать существенно больше времени, поскольку он обязан будет предоставить сведения не только общего характера и проект соглашения, но и материалы, которые позволят оценить финансовую эффективность перспективного проекта, а также его социально-экономический эффект. Рассмотрение предложения инициатора может растянуться до 11 месяцев, а вот позволит ли это избежать некачественного проекта, покажут усилия партнеров.
Региональная повестка
Субъекты Российской Федерации должны привести в соответствие региональную нормативно-правовую базу в соответствие с нормами федерального закона. На текущий момент в субъектах РФ принят 71 региональный закон о ГЧП и более 200 региональных и муниципальных нормативно-правовых актов в сфере ГЧП. "Одной из ключевых задач Центра развития ГЧП на ближайший период станет содействие субъектам РФ в гармонизации региональной нормативно-правовой базы с положениями Федерального закона и повышение квалификации специалистов органов государственной и муниципальной власти в сфере применения положений Федерального закона", - делится планами Павел Селезнев.
Ближайшая перспектива – это наделение полномочиями по реализации политики в сфере ГЧП региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Такая работа сейчас ведется региональными администрациями, но с учетом новых реалий она, безусловно, потребует значительно больше внимания.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:

ИНДУСТРИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВО ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Специалисты INFOLine предлагают клиентам сэкономить 50 тысяч рублей на приобретении двух информационно-аналитических продуктов.
В пакет входят:
1. Исследование «Производство продуктов питания и напитков РФ 2025 года» (стандартная цена 120 тысяч руб.). Структура отчета:
- анализ основных показателей производства пищевых продуктов и напитков,
- ключевые события отрасли, включая сделки M&A, а также международную деятельность предприятий,
- детальное описание состояния всех направлений индустрии,
- анализ экспорта и импорта основных продуктов питания,
- рейтинг крупнейших производителей продуктов питания РФ с бизнес-справками компаний,
- актуальные тренды рынка,
- консенсус-прогноз развития отрасли.
2. Отраслевой обзор «140 строящихся и проектируемых пищевых производств РФ. Проекты 2025 года» (стандартная цена 80 тысяч руб.). В обзоре детально описаны инвестиционные проекты строительства и реконструкции объектов по состоянию на апрель 2025 года и планируемые к завершению в 2025-2030 годах в следующих подотраслях:
- переработка и консервирование мяса и птицы, рыбы и морепродуктов, фруктов и овощей,
- производство масел и жиров,
- производство молочной продукции, детского питания и диетических пищевых продуктов,
- производство продуктов мукомольной и крупяной промышленности, хлебобулочных и мучных кондитерских, а также макаронных изделий,
- производство сахара и мелассы, шоколада и сахаристых кондитерских изделий,
- производство чая и кофе, приправ и пряностей,
- производство полуфабрикатов и готовых блюд,
- производство напитков прочих пищевых продуктов,
- производство кормов для сельскохозяйственных домашних животных,
- глубокая переработка зерна.
ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ ПАКЕТА – 150 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ.
Наши контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
str@allinvest.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot.