Россияне в кризис перешли со свинины и говядины на индейку. "РосБизнесКонсалтинг". 19 января 2016
Розничная торговля » FMCG сети
Строительство » Промышленное строительство РФ
Кому без мяса хорошо
Из-за снижения доходов населения потребление мяса в России уже два года снижается — в 2015 году оно по сравнению с прошлым годом сократилось примерно на 3% до 10,3 млн т, в 2014 году — на 2%, хотя до этого начиная с 2009 года непрерывно росло. По некоторым видам мяса падение особенно заметно: например, говядины в 2015 году россияне стали покупать примерно на 10% меньше, рассказал РБК президент Мясного совета Единого экономического пространства Таможенного союза Мушег Мамиконян. Потребление мяса падает на фоне девальвации рубля и резкого снижения импорта: за десять месяцев 2015 года, по данным Центра международной торговли Москвы, импорт мяса и субпродуктов упал на 31,5% до 921 тыс. т. В деньгах импорт упал еще больше — на 42,7% до $2,5 млрд.

Но есть и мясные категории, которым спад импорта сыграл на руку. В последнее время растет производство "нетрадиционных видов птицы" — индейки, утки, гусей, ответил представитель Минсельхоза на запрос РБК. Самый большой прирост показала индейка — производство в 2015 году, по данным Минсельхоза, увеличилось на 34,9% до 205 тыс. тонн. Всего за последние десять лет, по оценке аналитического агентства Global Reach Consulting (GRC), производство индейки выросло в 7,5 раз (см. график). Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин подтверждает рекордный рост производства индейки в 2015 году, но обращает внимание на низкую базу. Юшин напоминает, что 10 лет назад Россия выпускала "смешные" 28 тыс. т этого мяса, с тех пор потребление индейки в стране выросло с 200 грамм на человека до полутора килограммов в год. Есть куда расти и дальше: потребление индейки в США — 9 кг на человека, в Великобритании — 7 кг, в Европе — 4-5 кг, приводит данные Юшин.
Почему сокращается рынок мяса
По данным "Ромира" за первое полугодие 2015 года, средний чек (не очищенный от инфляции) на мясо по сравнению с аналогичным периодом 2014 года вырос на 29%. При этом частота покупок мяса сократилась на 5%. Раньше картина была другой: так, в первом полугодии 2014 года потребление мяса увеличилось на 11%. Рост цен и снижение спроса на мясо Сергей Юшин из Национальной мясной ассоциации объясняет в первую очередь девальвацией рубля и падением доходов потребителей, а не продовольственным эмбарго, действующим с августа 2014-го. "Просто доходов у населения нет, вот оно и экономит на мясе, — говорил он. — А объемы поставок мяса из Европы начали снижаться еще до эмбарго".
Важная птица
"Лет восемь назад все смеялись, никто ничего не хотел про индейку слышать. А сейчас все кому не лень занимаются индейкой. Мы раскачали рынок", — уверен основатель крупнейшего в России производителя индейки "Евродон" Вадим Ванеев. В 2003 году Ванеев запустил первое в стране крупное промышленное производство индейки. Сейчас "Евродон" производит почти 20% всей индейки в России: его предприятия в 2015 году выпустили 37,6 тыс. т в убойном весе. К началу 2017 года инвестиции в производство, по словам Ванеева, достигнут 30 млрд руб. В 2014 году (более свежих данных нет) выручка основного предприятия группы ООО "Евродон", по данным СПАРК, выросла на 14,2% до 4,75 млрд руб., чистая прибыль составила 333 млн руб.
Несколько лет назад индейкой решили заняться и другие крупные мясопереработчики. В 2012 году свои проекты производства индейки независимо друг от друга начали основатель группы "Черкизово" Игорь Бабаев и его двоюродный брат Наум Бабаев. Компания "Дамате", основанная в 2012 году Наумом Бабаевым, стала вторым крупнейшим производителем индейки в России. В 2015 году компания выпустила 34,7 тыс. т индейки в убойном весе.

"Черкизово" в 2012 году подписало соглашение о создании в Тамбовской области совместного предприятия с испанской Grupo Fuertes. "Мы уже входим в тройку лидеров на рынках куриного мяса, свинины и продукто мясопереработки, — говорил тогда "Эксперту" генеральный директор "Черкизово" Сергей Михайлов. — Сейчас наша задача — стать лидером и на быстрорастущем рынке мяса индейки". Партнеры решили построить интегрированное предприятие полного цикла, включающее всю производственную цепочку от выпуска комбикорма до убоя и переработки. Мощность комплекса должна составить 40–50 тыс. т продукции в год с возможностью дальнейшего увеличения. Объем инвестиций — более 7 млрд руб. Первая продукция "Тамбовской индейки" поступит в розницу уже к концу лета 2016 года, рассказала представитель "Черкизово" Марина Каган.
В последние годы было заявлено еще около 50 небольших проектов по производству мяса индейки, говорит президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев?, хотя большинство из них так и не было реализовано.
Ванеев отмечает, что процесс выращивания индейки длительнее, чем курицы: 105-140 дней против 38 дней, но рентабельность производства индейки выше. Раньше Ванеев говорил, что по своим проектам закладывает срок окупаемость в 10 лет. По данным журнала "Эксперт", группа "Черкизово", запуская свой проект производства индейки, ориентировалась на рентабельность по EBITDA выше 30%. Общая рентабельность по скорректированной EBITDA в птицеводстве у "Черкизово" в 2014 году составила 24%.
Вместо свинины и говядины
Индейка перестает быть нишевым продуктом, ассортимент продуктов из нее с каждым годом существенно расширяется, и в некоторых супермаркетах она уже занимает отдельную полку, считает Альберт Давлеев. Представитель второго крупнейшего в России ретейлера X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") подтверждает рост спроса на индейку. В супермаркетах торговой сети "Перекресток" продажи индейки в 2014 году увеличились на 30%, в 2015-м — на 20%, говорит представитель Х5. В итоге доля индейки в продажах всей мясной категории сети "Перекресток" выросла с 13% в 2014 году до 20% в 2015-м.
Высокая доля продаж и большой ассортимент индейки характерны именно для формата супермаркетов, поскольку это довольно дорогой продукт, отмечает Сергей Юшин: стоимость филе грудки индейки в супермаркете обычно начинается от 400 руб./ кг, а филе куриной грудки — от 250 руб./кг, приводит цифры Юшин. У "Дикси Групп" в супермаркетах "Виктория" представлено 11 наименований продукции из индейки, а в дискаунтерах "Дикси" — только 4. При этом конкурирует индейка скорее не с курицей, а с более дорогими говядиной и свининой, которые начала заменять в кризис, считают Давлеев и Мамиконян.

Получить информацию:

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.
Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.
Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.
При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!
Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot